Секретная миссия

16 Ноя 2021 11:09
Количество просмотров: 1391

Почему Чимкентским авиаторам доверили перевозку из Лондона первой национальной казахстанской валюты

15 ноября, — официальный день рождения казахстанского тенге. Это историческая дата для нашей страны, получившая статус Дня национальной валюты и профессионального праздника работников финансовой системы. Накануне корреспондент «ЮК» встретился с асами-авиаторами, блестяще выполнившими правительственное задание по доставке в страну 28 лет назад новой валюты.

Чимкентские летчики в Лондоне, 1993 год.

300 раз облетел земной шар

Пилот первого класса Эрнат Султанович Кумашев, отличник Аэрофлота инженер Бимахан Кемельбекович Аринов и штурман экстра-класса Убайдулла Хатамакулович Альметов — ветераны авиации. У каждого прекрасное образование: Ленинградская Ордена Ленина Академия гражданской авиации (ОЛАГА) и Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА), многолетняя служба в рядах чимкентского авиаотряда, авиакомпании АО «Шымкентавиа».

На самолетах Ан-2, Ан-24, Ил-76 Э. Кумашев налетал 20 тысяч часов — почти 300 раз облетел земной шар, образно говоря!

У У. Альметова 15 000 часов полетов и престижный нагрудный знак за безаварийную работу в воздухе.

40 лет прослужил Б. Аринов в чимкентском авиаотряде.

Первый Ил-76

В 90-е страну лихорадило. Это были самые трудные времена. Закрывались предприятия. Кризис добрался и до шымкентского авиаотряда. И многие не поверили всерьез разговорам о возможной покупке мощного военно-транспортного самолета Ил-76: откуда такие деньжища?!

Б. Бимаханов работал тогда в авиаотряде главным инженером.

«В сентябре 1991 года, — рассказал он, — меня вызвал командир отряда Александр Иванович Лебедев.

«У нас есть возможность, — объявил он, — приобрести грузовой Ил-76. Обещали помочь правительство и местные власти».

Я сразу согласился участвовать в доставке нового самолета и подготовке к допуску нашего инженерно-технического состава к его обслуживанию. Срочно отправился в Узбекистан в Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПО). Там обрадовались нашему визиту: новенькими Ил-76 была заставлена вся территория, их уже два года никто не покупал. В учебно-техническом центре (УТЦ-3) начали переподготовку наших бортинженеров и авиатехников. Параллельно готовили летчиков, штурманов и бортрадистов».

«Нас, пилотов, обучали управлению Ил-76 заслуженный пилот-испытатель СССР Василий Свиридов, пилот-испытатель Валерий Григорьев, заслуженный щтурман-испытатель Анатолий Тверье, инженер-инструктор Владимир Скринник — команда ТАПО имени Чкалова, — делится воспоминаниями Э. Кумашев. — Из Ташкента сразу отправили в Казахстанское управление гражданской авиации в учебно-тренировочный центр на пятимесячные курсы по изучению английского языка, обязательного на международных воздушных трассах».

7 августа 1992 года в чимкентском аэропорту впервые приземлился Ил-76. Командир экипажа — Э. Кумашев. На борту находился инспектор — летчик-испытатель ТАПО им. Чкалова В. Свиридов.

«Полет из Ташкента занял минут двадцать. Перед посадкой совершили два триумфальных круга над Чимкентом. Самолет — чудо! Умный, послушный, надежный», — признался первый командир первого Ил-76 в парке чимкентского авиаотряда.

Слева направо: Б. Аринов, Э. Кумашев, У. Альметов, 2021 год.

Задание особой важности

Когда в начале 1993-го поставили задачу доставить в Казахстан первые тенге, напечатанные в Великобритании, единственным надежным транспортным самолетом, способным это сделать, был чимкентский Ил-76 и чимкентские авиаторы. К этому времени они уже опробовали воздушные маршруты в Сингапур, Дели, другие города мира, куда совершали коммерческие рейсы: возили в Казахстан различные грузы.

Тогда Э. Кумашев был командиром эскадрильи авиаотряда. Он принимал участие в формировании экипажей в Лондон за специфическим грузом, составлялись графики полетов. И сам несколько раз летал туда.

«Никаких бумаг о неразглашении накануне полетов в Англию мы не подписывали, — признались гости редакции. — Нам только сообщили, что это правительственное задание и выполнить его нужно по высшему классу. Конечно, догадывались, о каком грузе идет речь, но держали языки за зубами. Даже домочадцы ничего не знали».

«Полеты в Лондон начались в начале 1993-го, — рассказал Эрнат Султанович. — Туда тоже отправлялись непустыми. В составе экипажа были два пилота, штурман, бортинженер, бортрадист, два бортоператора, два инженера по обслуживанию самолета. Маршрут в основном проходил через Актюбинск. Там делали посадку, заправлялись и брали курс на Лондон. Полет в общей сложности занимал немногим более семи часов».

Не однажды в качестве инженера по обслуживанию оборудования отправлялся в Великобританию и Б. Аринов.

«Лондон называют Туманным Альбионом. Но при посадке в аэропорту Станстед нам ни разу не довелось попасть в густой туман, всегда стояла ясная погода. Только однажды взлетали в туман», — признался штурман У. Альметов.

Он рассказал, как гостеприимно встречали казахстанцев в английской столице. Представители британской фирмы «Харрисон и сыновья» расселяли экипаж в хорошей гостинице, устраивали интересные экскурсии, например, в знаменитый музей восковых фигур Мадам Тюссо.

«Лондон покорил нас приветливым нравом жителей и идеальной чистотой. Как будто тротуары и улицы там натирали щетками с моющими порошками. На обратном пути приземлялись в Таразе, тогда он назывался Жамбул. Покидали самолет и не видели ни погрузки, ни разгрузки», — продолжает Э. Кумашев.

Фото автора и из личных архивов сотрудников чимкентского авиаотряда

Встреча с автором тенге

Первоначально планировалось 18 авиарейсов в Лондон и обратно.

«Но их было более 30-ти, — уточнил Э. Кумашев. — В апреле 1993-го чимкентский авиаотряд приобрел второй Ил-76, в июле — третий. И все они были задействованы в выполнении правительственного задания. Летали практически до конца 1993 года».

В составе экипажа последнего спецрейса в Лондон был штурман У. Альметов. Он рассказал о том памятном дне: «Встречать нас в Жамбул приехал президент дизайнеров Казахстана, заслуженный деятель искусств РК Тимур Сулейменов, один из авторов тенге. Он возглавлял коллектив разработчиков самых первых образцов национальной валюты. Вместе с коллегами он нас тепло встретил в аэропорту. Звучали слова благодарности. На память о знаменательном событии сфотографировались».

Сейчас большинство из тех, кто выполнял важные для страны авиарейсы, пенсионеры. И главный их профессиональный праздник — День гражданской авиации. Но и ко Дню национальной валюты у них особый пиетет: ведь они доставили в Казахстан первые казахстанские деньги.

 

 

Татьяна Корецкая

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментария в “Секретная миссия

  1. В статье ошибка. Командира авиаотряда звали Алексей, а не Александр. Это мой отец. У меня есть много фотографий с этой поездки.

Добавить комментарий для Ярослав Лебедев Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *