Штрихи к портрету Айнур Асановой

1 Мар 2019 10:17
Количество просмотров: 597

 Таких героев сразу определяешь в категорию «люди достопримечательности». Не здания и памятники, а именно люди, которые украшают город своим присутствием, несут свой свет и энергию людям, становятся неотъемлемой частью общего портрета горожан. Художника Айнур Асанову к таким достопримечательностям причислила сразу. Конечно, напросилась к ней на интервью, которое, впрочем, больше напоминало экскурсию по ее небольшой студии. Удалось познакомиться и с ее картинами, и с учениками. Студия живописи «Ainur Ge» открылась в 2016 году и почти сразу стала центром притяжения людей творческих. Друзей-художников, соратников, учеников. В учениках — люди разных возрастов и профессий: от школьников и студентов до бухгалтеров и стоматологов. Молодежь Айнур Гельмановна готовит к поступлению в художественный колледж или вуз, а любители пишут маслом для себя. Мне же студия больше напомнила ларец с сокровищами: открываешь, высыпаешь, любуешься каждой вещью, долго рассматривая ее на свету. Здесь и причудливые вазы, и античные бюсты, и глиняные кувшины, медные блюда, добытые в раскопках, и многослойные палитры в цветастых пятнах краски, ставшие уже арт-объектами, и много всякой старины, добытой на блошином рынке. Все служит на пользу художникам. Вместила студия и небольшой фонд картин самой хозяйки. Каждая ее работа – в чем-то объяснение ее самой. Так, штрих за штрихом, слой за слоем открывается для любопытных глаз художник Айнур Асанова.

О корнях и родителях

«Отец, Гельман Кусаинович, был переводчиком, специалистом по немецкому языку, одним из самых первых преподавателей в Кокчетаве. Окончив в 1955 году Алма-Атинский институт иностранных языков имени Абая, он отказался от предложения продолжить обучение в МГИМО и поехал работать в глубинку — село Зеленое Астраханского района Кокчетавской области, ведомый искренним стремлением работать на благо своего народа и страны. Удивительное было то поколение. 32 года отец трудился директором школы, всю жизнь преподавал, был внештатным корреспондентом одной из казахстанских газет на немецком языке, много переводил, писал научные статьи. В числе его переводов — лютеранская библия, которую он перевел для соседей. А мама, Ольга Ибраевна, невероятная красавица, была всю жизнь при нем. Женой и хозяйкой. На ней были домашний быт, дети, заботы и хлопоты обо всей семье. Папа — из венгерских кипчаков, мама — казанская татарка. Дед отца перевез семью в Казахстан. Рядом жило много немецких семей, оказавшихся в Казахстане после высылки с Поволжья. Да и других народов хватало, которых объединила казахская земля. Мы выросли в таком котле наций, культур, что оказалось весьма полезным для развития. Поэтому с сестрами и братом знаем несколько языков, легко находим общий язык с представителями разных этносов. Дети мои пошли еще дальше: Европа, Америка. Для них уже нет границ. Старшая — специалист по Западной Европе, сейчас у нее своя английская школа в Актобе. Младшая училась в Пекине, специалист по китайскому. В семье — полный интернационал. Но национальное, родное — это свято».

О творческом начале и начале творчества

«Мое образование корнями уходит в семью. Мы выросли на шикарной отцовской библиотеке, классике мировой литературы. С детства нам прививали любовь к искусству – все происходило естественно, само собой. В пятнадцать лет попала на выставку работ Николая Рериха в Ташкенте и была очарована цветом. И хотя «романа» с Рерихом у меня не случилось, но чистота цвета до сих пор живет во мне. Сильнейшее впечатление жизни – Пиросмани. Когда я впервые увидела его «Оленя», я поняла, что значит быть хорошим художником. Позже даже картину своего детства написала: Ишим, я на берегу, отцовский журнал с картиной Пиросмани. Дорогие сердцу воспоминания. Но, пожалуй, увлечение всей жизни – это Модильяни. Его работы я чувствую кожей.  Его уникальная живопись почти не имеет примесей.

Невероятно повезло мне и с наставником. Главным учителем был Николай Георгиевич Лебединский, друзья звали его Кока. Одессит, выпускник Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица, он учил меня искусству. Да и вся его жизнь – один сплошной урок. В конце 70-ых годов Кока отправился на последипломную отработку в Азию. Его направили преподавать основы монументальной живописи в Ташкентское художественное училище. Преподавал он плохо, так как был индивидуалистом. Кока был художник от Бога, ему претила рутинная работа учителя, связанная с бесконечной писаниной. Преподавательство он понимал по-своему: нужно бесконечно говорить об искусстве. Как он был прав! Одним словом, вскоре он написал заявление об увольнении и уехал в солнечный город на юге Казахстана. Его с радостью приняли в городской художественный фонд Чимкента. Здесь он прожил двадцать лет. Мы познакомились холодным ноябрьским днем в мастерской знакомого скульптора. Мне было 19, ему — 41. Я к тому времени окончила Чимкентское художественное училище и уже работала по специальности. Но именно Кока Лебединский посвятил меня в истинный смысл искусства, в самую его сокровенную суть. Я уяснила главное: художник — это не тот, кто просто умеет рисовать, а тот, кто знает историю искусств и имеет собственную философию. С тех пор на том и стою. В моей собственной методике преподавания основа основ именно история искусств. С этого фундамента начинается настоящий художник. А философия и собственное творчество обязательно придут, если человек неглуп и талантлив. С этими принципами преподавала в областной художественной школе, затем в вузе, ну а теперь в своей студии. И мне за свою работу не стыдно. Любительства в живописи не приемлю. Органически.

Вообще считаю, что изобразительное искусство — дело интимное, и художник, отдаваясь ему, не ставит перед собой цели и ее достижения. Искусство во всех его ипостасях и проявлениях должно приносить высшее наслаждение ему самому, а если еще и зрителю, то цель сама собой достигнута».

О дне сегодняшнем и завтрашнем

«День сегодняшний – это студия, ученики. Они меня очень радуют. Много талантливых неординарных ребят с собственной философией – все, как я люблю. Ведь и я у них учусь тоже. Вообще заметила, что художественное творчество сегодня очень востребовано. И современные дети, приходя на обучение, уже умеют рисовать в 3D-плоскости. Им все дается по-другому, и мир они видят по-своему. Наблюдать за этим удивительно и интересно.

А день завтрашний – это, в первую очередь, собственные выставки. Это всегда большое событие. Моя персональная выставка в 2015-ом в Москве, которую организовал итальянский дизайнер Онофрио Юколана, подарила мне знакомство с научным секретарем писательницы Анастасии Цветаевой, младшей сестры Марины Цветаевой, Станиславом Айдиняном. Я к тому времени только вернулась с цветаевских мест, была переполнена ее творчеством. В ближайшие год-два планирую провести выставку в Нью-Йорке. Нужно осваивать новые горизонты».

Алиса Масалева

фото автора

 

2 комментария в “Штрихи к портрету Айнур Асановой

  1. замечательный человек, я знакома с ней и с ее творчеством. хотелось бы пожелать успехов и процветания Айнур, и по больше таких творческих людей в нашем городе

  2. Надо же как увлекательно все описано! Благодаря своей подруге, познакомилась с этим замечательным человеком и оказалось что мы с ней землячки! Радует что в нашей стране есть такие талантливые люди, которые прославляют наш Казахстан за рубежом, это очень правильный пример для молодежи. Хотелось бы пожелать удачи, процветания и вдохновления уважаемой Айнур Гельмановне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *