Скупой платит вдвое. Бедный тем более.Или ходит пешком

3 Фев 2020 17:47
Количество просмотров: 7488

Легализация подержанных автомобилей, ввезенных из стран ЕАЭС, обойдется

примерно в два раза дороже их цены

Резко увеличившееся, даже визуально, количество автомашин с кыргызскими, российскими и совсем экзотическими армянскими госномерами на дорогах Туркестанской области наводит на мысль, что это неспроста. Действительно, цены на подержанные, но еще очень бодрые авто, особенно в сегменте внедорожников, в этих республиках приятно отличаются от отечественных. За два-три миллиона в тенге по курсу можно найти вполне приличный джип и, потратив еще тысяч 150-200 на перегон, ни в чем себе не отказывать. Страны ЕАЭС, как советская Болгария, уже почти не заграница, живем вроде как в едином таможенном пространстве. И было бы многим счастье, если бы не постоянно растущая забота нашего государства о благосостоянии граждан и неутомимое нормотворчество, ставшее просто национальным бедствием.

Положение оценил Глава государства.

Автомобили, зарегистрированные в Кыргызстане и Армении, могут временно ввозиться в Казахстан без уплаты таможенных пошлин и прочих платежей только лицами, постоянно проживающими в этих странах.

«Сегодня в Казахстане проблема с авто, ввезенными из стран ЕАЭС, которые своевременно не поставлены на регистрационный учет.

К примеру, в России и Кыргызстане наши граждане приобретают автомашины по доверенности, фактически являясь владельцами. Они эксплуатируют их в Казахстане без постановки на учет. В Армении же наши граждане, нарушая законодательство Казахстана, оформляют техпаспорта. Большинство ввезенных в страну таких авто не ставится на учет. Таких машин десятки тысяч», — на минувшей неделе сказал Президент РК на расширенном заседании Правительства.

«История имеет глубокие корни, — говорит руководитель группы общественного мониторинга Б. Исалиев.- В 2010 году введены таможенные пошлины на ввоз автомобилей, которые иначе как драконовскими назвать трудно. Причем без разницы — ввозите вы машины вагонами или купили одну для личного пользования. Потом ввели утилизационный сбор. Чтобы растаможить купленный за границей автомобиль и поставить его на учет в Казахстане, нужно заплатить две его цены. Купили вы его в Северной Америке или в классово близких странах ЕАЭС — без разницы. Единое таможенное пространство, говорите? Ага, сейчас. В результате ввоз автомобилей из-за рубежа сошел на нет. Покупать новый «отечественный» автомобиль казахстанцам не по карману. Цены на автохлам на внутреннем рынке предсказуемо поползли вверх, и приобрести подержанную машину по вменяемой цене в стране уже давно фантастика. Остается единственный вариант — купить автомобиль в странах Союза, где цены все еще щадящие, и ездить с иностранными госномерами, пока не попадешь под очередной полицейский рейд, как не раз уже бывало с машинами из Кыргызстана».

Но тут наше человеколюбивое законодательство обрушивается на счастливого автовладельца стремительным домкратом. Комитет государственных доходов еще осенью прошлого года доходчиво разъяснил:

«Автомобили из третьих стран, то есть иностранные, можно временно ввозить на один год иностранным гражданам без уплаты каких-либо платежей. Граждане государств-членов ЕАЭС могут временно ввозить иностранные автомобили только при условии уплаты финансовой гарантии так же на один год. Автомобили, ввезенные в Казахстан из стран ЕАЭС, признаются иностранными товарами и находятся под таможенным контролем. Граждане Казахстана могут ввозить на территорию страны автомобили, растаможенные в Кыргызстане по 1 января 2014 года, и автомобили, растаможенные в Армении, — до 10 октября 2014 года. Автомобили, растаможенные в Кыргызстане в период с 1 января 2014 года до 1 января 2020 года, в Армении — в период с 10 октября 2014 года до 1 января 2020 года, признаются иностранными товарами и находятся под таможенным контролем. Эти автомобили могут временно ввозиться на территорию нашей страны только лицами, постоянно проживающими в Кыргызстане и Армении. Лица, которые постоянно не проживают в этих странах, могут ввозить автомобили после уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, по ставкам, указанным в приложении 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», и уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. Для автомашин из Армении — после 1 января 2023 года, из Кыргызстана — после 1 января 2025 года».

фото с сайта oвк.kz.

Вот как-то так, если кто понял. До начала 2020-го мы могли покупать в этих республиках подержанные машины потому, что действовали правила на переходный период после их вступления в ЕАЭС. Кырзызстан и Армения вошли в ЕАЭС позже Казахстана, России и Беларуси. Поэтому там действовали переходные правила ввоза товаров, предусматривавшие низкие таможенные пошлины. Поэтому ввозимые автомобили были намного дешевле, чем в Казахстане. Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Что и имеем на сегодняшний день.

Комитет госдоходов добавил к этому еще и автомобили, завезенные к нам из такой близкой и такой далекой и загадочной Монголии. Есть, оказывается, и такие. Сам, правда, не видел, но ведомству лучше верить на слово. Иначе себе дороже, да и проверить невозможно.

«Сегодня на рынке имеются автомобили, — считают в ведомстве, — которые были ранее ввезены из Монголии и затем были незаконно поставлены на регистрационный учет в органах внутренних дел. Такие машины считаются иностранным товаром, и по ним будут приниматься соответствующие меры».

Остаются открытыми вопросы: каким образом машины из этой экзотической страны «были незаконно поставлены на регистрационный учет в органах внутренних дел» и насколько массовым было это не красящее нашу лучезарную действительность явление? И уж совсем дурацкий вопрос: если они поставлены на учет и получили казахстанские госномера, значит, они уже наши? Тогда каким, извините, боком они «иностранный товар», а?

В РК зарегистрировано более 3,7 миллиона легковых автомобилей. 2 миллиона из них старше 10 лет.

На фоне широко декларируемой борьбы за обновление автопарка и приведения его к стандартам «Евро-5» отечественные производители неуклонно поднимают цены, что популярности машинам казахстанской сборки не прибавляет. Патриотизм — прекрасное чувство, но денег таких у людей просто нет.

Умиляет официальное объяснение от МВД необходимости всенародной борьбы с автовладельцами-полулегалами — безопасность дорожного движения. Это — наше все. Ну разве что еще трудности взыскания штрафов. Это у нашей-то дорожной полиции, завоевавшей в упорной борьбе международную известность этими самыми «взысканиями» в разных видах и по самым разнообразным поводам!

Самое пикантное, что масштабов явления никто толком не знает. Президент осторожно оценивает количество автомобилей, ввезенных таким образом в страну, в десятки тысяч, МВД солидно уточняет — 170 тысяч машин. Но это общее количество автомашин, пересекших государственную границу. Отнюдь не все они приобретены нашими соотечественниками описанным образом и эксплуатируются на просторах Родины в обход закона. Сюда входят и иностранцы, вполне легально временно въехавшие на своей автомашине в Казахстан. Но даже если все170 тысяч — нарушители, цифра как-то не впечатляет. Только в нашей области автопарк давно перевалил за 300 тысяч.

«Первый крупный всплеск интереса казахстанцев к «серым схемам» ввоза личных автомашин, — вспоминает Б. Исалиев, — произошел в 2017 году. Тогда массово завозили машины из Кыргызстана. Тогда же МВД подняло вопрос об их легализации — постановке на государственный учет по казахстанским законам. Тогда же начались полицейские рейды. Нашей области эта напасть почти не коснулась, а вот в Алматы задержали несколько сотен машин и привлекли к административной ответственности их владельцев. Акция была разовой, вызвала бурю возмущения в интернете и СМИ и, по сути, серьезных последствий не имела. Проблема регистрации автомобилей с иностранными госномерами не была решена, и казахстанцы продолжили скупать дешевых «иностранок». В 2019-ом открылся рынок Армении.

При двукратной разнице в цене на отечественном и армянском рынках подержанных автомобилей выбор покупателей был предсказуем.

С 1 января 2020 года для Армении и Кыргызстана закончилось действие переходных положений при вступлении в ЕАЭС. Теперь таможенные пошлины на ввоз товаров, в том числе автомобилей, должны выравняться. В смысле подрасти до запредельно высоких, действующих в странах-основательницах Союза. Закончится и льготный период для граждан Армении и Кыргызстана, во время которого они могли ввозить автомобили в свои страны по низким таможенным ставкам. Именно из-за завершения переходного периода МВД Казахстана взялось за ввезенные в страну автомобили. 14 января министерство обратилось к гражданам с призывом зарегистрировать транспорт, состоящий на иностранном учете, напомнив, что автомобили, зарегистрированные в Кыргызстане и Армении с 2014 года до 1 января 2020 года, могут временно ввозиться в Казахстан без уплаты таможенных пошлин и прочих платежей только лицами, постоянно проживающими в этих странах. Теперь эта лазейка закрылась. Автомобилей с российскими и белорусскими номерами это не касается.

По нашему законодательству граждане РК при покупке автомобилей в Армении и Кыргызстане должны регистрировать их с уплатой таможенных пошлин и утилизационного сбора в течение десяти рабочих дней с момента покупки на таможенной территории ЕАЭС.

Нарушителям грозит суровый штраф в 10 МРП, а автомобиль заберут на штрафстоянку. МВД приводит статистику ДТП с участием автомашин-иностранок: более 1,8 тысячи за прошлый год, 132 погибших и более 500 раненых. Фискалы говорят, что из-за серых схем ввоза автомобилей бюджет недополучает около 300 миллиардов тенге».

Меры по борьбе с «иностранками» мотивируются и необходимостью поддержки отечественного «автопрома», если так громко можно назвать крупноузловую «отверточную» сборку автомобилей на казахстанских автозаводах. В 2019 году таких машин в стране было приобретено более 70 тысяч. Количества продаж, сопоставимого с заявленным числом «серых» автомобилей (160 тысяч), мы достигали только в 2014 году.

По данным Комитета по статистике, количество легковых автомобилей в Казахстане с 2016 года уменьшилось на 159 тысяч (4%). По итогам 2019-го в стране зарегистрировано 3,7 миллиона. В среднем на 100 жителей Казахстана приходится 20 легковых автомобилей. Самые состоятельные сограждане предсказуемо сконцентрировались в Алматы. Здесь на 100 человек приходится 25 машин. В затылок дышит, неожиданно, Северо-Казахстанская область – 24 машины на 100 жителей, почетное третье место делят Алматинская область и Нур-Султан – по 23,9 на сотню жителей.

На их фоне Туркестанская область выглядит бледно. Несмотря на ставшие брендом южные понты, у нас на сто жителей зарегистрированы жалкие 11,4 легковушки. Нас опережают даже кызылординцы — 14,1 и актобинцы — 16,6 автомобиля. Всего в Туркестанской области зарегистрировано 344 390 легковых автомашин. По статистике каждый десятый житель нашего благодатного юга — автовладелец. В реальности: если у вашего соседа десять машин, а у вас ни одной, то в среднем у каждого по пять.

Проблемы владельцев автомашин с иностранной регистрацией должны быть решены до конца февраля. Такую задачу перед Правительством поставил лично Глава государства.

«Для разрешения проблемы, — сказал К. Токаев, — Правительству в месячный срок в разовом порядке обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезенных по состоянию на 1 февраля 2020 года гражданами Казахстана из ЕАЭС для личного пользования.

Регистрация будет действовать до 1 марта 2021 года. Такие автомашины должны соответствовать требованиям техрегламента. При этом граждане должны уплатить регистрационный сбор и госпошлину. Временная регистрация должна осуществляться без права отчуждения и передачи в пользование и распоряжение другим лицам. До 1 марта 2021 года автовладельцы должны уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет либо вывезти его из страны, либо осуществить иное, не запрещенное законодательством действие. Все соглашения, которые будут подписаны впредь в рамках ЕАЭС, должны учитывать национальные интересы Казахстана».

Таким образом, финансовая казнь владельцев «иностранок» отсрочена на год. Что вряд ли их сильно обрадует, но, возможно, хотя бы остановит тех, кто уже собрался в дорогу за ближайший бугор покупать дешевую, но хорошую машину. В перспективе, и не такой уж далекой, такая экономия обойдется себе дороже. Как уже говорилось — в два раза.

Если готовы заплатить столько за все же старую машину — в жизни всегда есть место подвигу. Но подумать стоит всерьез. Лучше с применением калькулятора.

Игорь Лунин

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *