Степная арфа или музыка для души

29 Июн 2023 12:28
Количество просмотров: 3147

В Байдибекской районной школе искусств и музыки им. О. Тайманова в следующем году хотят в качестве эксперимента открыть класс жетыгена.

История этого казахского национального музыкального инструмента с завораживающим звучанием уходит корнями в прошлое. О его возникновении ходят легенды, и сегодня все больше молодых людей хотят освоить уникальный щипковый инструмент. По форме он напоминает гусли или лежачую арфу. Звучание мягкое, певучее, как будто сразу проникает в душу.

А началось все с того, что преподаватели отделения домбры на курсах повышения квалификации в Алматинской консерватории заодно обучились игре на жетыгене. Огромным желанием освоить этот инструмент загорелась Ж. Камбарова. Она буквально влюбилась в композицию «Алтыныма» молодого композитора Б. Бекмуханбетова и первым делом научилась исполнять именно ее, а потом уже стала играть кюи и другие произведения. На свои деньги Жазира приобрела жетыген, изготовленный из красного дерева. А стоит он, надо сказать, недешево – более 200 тысяч тенге. Сегодня ее ученицы уже могут похвастать первыми успехами. На днях они приняли участие в музыкальном детском конкурсе «Жарқыра, жұлдыз» в Алматы, где покорили прекрасной игрой и зрителей, и строгое жюри.

Ж. Камбарова радуется успехам своих учениц.
Л. Тажиева мечтает открыть отделение жетыгена в школе.

«Жетыген еще называют степной арфой, — говорит Жазира. — Очень похоже звучание. Принцип игры на нем тот же, только жетыген лежит на коленях музыканта. Перед каждым уроком обязательно надо настраивать инструмент. Для этого я использую специальный ключ и мобильный телефон. Натягивая и ослабляя струны, делаю звучание жетыгена идеальным. По телефону определяю, как должна звучать та или иная струна. Рада, что на курсах повышения квалификации познакомилась с профессором Нургуль Жакыпбек, проводившей мастер-класс. Именно она заинтересовала и обучила игре, а сегодня продолжаем обучение онлайн. Дети проявляют огромный интерес к старинному инструменту. Пока обучаю лишь нескольких учениц, у которых неплохо получается. Своим исполнением они произвели фурор на праздничном мероприятии в райцентре. Ко мне сразу стали обращаться родители, которые хотели отдать детей учиться. Хочется отметить, что раньше игра на жетыгене была привилегией только состоятельных людей. Считалось, что девушки из богатых семей должны уметь играть на нем. Лично на меня звучание жетыгена влияет благотворно. Как будто очищается аура. Но игра на этом инструменте требует терпения, усидчивости и огромной любви к музыке».

Существует легенда о возникновении жетыгена, которая на протяжении веков передается из уст в уста. Согласно ей, жил в одном ауле старик, у которого было семеро сыновей. В один год на эту деревню обрушился сильный джут (массовый падеж скота), люди голодали. К несчастью, этот голод не обошел и дом старика. Один за другим начали умирать его любимые сыновья.

После смерти своего старшего сына Кании убитый горем старик взял кусок высохшего дерева, натянул на него струну и исполнил кюй «Қарағым» («Мой родной»). После смерти второго сына Торалыма отец натянул вторую струну и сыграл кюй «Қанат сыңар» («Разбитое крыло»). Третьему сыну Жайкелды он посвятил «Құмарым» («Любимый мой»), четвертому Бекену — «От сөнер» («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу — «Бақыт көшті» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару — «Күн тұтылды» («Затмившееся солнце»).

Потеряв младшего сына Кияса, старый отец натянул последнюю седьмую струну и исполнил кюй «Жеті баламнан айрылып құса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»).

Кюи дошли до нас в виде завораживающей композиции под названием «Жетігеннің жетеуі» («Семерка жетыгена»).

Кстати, жетыген есть у многих тюркоязычных народов и имеет свое собственное название. Например, у татар это етиган, у тувинцев – жадыкан, у хакасов – шаткан. Это доказывает, что этническое происхождение наших музыкальных инструментов очень схоже. Если говорить о происхождении названия, то, по самой распространенной версии, слово «жетыген» происходит от двух казахских слов – «жеті» (семь) и «ән» (песня).

Знатоки музыкального искусства говорят, что классический жетыген имеет семь струн. В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, у которого для расширения диапазона количество струн увеличено. Его поверхность, как и у других музыкальных инструментов, покрыта тонкой пластиной. В древние времена для игры на жетыгене использовались семь асыков (надпяточная кость овцы), благодаря которым из инструмента извлекался звук.

Домбровый ансамбль.

До 1960 года этим щипковым инструментом никто не пользовался, пока его не открыл для слушателей Болат Сарыбаев, которого сегодня по праву называют основоположником этноинструментоведения в Казахстане и настоящим археологом музыки. Доктор искусствоведения, исследователь, создатель нескольких фольклорных ансамблей Болат Шамгалиевич за свою жизнь успел заново открыть и вернуть к жизни более 30 народных инструментов. Он на собственные средства объездил все регионы, искал мастеров, которые изготавливали жетыген, умельцев, кто помнил технику игры на шертере. Благодаря его постоянным поискам сегодня многие музыканты играют на жетыгене, сыбызгы и других инструментах. По результатам многолетних исследований в 70-х годах прошлого века он выпустил три книги «Казахские музыкальные инструменты», где немало сказано и о жетыгене.

Звучание жетыгена завораживает.

Известно, что в древности на жетыгене, задабривая духов, играли перед охотой, что служило залогом удачи. На нем аккомпанировали себе древнетюркские поэты-сказители, воспевавшие славные подвиги батыров. Использовали его и бахсы, лечившие людей. Жетыген затрагивает струны души. Ведь не зря сегодня этот музыкальный инструмент используют даже в медитации. К примеру, солистка «Қазақ концерт» Венера Табыс является автором проекта «Жетіген медитация». В свободное от концертной деятельности время она ведет трансформационные игры и медитацию на казахском национальном инструменте.

Как рассказала директор Л. Тажиева, музыкальная школа открылась в селе Шаян в 1975 году. В 2018 году в целях оптимизации ее объединили с районной школой искусств, расположенной в Боролдае. Сегодня ее посещают более 500 детей, не забывают о ней ребята даже во время школьных каникул. Здесь сельских ребят учат играть на домбре, кобызе, фортепиано, саксофоне, виолончели, флейте, а также танцевать, рисовать, изготавливать поделки. Второй год работает в школе отделение театрального мастерства. Дети, посещающие его, с постановкой «Жетім қыз» отличились на республиканском смотре талантов. Сейчас они готовят спектакль, посвященный дрофе. Неподалеку расположен питомник арабов, и совсем скоро по ежегодной традиции будут выпускать этих птиц на волю. Ребята рисуют дрофу, изготавливают ее фигурки из папье-маше.

Расположена школа в двухэтажном просторном здании, где созданы все условия, чтобы юные байдибековцы постигали азы музыки. За обучение каждого ребенка родители платят по 1 035 тенге в месяц.

Воспитанники школы ежегодно показывают хорошие результаты на областном конкурсе «Юный музыкант» и смотрах внешкольных учреждений. В школе придерживаются принципа: «Талантливый человек талантлив во всем». Поэтому многие преподаватели осваивают сразу несколько инструментов либо учатся ремеслу, к примеру, изготавливают из войлока различные поделки, шьют или рисуют.

Л. Тажиева поддерживает стремление преподавателей обучать детей игре на жетыгене.

«Этот уникальнейший музыкальный инструмент стал популярным благодаря своему непередаваемому звучанию. Пусть однажды он и был утерян, но сегодня он благополучно восстановлен в музыкальном наследии казахского народа, — говорит Л. Тажиева. — Мы хотим открыть отделение жетыгена в нашей школе. Но нам нужна поддержка. Ведь это дорогостоящий инструмент. Чтобы обучать детей, нужно приобрести хотя бы пять инструментов. Нам это, к сожалению, не по карману».

Музыкальную школу посещают около 500 детей.

В прошлом году в Тюлькубасском районе в течение года проходила интересная акция «Подари школе домбру». Меценаты и спонсоры дарили образовательным учреждениям музыкальные инструменты.

Благодаря этому сразу в нескольких школах появились домбровые ансамбли. Очень надеемся, что и в районе Байдибек найдутся неравнодушные граждане, желающие поддержать стремление детей играть на жетыгене, помочь популяризации этого музыкального инструмента.

 

 

Салтанат Абдижаппарова
Фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *