Водитель большегрузной фуры «30 АА 2892» из Самаркандской области Узбекистана П. Иманкулов застрял на днях у таможенного поста «Казыгурт» («Майский»). И надолго.
— Загрузился лесоматериалами в Сарыагашском районе и подъехал сюда вчера под вечер. С тех пор жду, когда пройду казахстанскую таможню, — сказал Пулат-ака. — Машин скопилось очень много, не знаю, когда дойдет очередь до меня. Пропускная способность таможенного поста, видимо, очень низкая…
В узбекистанском «транспортном караване», сделавшем вынужденную остановку у названного поста на трассе Шымкент — Сарыагаш, в тот день я насчитал более 50 грузовых машин. Такую же картину можно было наблюдать и на других КПП приграничного Сарыагашского района. В чем причина? Хорошо, что П. Иманкулов везет пиломатериалы, а что случится при такой задержке со скоропортящимися товарами?
По заданию редакции за разъяснениями я обратился в областное управление таможенного контроля департамента по госдоходам. Вот что ответил на вопросы «Южанки» временно исполняющий на тот момент обязанности руководителя этого ведомства Т. Мирзагаликов:
— Временные трудности на таможенных контрольно-пропускных пунктах на границе с Узбекистаном возникли после улучшения экономических взаимоотношений между нашими странами. В Сарыагашском районе — шесть таможенных постов: пять автомобильных, один — железнодорожный. Объем товарооборота между нашими государствами увеличивается по нарастающей. Если за первую половину 2017 года через станцию «Сарыагаш» прошли таможенный контроль 5300 составов из 290 тысяч вагонов, то за аналогичный период нынешнего года — уже 6800 грузовых составов из 360 тысяч вагонов. Такую же нагрузку несут и пропускные пункты на автомобильных трассах. Главные южные ворота страны «Жибек жолы» предназначены только для пропуска людей, пассажирского транспорта и легковых автомашин, а остальные пять вместе с гражданами двух государств пропускают и гужевой автотранспорт. Теперь цифры для сравнения, чтобы понять, почему происходят заторы на КПП автомобильных таможен.
Через пост имени Б. Конысбаева (Яллама) за первую половину прошлого года прошло 27 тысяч машин, за такое же время нынешнего — на четыре тысячи больше. На посту «Капланбек» за отмеченное время разница составляет больше десяти тысяч машин. А через пост «Казыгурт», который вы сфотографировали, за прошлые полгода проехало 3700 грузовых машин, в нынешнем же эта цифра подскочила аж до 21 тысячи. При этом их проектная среднесуточная пропускная способность составляет: «Казыгурта» и «Капланбека» — по 120 машин, Б. Конысбаева — до 200 машин.
— Тимур Тажибаевич, если экономическая взаимосвязь между нашими странами будет крепнуть и дальше с таким же размахом, то придется, наверное, расширять таможенные посты и повышать их пропускную способность.
— Безусловно. К такой работе мы уже, можно сказать, приступили. Органами госдоходов планируется реконструкция всех пяти автомобильных таможенных постов. В нынешнем году она начнется с поста Б. Конысбаева, где очень большая нагрузка. Узбекистанская сторона уже начала расширять свой КПП, у нас же задержка происходит, как обычно, из-за тендера. Дело за определением подрядчика.
В 2019 году будут реконструированы и другие таможни.
Ускорение проезда грузовых машин через КПП зависит не только от многополосных дорог, но и от новой компьютерной системы, которая будет установлена на наших таможнях. Она позволит сократить время контроля и ускорить процесс пропуска. Будем надеяться, что все эти меры создадут комфортные условия для участников внешнеэкономической деятельности и для лиц, пересекающих госграницу.
Азимхан Кулбаев
Фото автора