Тарифы: с такими жить нельзя

15 Апр 2019 13:42
Количество просмотров: 2938

 

«Для улучшения всего фонда генерирующих мощностеймы пошли на двукратное увеличение тарифов.
Вместо того чтобы на эти деньги обновлять мощности, крупные энергокомпании незаконно обогащались за счет потребителей, включая в стоимость услуг премии, бонусы своим работникам, а также необоснованно завышали производственные затраты».
Выступление Н. Назарбаева на Совете безопасности РК 7.11.2018 года

С какими можно жить, больше года пытается выяснить специальная комиссия маслихата области.

Депутаты провели анализ тарифов на коммунальные услуги по всем областям Казахстана и нашим ближайшим зарубежным соседям. Результат доказал, что в этой области мы давно и твердо лидируем.

Н. Жолдасов.
Н. Жолдасов.

«Уровень тарифов в Туркестанской области и Шымкенте совершенно искусственный и не обоснован никакими экономическими показателями, — констатирует первый заместитель председателя Туркестанского филиала партии «Nur Otan» Н. Жолдасов. — Их величина ограничена только пределами фантазии монополистов. Они делают размещение производств в нашей области нерентабельным, а создание новых рабочих мест бессмысленным. Если такой ценовой политике естественных монополий, говоря проще, их бесконтрольному диктату, не будет положен конец, мы проиграем в конкуренции за внутренний и внешний рынки нашим ближайшим соседям. Кыргызстан и Узбекистан наращивают собственное производство и вывоз продукции. Действующие в этих республиках тарифы существенно ниже наших и позволяют выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Высокие тарифы на комуслуги в прошлом сельскохозяйственном сезоне уравняли цены на плодоовощные культуры, выращенные на юге Казахстана, и в Московской области. Это же экономический сюрреализм какой-то! Такого никогда раньше не было».

«Необоснованно высокие тарифы создают повышенное
напряжение среди простых граждан.
У людей складывается впечатление, что государственные органы не могут или, что еще хуже, не хотят обуздать аппетиты коммунальных монополий.
Эту опасную тенденцию отметили уже Елбасы и Генеральная прокуратура.»

М. Толтебаев.

«Ситуация с подключением населенных пунктов области к уже проложенным трубопроводам не меняется с 2015 года, — рассказал депутат маслихата Туркестанской области М. Толтебаев. — В 250 селах проложили, подчеркну, за счет средств из бюджета, внутриквартальные сети. Где-то даже провели разводку по домам. Дальше «КазТрансГазАймак» («КТГА») должен принимать эти сети на свой баланс и дать людям газ. Этого не происходит по многим причинам. Первая, но, наверное, не самая главная — невероятно усложненная законодательно процедура. Алгоритм ее вкратце таков: сначала местный акимат принимает у подрядчика трубопроводы, объекты проходят госэкспертизу, затем передает документы в НХ «Самрук-Казына», оттуда они поступают в НК «КазМунайГаз» и уже из него — в «КТГА». На каждом этапе бумаги могут отлеживаться неопределенно долго. Идут годы, системы трубопроводов не используются, не охраняются и разворовываются. Юридически все это время, а согласования могут занять до пяти лет, такие примеры есть, все это хозяйство находится на балансе акиматов. Практически оно стоит бесхозным. Вторая причина — принцип «деньги сейчас и любой ценой». Казалось бы, для того же «КТГА» каждая сотня новых потребителей его газа — дополнительные доходы, причем на десятилетия вперед гарантированные. А тут им за казенный счет предлагают не сотни — тысячи! Так нет, поставщик еще требует с акиматов оплату обследования новых сетей, дескать, наши сотрудники время тратят, а компания — деньги, потом — деньги с подрядчика за объем газа, закачанный в тестовом режиме, и еще с каждого абонента — за подключение. Причем суммы просто астрономические. От 70 до 120 тысяч тенге — за несколько метров трубы от внутриквартальной магистрали к дому. Это из каких расчетов затрат они такие цифры выводят? Мы пересчитали кубатуру этой самой тестовой закачки газа на нескольких участках — объем завышен в десятки раз! Если называть вещи своими именами — взят с потолка. Жадность по определению безгранична. Поэтому, кроме многократного завышения стоимости подключения абонентов, «КТГА» еще старается монополизировать рынок этих услуг. Правдами и неправдами на него проталкиваются аффилированные компании. Другие просто не получат техусловий, которые выдает поставщик газа. Никаких конкуренции, борьбы за потребителя и снижения цен нет и в помине. Такое впечатление, что «КТГА» новые покупатели просто не нужны. У компании и так все прекрасно. В Толебийском районе, в моем избирательном округе, аулы с готовыми трубопроводами больше двух лет не подключаются к газу. Говорят: «Нет штата для обслуживания новых сетей». Кто-то вообще видел это пресловутое «обслуживание» от «КТГА»? А услуга прочно вбита в абонентскую плату уже много лет. К особо капризным клиентам «репрессии» применяются незамедлительно. Поселок Зертас полгода жил без газа. Отключили ШРП, требовали платить «за эксплуатацию» сетей, напомню еще раз, построенных за счет бюджетных средств, в конечном счете — самих жителей, как налогоплательщиков. Только перед самой зимой снизошли — подключили. О тарифах на природный газ нужно говорить отдельно. Их формирование — тайна, охраняемая компанией, между прочим, отчасти государственной, с большим упорством. Попытки решить копящиеся годами проблемы путем переговоров с «КТГА» безрезультатны.

У. Мелдеханов.

Депутаты маслихата и руководители области не раз и не два доводили все эти факты до сведения Правительства. В ответ — тишина. Специальная комиссия маслихата обращалась к руководству «КТГА» и профильного министерства с письменными запросами и предложениями по нормализации положения с газоснабжением области. Решения пока нет. Тарифы остаются одними из самых высоких в стране. Это не только о газе, о всех комуслугах. Аулы продолжают жить без газа, государственные средства, потраченные на прокладку в них газораспределительных сетей, заморожены на годы. Мы живем в разных государствах или только по-разному подходим к проблеме?».

Картина по ценам на газ в сравнении с другими областями Казахстана выглядит для южан совсем грустно. В Актюбинской области он дешевле в четыре, а в соседней Кызылординской — почти в два раза. Убедительно объяснить почему, так пока никто не смог.

Тарифы «КТГА» с давно забытыми тиынами за запятой на фоне округленных соседских выглядят солидно. Но как-то не убеждают в обоснованности. При том, что доля населения с доходами меньше прожиточного уровня в Туркестанской области 31,3 %. Высокие тарифы буквально глушат малый и средний бизнес, 15,3 % объектов которого расположены на ее территории. На долю МСБ приходится 65 % общего потребления областью природного газа. Затраты на газ, воду, электроэнергию существенно повышают себестоимость продукции малого и крупного бизнеса, делают ее неконкурентоспособной, ухудшают инвестиционный климат и снижают и без того невысокую занятость населения самой многочисленной (2,8 миллиона человек) области страны.

Депутаты маслихата области еще в конце 2017 года просили Правительство о введении единого тарифа на услуги коммунальных монополий и их существенном снижении.

«Необоснованно высокие тарифы создают повышенное напряжение среди простых граждан. У людей складывается впечатление, что государственные органы не могут или, что еще хуже, не хотят обуздать аппетиты коммунальных монополий. Эту опасную тенденцию отметили уже Елбасы и Генеральная прокуратура, — отметил председатель областного общественного совета У. Мелдеханов. — На уровне области решить проблему невозможно. Органы представительной, законодательной власти, правоохранительные и антимонопольные структуры на местах — каждый по отдельности и все вместе — бессильны против сложившейся десятилетиями практики тарифообразования в сфере деятельности естественных монополий и их диктата на рынке коммунальных услуг».

Игорь Лунин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *