Традиции, инновации, точно обозначенные цели

2 Дек 2020 15:00
Количество просмотров: 1024

Шымкентскому высшему медицинскому колледжу – 90!

Традиции, инновации, точно обозначенные цели — вот три кита, на которых все эти годы зиждется слава одного из лучших подобных учебных заведений страны.

Конечно же, пандемия, карантин и перевод на дистанционное обучение не позволили отметить юбилей с ожидаемым размахом. Тем не менее дату отметили, приурочив к ней международную научно-практическую конференцию. И гости были. Из России, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, из многих городов нашей страны. Коллеги, с которыми у колледжа давние прочные связи и налажено плодотворное сотрудничество, онлайн делились опытом работы по организации дистанционного обучения. Так что 2020-ый войдет в историю не только карантином, но и первой международной онлайн-конференцией.

Директор колледжа С. Пакеев среди участников регионального конкурса WorldSkills Shymkent 2020.

Как рождались традиции

Очень краткий, к сожалению, экскурс в историю

Медицинский техникум — дитя первой пятилетки. В 1930 году он создавался для подготовки помощников санврачей. Первых дипломированных фельдшеров он выпустил в 1934-ом, в 1936-ом — медсестер, в 1948-ом — акушеров…

Был фельдшерской, затем акушерской школой. Уже по названиям можно судить о том, какие проблемы были в здравоохранении в тот или иной период и какие требовались кадры.

В 1948-ом школа была переименована в медицинский техникум. А к имеющимся в списке прибавились новые профессии. Стране требовались зубные техники, медицинские лаборанты, помощники фармацевтов.

Еще пара значимых дат. В 1954 году техникум реорганизовали в медучилище. В 1996-ом — в колледж. В 2008 году он получает международный сертификат качества ISO. В 2018-ом становится высшим медицинским колледжем.

Свою главную задачу — обеспечивать южный регион квалифицированными медицинскими и фармацевтическими специалистами — здесь решают инновационным наполнением образовательного процесса.

Все начинается с руководителя и учителя. И с теми, и с другими училищу везло. Преподавательский коллектив изначально был ориентирован на то, что «если учить, то только на пять!» Такой он видел и свято исполнял свою миссию. На сегодня поменялись слова, но суть остается прежней. Задача для каждого из 175 педагогов — готовить для страны востребованных и конкурентоспособных специалистов. Получается? Еще как!

Наша гордость

Легко учиться у того, кто любит учить

За 90 лет медколледж выпустил в свет около 29 тысяч специалистов так называемого среднего звена, но очень высокого уровня.

Можно привести сотни фамилий. Но достаточно одной — выпускницы 1939 года Р. Искаковой. В годы войны она добровольцем ушла на фронт. О том, как самоотверженно спасала раненых, говорят ее награды — орден Красной Звезды, медаль «За отвагу». Но есть и уникальная. Разия Шакеновна — единственная в РК обладательница медали Международного Красного креста им.
Ф. Найтингейл.

Фронтовые медсестры. Они не требовали доплат, не ждали наград. Они просто исполняли свой долг. Понимали, что такая у них профессия — спасать и помогать. Меняется время, но не меняются те, для кого медицина была и остается призванием, в ком прежними поколениями заложена нравственность, сострадание, ответственность, гордость за альма-матер. Это их успехи отмечались почетными грамотами с профилем Ленина в советские годы. А в наше время — победами и званиями лучших в профессии на всех уровнях.

В 2018-ом студентка Л. Жумадил выиграла Гран-при областного конкурса, Т. Нуртай заняла первое место в республиканском, в 2019-ом победителями в профессиональных конкурсах на звание лучших были признаны Л. Абдыкадырова, У. Полатбек, М. Конева, Д. Тахир, А. Ержанкызы. А в этом году колледж испытал гордость за своего преподавателя Ж. Шабден. Она стала одной из 12 победителей республиканского конкурса «Лучший педагог года», в котором было 25 тысяч (!) претендентов.

Получается, что все 90 лет колледж зажигает звезды — ориентиры для молодежи, которой как воздух необходимы примеры для подражания.

Инновации под овации

Учиться в колледже — престижно и перспективно

Новшества и новаторство здесь приветствовались всегда. А нынешние инновации тем более. Колледж первым в РК обзавелся собственным уникальным учебно-поликлиническим центром с самым современным оборудованием. Он стал не просто базой для учебы и практики студентов. Здесь горожане могут пройти различные процедуры в кабинетах физиотерапии, воспользоваться услугами дневного стационара. Страшно ли доверять себя студентам? Этим — нет. Ведь, помимо прочных теоретических знаний, они получают практические навыки во время работы с муляжами, роботами-стимуляторами, фантомами, а главное — на практике в лечебных учреждениях города, с которыми у колледжа давнее и плодотворное сотрудничество.

Качеству обучения и выработке наиболее эффективных алгоритмов выхаживания больных способствует финская модель обучения, обмен опытом с коллегами из стран СНГ. Естественно, полная компьютеризация и подключение к глобальной информационной системе, интерактивные доски и прочие достижения современной науки.

Но что поражает больше всего: на каждого студента приходится по 46(!) учебников. И не только благодаря библиотеке в 75 с лишним тысяч экземпляров. Авторы многих учебников и пособий — преподаватели: М. Сералиев, З. Туленова, Г. Ешова, А. Нуржанова, Б. Мендыбаев и другие опытные наставники.

Пандемия, карантин. Дистанционное обучение

Как повлияли эти три фактора на работу колледжа

Об этом мы поговорим с нынешним, девятым по счету директором колледжа, отличником здравоохранения РК кандидатом медицинскоих наук С. Пакеевым.

— Сейтжамал Орынбасарович, с праздником Вас лично и ваш коллектив! В этом году у «ЮК» тоже юбилей, и я представляю, какой бы был праздник. Но коронавирус в новостном списке затмил все темы. Поэтому поговорим о работе колледжа в экстремальных условиях. Как вы относитесь к дистанционному обучению, на которое все перешли?

— Я не был ни его ярым сторонником, ни противником. Вижу и плюсы, и минусы. Но сегодня без него не обойтись. Поэтому мы фокусируем внимание на плюсах и стараемся задействовать весь потенциал, особенно по организации обратной связи. Благо материально-техническая база у нас очень хорошая. Есть эффективные наработки в методике обучения и переподготовке кадров.

Что касается практических навыков, то нет худа без добра. В карантин студенты старших курсов были распределены по клиникам, госпиталям, другим медучреждениям. Тем самым помогли снять догоспитальную нагрузку с врачей, узнали профессию изнутри. Нашим студентам не привыкать работать в экстремальных ситуациях. Когда случилась беда в Арыси, они освободили общежитие, чтобы принять пострадавших. В период чрезвычайного положения с коронавирусом на базе общежития был организован госпиталь на 200 мест.

— От школы санинструкторов до высшего медицинского колледжа, выпускники которого выходят в большую жизнь бакалаврами, — дистанция огромного размера. Как удалось пройти этот путь?

Все кабинеты в колледже оборудованы современной компьютерной техникой.

— Не открою Америки, но все решают кадры. Мне удалось сохранить лучшие традиции, а главное — новаторское и по-настоящему творческое настроение в коллективе. Может, потому что я психолог-невролог и считаю это очень важным в работе руководителя. Плюс стимулирующий социальный пакет. В итоге мне не надо никого уговаривать работать. Педагоги буквально загораются каждой стоящей идеей. Приятно осознавать, что именно наш колледж часто становится площадкой для проведения городских и республиканских конкурсов, научно-практических конференций, для внедрения инноваций. В этом тоже признание нашего высокого имиджа.

— С каждой датой начинается отсчет нового витка развития. Какие планы?

— Слово «высший» в нашем названии дает шанс успешно пробить идею студенческой клиники при колледже. На платформе видеозала уже отрабатывается обратная связь со студентами. То есть и после пандемии какие-то занятия мы продолжим проводить в дистанционном режиме. Не стоит игнорировать веяние времени. Сбои поначалу всегда неизбежны. Но надо смотреть в будущее и четко представлять, какие услуги, помимо уколов и капельниц, может оказывать та же медсестра, обученная у нас.

Вообще не люблю слово «услуга». Хоть это и синоним «помощи», но последнее звучит как-то теплее, человечнее. Ведь еще Авиценна утверждал, что слово лечит. Так что мы готовим помощников врачей и пациентов. Успешно внедрили финскую модель обучения и переподготовки кадров среднего звена. Каждый день привносит что-то новое. Потому что совершенствованию нет предела. Особенно в наш век информационных технологий. Время ждет от нас высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров. И мы не подведем!

Кстати, это второй «президентский» срок для С. Пакеева в должности директора. И сделано им лично очень много, чтобы колледж был признан лучшим в РК.

Сегодня на десяти факультетах обучаются 1900 студентов по восьми специальностям: будущие фельдшеры, медсестры, гигиенисты-эпидемиологи, дантисты, зубные техники, медицинские лаборанты, фармацевты. Все профессии нужные и важные.

Нина Казорина

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *