Цветочное браконьерство

16 Апр 2019 13:52
Количество просмотров: 3201

«Сегодня в мире существует более 3 тысяч сортов культурных тюльпанов, и большая их часть — потомки наших местных цветов. В Казахстане насчитывается 35 видов тюльпанов».

Первый Президент РК Н. Назарбаев, «Семь граней Великой степи»

Весна одаривает южан своими природными красотами. Вслед за первыми тюльпанами Колпаковского расцвели ярко-красные и желтые огоньки тюльпана Грейга. Многие виды тюльпанов, произрастающие в степях и горах Туркестанской области, не только занесены в Красную книгу Казахстана, но и являются частью культурного наследия нашей страны. Кроме того, эти степные красавцы находятся под защитой проекта «Туған жер» государственной программы «Рухани жаңғыру». Самые редкие и потому охраняемые тюльпаны Южного Казахстана — Грейга, Альберта и Островского. Когда-то эти цветы в изобилии росли в регионе, их луковицы отправлялись на экспорт в Голландию. Однако из-за народной «любви» во второй половине XX века тюльпаны оказались на грани исчезновения. Им не дают житья ни люди, ни животные. Уникальная флора безжалостно и бездумно уничтожается.

Побывав в пору цветения тюльпанов в Байдибекском районе (Байдибекский провал, или Акмечеть, и долина реки Боролдай), с ужасом наблюдал, как люди, в первую очередь девушки и женщины, варварски относятся к нашему природному богатству. У Байдибекского провала было оживленно. Горожане приезжают сюда целыми автобусами, так как считают Акмечеть сакральным местом. У входа в пещеру и внутри нее, видимо, от избытка чувств, они оставляют вместо садака сорванные здесь же тюльпаны. Гости даже не понимают, какой урон наносят природе и чем чреват незаконный сбор красно-книжных растений. Наше возмущение и напоминание об ответственности за сорванные краснокнижные тюльпаны были восприняты с милой улыбкой и попытками оправдания. Сделав селфи или фото с тюльпанами Грейга, отдыхающие выбрасывали уже мертвые цветы на землю. Та же картина наблюдалась и вдоль республиканской автотрассы Шымкент — Жанатас. Впрочем, люди совершают преступления против природы по всей Туркестанской области, где произрастают охраняемые государством растения. Причем правоохранительные органы никак не реагируют на фото с краснокнижными растениями, размещенными на страницах Instagram и Facebook.

— Тюльпан стал туристическим брендом области и Шымкента, — говорит замдиректора по науке регионального государственного природного парка «Сырдарья-Туркестан» Б. Бекмуратов. — Нигде в мире, кроме юга Казахстана, вы не встретите дикорастущие тюльпаны в естественной среде. Из 35 видов казахстанских тюльпанов 18 занесены в Красную книгу. С каждым годом ареал их распространения сокращается. Происходит это прежде всего из-за вмешательства человека в природу, из-за бездумного уничтожения цветущих растений. Сбор букетов и луковиц редких видов тюльпанов в нашей стране запрещен. Но, несмотря на это, многие люди срывают тюльпаны, не задумываясь, что букет они все равно выбросят, а цветок в природе может погибнуть. Дикие сорта размножаются в основном семенами. Сорвав цветок, мы оставляем его без питательных ресурсов, и он годами будет восстанавливаться. И то при благоприятных погодных условиях.

Как пояснили в природоохранной прокуратуре Туркестанской области, незаконные добыча, приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылка, перевозка или уничтожение краснокнижных тюльпанов, согласно ст. 339 УК РК, наказываются штрафом в размере до 3 тыс. МРП либо исправительными работами, ограничением (либо лишением) свободы на срок до трех лет.

 Наказание серьезное. Но проблема не в том, что закон не работает. Дело в том, что никто не разъясняет охотникам за тюльпанами, какая ответственность предусмотрена за нарушение природоохранного законодательства. В Туркестанской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства не припомнили ни одного случая наказания «любителей» дикой природы за незаконные деяния. Рейды по местам цветочного промысла природоохранная полиция и участковые проводить привычки не имеют. А в школе и дома детям, скорее всего, не считают нужным прививать экологическую культуру, потому что у родителей и учителей ее, видимо, тоже не в избытке.

По словам Б. Бекмуратова, сотрудники нацпарка совместно со специалистами областного акимата периодически проводят акции и разъяснительную работу среди населения. В том числе через сайт и соцсети. По всему периметру и внутри заповедных зон работают государственные инспекторы. Однако, судя по тому, что варваров не становится меньше, этих мер мало. Давно пора выделить бюджетные средства на установку информационных баннеров в местах произрастания краснокнижных цветов. Или перенять опыт жамбылцев, которые в период цветения тюльпанов создают народные дружины из числа неравнодушных местных жителей и студентов.

«Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. «Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?». В этих произведениях есть большой смысл. Почему малая родина? Человек — существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина — это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», — писал в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Первый Президент РК Н. Назарбаев.

 Если мы обратимся к мировоззрению тюрков в отношении социума, их взглядам на то, каким должно быть общество, какова роль человека в нем, как человек должен относиться к природе, то мы заметим одну особенность. Тюрки считали себя сынами Неба (Солнца, Вселенной, а в конечном счете Его Величества Природы). Поэтому у них всегда было трепетное отношение к природе, они старались жить в гармонии с ней. Взять хотя бы ту же Ясу (Закон) Чингизхана. В ней за многие, даже за незначительные поступки, наносящие ущерб природе, полагалась смертная казнь. Чистота природы и бережное отношение к ней были возведены тюрками в культ. Они не считали себя царями природы, а считали себя ее частью.

Г. Назарбек — один из тех, кто в соцсетях пишет о варварском уничтожении природы нашего края. По мнению Гани, сдвинуть проблему с мертвой точки можно. Но начинать надо с образовательной и просветительной работы среди населения, начиная со школьной скамьи. Работая в штабе государственной программы «Рухани жангыру», Г. Назарбек разработал проект по сохранению дикой природы Туркестанской области и вышел с предложением о создании волонтерских отрядов по охране краснокнижных растений и животных. Однако ни чиновники, ни молодежные лидеры, ни представители бизнеса не поддержали Гани в его начинании, ссылаясь на отсутствие средств на транспорт, еду и прочее.

Южноказахстанские экологи уже много лет бьют тревогу, пытаясь обратить внимание населения на проблему сокращения ареала распространения и численности тюльпанов из-за вмешательства человека в природу. Поэтому не удивительно, что если еще в 80-90-ых годах прошлого века во время цветения тюльпанов вся степь и горы казались накрытыми пестрым красно-желтым покрывалом, то сейчас, чтобы встретить дикорастущие тюльпаны, нужно уехать за десятки километров вглубь от основных трасс. Экологи стараются сохранить для потомков эту легендарную красоту нашей земли. Но без поддержки общества сделать это вряд ли возможно.

Владимир Привалов
фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *