Туркестан: планы и реальность

15 Янв 2020 17:21
Количество просмотров: 3091

В Туркестане проживает более 262 тысяч жителей, и с каждым годом население будет расти. Полтора года спустя после обретения городом статуса областного центра появился ряд документов по улучшению социально-экономического положения Туркестана и туркестанцев.

Но теория — это как нужно, а практика — как можем.

18 июня 2019 года глава региона У. Шукеев на проведенной пресс-конференции, посвященной годовщине Туркестана в статусе областного центра, сообщил следующее: «Для улучшения экологической обстановки в Туркестане к концу текущего года газом запланировано обеспечить 56 процентов населения. Начата также работа по обеспечению жителей областного центра питьевой водой. Данный показатель запланировано довести до 83 процентов».

На каждом совещании и рабочем выезде аким области требует от своих подчиненных ускорить, активизировать, форсировать социально-экономическое развитие областного центра, который должен стать городом для людей. Но на деле не все получается так, как запланировано властями.

Дышать нечем

Фото автора.

Въезжая в утренний зимний город, оказываешься под плотной дымовой завесой, застилающей все небо. И это не утренний туман. Это — густой смог, образовавшийся от сжигания угля и других видов твердого топлива. Несмотря на работу по газификации областного центра, значительная часть города по-прежнему отапливается именно им. Для отопления большей части частных и многоэтажных домов, больниц, школ, детских садов, коммерческих объектов в Туркестане используют уголь, который гораздо дешевле газа. Каждый отопительный сезон котельные и жители частного сектора сжигают тысячи тонн угля. А воздух Туркестана наполняется диоксидами, серой, угольной пылью и другими вредными для здоровья людей и окружающей среды веществами.

С утра до полудня и вечером дышать очень тяжело. По словам местных жителей, причина этой дымовой завесы в том, что большая часть города не газифицирована. Взрослые боятся не столько за свое здоровье, сколько за здоровье детей.

Учитывая, что в городе чаще всего безветренно, выбросы скапливаются в приземном слое атмосферы.

Напомним, газификация Туркестана стартовала 1 марта 2014 года. Началось строительство внутригородских газораспределительных сетей.

В числе потенциальных потребителей газа оказались 26 528 жилых домов, 384 коммунально-бытовых предприятия, 11 больниц, 19 детских садов, 47 школ, 32 промышленные компании и 18 государственных учреждений. На сегодня лишь 26 % частного сектора подключено к природному газу.

По словам руководителя туркестанского отдела ЖКХ Н. Жарасова, газификация города проходит в три этапа. Первый уже завершен. До конца года планировалось подключить к природному топливу, по данным областного управления энергетики, жилья и коммунального хозяйства, 58 %, по данным АО «КазТрансГаз», — 65 % абонентов. Однако воз и ныне там.

Проблемные вопросы по газификации Туркестана поднимались и на недавнем заседании постоянной комиссии по вопросам бюджета и экономического развития областного маслихата.

К примеру, на газификацию микрорайона «Сауран» были выделены рекордные 1 млрд. 120 млн. тенге. Газовики готовы были оперативно подключить к голубому топливу семь с половиной тысяч абонентов. Но для этого с каждой многоэтажки надо собрать по 200 тысяч тенге.

«У людей таких денег нет. Я призываю депутатов встретиться с жителями. Объяснить, что необходимо подключаться. Подрядная организация сейчас работает на месте. Но жители не спешат. Объясняют, что нет возможности», — прокомментировал ситуацию руководитель областного управления стратегии и экономического развития А. Абдуллаев.

Отсутствие у населения средств на подключение к газу подтвердили и в городском газовом хозяйстве. К тому же у многих туркестанцев есть проблемы с правоустанавливающими документами на жилые дома, что тоже тормозит газификацию областного центра. И это несмотря на то, что в начале прошлого года были урегулированы цены на подключение жилых домов к природному газу. Если ранее подведение природного газа в индивидуальные жилые дома стоило 106 000 тенге, то сейчас сумма снизилась до 85 000 тенге. К тому же жители могут оплатить эту сумму в три этапа. На первом этапе за оформление документов необходимо заплатить 30 тысяч тенге. После этого еще 30 тысяч — за подведение природного газа к жилому дому, а по завершении всех работ — оставшиеся 25 тысяч.

«В начале 2019 года газом у нас было обеспечено лишь семь процентов населения. До конца года мы планировали подключить около 60 процентов абонентов. А полная газификация завершится до 2022 года», — рассказал заместитель акима города Ж. Баиырханов.

Отопление: здесь — наше, тут — ваше

С наступлением зимы в городской отдел ЖКХ все чаще стали поступать жалобы на некачественное тепло. В квартирах туркестанцев систематически батареи становятся холодными.

Эту проблему жители обсудили в общественной приемной акимата города на встрече с коммунальщиками, депутатами и чиновниками.

В Туркестане к центральному отоплению подключены 87 многоэтажных домов. Все они прошли опрессовку и обеспечены бесперебойным теплом, утверждают представители ТЭЦ.

Однако жители уверяют в обратном, говорят, что некоторые квартиры отапливаются не полностью. По их словам, подача тепла от котельной и ТЭЦ не вызывает вопросов, а вот в квартирах отопление слабое. Ситуация доходит до парадоксальной, когда в квартире в одной комнате тепло, а в другой нет.

Специалисты ЖКХ и котельных говорят, что этот вопрос они не решают. По словам коммунальщиков, их задача довести тепло до каждого дома, а как отопление распределяется по внутридомовым сетям – головная боль самих жильцов.

Е. Рысбеков, директор ГКП «Жылу»: «Жильцы многоэтажных домов должны были провести своевременную проверку и ремонт батарей. Но 90 процентов жителей этого не сделали. Несмотря на это, подача тепла с нашей стороны производится на должном уровне».

Вероятнее всего, ремонтом и проверкой внутридомовых сетей будут заниматься специалисты недавно появившегося в Туркестане жилищного кооператива.

«Наш кооператив обслуживает коммуникации в квартирах, подвалах и подъездах. Представители теплосети отвечают за подачу тепла только до элеватора», — сказала председатель КСК Н. Ермаханова.

На сегодня в Туркестане насчитывается более четырех тысяч абонентов ТЭЦ. Тариф за отопление — 126 тенге за квадратный метр. При этом работники коммунальной сферы отмечают, что если упадет цена на уголь, который используют в котельных, то снизится и стоимость тепла.

Самая тяжелая работа — искать работу

Среди безработных Туркестана большая часть — молодежь.

Одним из первых в списке социальных проблем местные жители называют безработицу.

Среди не имеющих работы горожан много молодежи. В поисках лучшей доли юноши и девушки вынуждены уезжать в Шымкент и даже в Россию. Те же, кто остается в областном центре, просто бездельничают.

По словам депутата Парламента РК Г. Исимбаевой, уровень безработицы в Туркестане и области объясняется высокой плотностью населения при сравнительно небольшом количестве производственных предприятий.

Как говорят туркестанцы, большинству из них приходится выживать. У кого есть хоть какие-то финансовые возможности, торгуют на рынках.

К сожалению, для получения комментариев не удалось дозвониться до городского отдела занятости и социальных программ. Тогда «ЮК» воспользовался сайтами, предлагающими вакансии для туркестанцев.

На одной из самых популярных платформ предложено 56 вакансий с зарплатой от 60 тыс. до 300 тыс. тенге. Но при детальном анализе выяснилось, что в основном требуются торговые представители, менеджеры, продавцы, кассиры и охранники.

Придется потерпеть

С водой в Туркестане тоже не все гладко. Центральный водопровод есть только у 11,8 % горожан, канализацию жителям заменяют септики. Власти города намерены в ближайшее время обеспечить водой до 83 % населения.

Решить предстоит вопросы и с бесперебойным электроснабжением. В городе планируется построить три подстанции. Правда, бытовые проблемы жителей частного сектора будут решать только после того, как отремонтируют дороги.

По данным городского акимата, пока только 30 % дорог были заасфальтированы. Все остальные ремонтировали в течение ушедшего года.

Появились в Туркестане и новые магистрали. Работа по развитию дорожной инфраструктуры будет продолжена в новом году.

Автобус или ведро с болтами?

Туркестанцы жалуются на несоблюдение графиков движения и антисанитарию в автобусах.

С момента обретения Туркестаном статуса областного центра обострилась проблема общественного транспорта, несмотря на то, что в городе появляются новые остановки, в том числе крытые и отапливаемые.

Для примера возьмем центральный рынок Туркестана. Это самое многолюдное место города. Через него проходят почти все городские автобусные маршруты. Поэтому на остановке выстраивается целая очередь из автобусов.

Кроме того, что транспорт сильно изношен, автобусы всегда переполнены. Это касается и маршрутных такси, в которых пассажирам приходится стоять. А это грубейшее нарушение правил безопасности.

Жители Туркестана оценивают работу общественного транспорта как неудовлетворительную. На вопрос, что, по вашему мнению, необходимо изменить в работе общественного транспорта, туркестанцы отвечали: хотелось бы, чтобы были большие комфортабельные автобусы, курсирующие по своим маршрутам с коротким интервалом движения.

Возмущает горожан и график. Как выяснилось, после семи часов вечера многие автобусы перестают ездить.

Однако чиновники-транспортники, вопреки чаяниям жителей, заявляют, что автобусы курсируют до девяти часов вечера.

Как пояснили в отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог Туркестана, специалисты контролируют работу пассажирского транспорта в режиме реального времени по GPS-устройствам. Здесь же уверили, что диспетчеры следят за соблюдением графиков с семи часов утра до девяти вечера. Если водитель покинул маршрут или нарушает график, то предпринимаются соответствующие меры.

Сегодня в Туркестане пассажиров обслуживают 275 автобусов. По словам транспортников, для небольшого города этого вполне достаточно.

Для решения проблем в ушедшем году пассажирский автопарк областного центра пополнился 57 новыми автобусами. В новом году задача властей и транспортников — довести долю новых автобусов хотя бы до 50 %.

По данным городского акимата, пока только 30 % дорог были заасфальтированы.

Основную же часть пассажирского транспорта в Туркестане составляют микроавтобусы «ГАЗель» и «Мерседес». Убрать их с маршрутов пока невозможно. Обусловлено это тем, что многие туркестанские улицы узкие и не рассчитаны на большие автобусы.

Местные власти намерены внедрить и электронное билетирование. Но для этого нужны инвесторы, а их пока нет. По словам специалистов, бизнесменов отпугивает нерентабельность проекта.

Обозначенные выше проблемы — это лишь малая часть большого айсберга.

За газетной полосой остались темы, начиная с попыток повышения цен на хлеб и проезд в автобусах и заканчивая домами и участками, которые были отчуждены для государственных нужд.

Владимир Привалов

(При написании материала использованы данные из открытых интернет-источников)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *