Тюльпан…

24 Апр 2019

У всего есть свое значение. Мы — народ, который во всем ищет особое значение. Раньше слова делили на значимый и незначимый, одушевленный и неодушевленный. Слова влияют на разум и сознание человека. Конечно, если они имеют особое значение…

Создатель дал человеку пять «инструментов», которыми каждый должен правильно пользоваться. Один из них — глаза. Как говорил аль-Фараби, глаз делится на «внутренний» и «внешний». Обычные глаза на лице — это внешний глаз, а глаз сердца — внутренний.

Образованный человек с интересом относится к миру, окружающей среде, себе. Ему все интересно. Такой человек страстно любит жизнь.

Но не все такие. Есть такие категории людей, которые ничего не видят, даже если глаза открыты, они ничего не замечают. Такие люди могут прожить, так и не найдя смысла в своей жизни.

Человек при рождении думает только о пище и сне, а потом, взрослея, с интересом смотрит вокруг. Затем начинает задавать вопросы: почему, что, как? Он ищет смысл в окружающем мире. А начинается все с вопроса «что?». И вопрос этот возникает от удивления и из интереса. Человек хочет изучать, знать — в глазах появляется огонь. А у некоторых людей на глазах — пелена, он ничего не видит. Впрочем, не об этом хотел сказать…

В основном радует наш глаз природа и сила природы. Всевышний как раз и создал тюльпан на радость людям. Человек любуется красотой этого цветка. Как будто Всевышний специально создал такую красоту, чтобы привлечь внимание человека к себе. Человек смотрит на тюльпан внешним глазом, но потом он начинает ощущать Создателя внутренним. Когда откроется внутренний глаз, он начнет искать своего Создателя. Вот в чем дело…

Тюльпан занимает особое место в мировоззрении казахов и исламе. В исламе абджад дает особенную информацию о тюльпане. Цифровое значение слов «Алла» и «Аллах» в Коране по абджаду равен 66. Слово «Алла» состоит из трех букв: «алиф», «лам», «һа». А в древнетюркском языке тюльпан — «лалаһ», то есть есть сходные три буквы со словом «Алла» на османском языке. По абджаду числовое значение слова «тюльпан» равно 66. Эта особенность в тюркской религии имеет значение «зеркало Создателя в природе».

В тюркской исламской литературе, особенно в суфийской поэзии, пророка изображали цветком, а Аллаха — тюльпаном. Интересно, что три буквы в тюльпане «һилал» встречаются и в слове «полумесяц». У этого слова тоже числовое значение равно 66. На основании такого сходства в тюркской исламской культуре признано, что «Алла», «лалаһ-тюльпан» и «полумесяц» имеют спиритуальное духовное значение.

Образ тюльпана в истории исламской культуры можно увидеть в архитектуре и каллиграфии в Османскую эпоху в XVI –XVII веках.

Особенно в эпоху царя Кануни Султана Сулеймана люди создали новые виды тюльпанов, совершенствовали их и превозносили как высокую ценность.

Высокая оценка тюльпанов основана на схожести слов «Алла» и «хилал-полумесяц» и аналогичных цифровых значениях букв. В искусстве тюльпан прославляется в орнаментах и узорах. Цветок изготавливают из камня, железа, дерева, печатают на тканях, ткут ковры с его изображением – это стало своеобразным стилем искусства. Тюльпан в арабском алфавите по абджабу представлен в значении от 1 до 1000.

Это используется в истории, астрономии, астрологии и архитектуре. Символ тюльпана в суфийской философии означает «любовь к пророку». Они обращали свое внимание на каждую стадию раскрытия тюльпана.

В произведениях Х. А. Ясави тюльпан известен как «праведный цветок». Человек должен любить человека как созданного Создателем. В философии Ясави «восемнадцать тысяч мира» определяется как сад. Сад для человека. Этот сад человек посещает только в пути, указанном Творцом. Это — путь шариата. Творец, кроме этой дороги, ничего не требует.

Но человек увлечен тайнами, секретами, значениями. Для людей, находящихся в депрессии, Творец и создал цветы и тюльпаны в саду.

Красивый тюльпан притягивает к себе внимание человека. Верующие люди испытывают влечение к тюльпану. Значит, тюльпан — символ любви к Аллаху. Внешний глаз человека начинает видеть глубже, а внутренний — шире. Он начинает демонстрировать свою любовь. На все смотрит с любовью, потому что все, созданное в мире для него, это «зеркало Аллаха».

В исламе изображение тюльпана похоже на надпись «Аллах». Тюльпан в написании зикре Ясави и образах «сердца» обозначен буквой «һу».

Если человек постоянно обращает внимание на себя, окружающий мир, ему всегда будет встречаться тюльпан. И этот тюльпан приведет к Создателю. Поэтому заботиться о тюльпане и любоваться им — это норма для каждого человека. Тюльпан – это красота не только этого мира, но и иного. А человек гармонирует с красотой, совестью, человечностью и природным совершенством.

Досай Кенжетай, профессор МКТУ им. Х. А. Ясави

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *