Детский сад против департамента
В Кентау вокруг частного детского сада разгорелись нешуточные страсти. В декабре прошлого года после внеплановой и беспощадной проверки департамента комитета труда и социальной защиты по Туркестанской области детского сада «Айлин» на его владельца — ТОО «Альжан агро» — был наложен штраф в 416 тыс. тенге. По мнению специалистов соцзащиты, руководство предприятия не обеспечило доступ в дошкольное учреждение инвалидам.
Проверку департамент назначил по заявлению председателя общественного благотворительного фонда помощи лицам с инвалидностью «Ақ Ниет» Д. Оринбасарова и председателя общества инвалидов «Көзқарас» Р. Шахапова от 20 сентября 2023 года на предмет доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной и транспортной инфраструктуры.
Акт о назначении проверки от 27 ноября 2023 года за №160 республиканского государственного учреждения «Департамент Комитета труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Туркестанской области» был, как положено, зарегистрирован в департаменте Комитета по правовой статистике и специальным учетам по Туркестанской области за №2361000001601012/00147 28 ноября 2023 года. Уполномоченный от департамента — главный специалист И. Нуридинов.
Из акта проверки:
«…Выявлены нарушения ст. 154 Социального кодекса РК и требований Свода правил РК «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»: согласно п.п. 4.3.2.5 высота порога не должна превышать 1,4 см (высота порога входной двери ДС «Айлин» 4 см).
Не соблюдены требования пункта 4.3.2.5 свода правил по обеспечению доступа лиц с инвалидностью к санитарно-бытовым помещениям. Санитарные узлы, приспособленные для лиц с инвалидностью (с нарушениями опорно-двигательного аппарата передвигающихся на колясках) в здании и на территории не предусмотрены.
Не соблюдены требования пунктов 4.3.2.4, 4.3.3.1, 4.3.3.8, 4.3.3.16, 4.3.3.23 свода правил по обеспечению доступности: в здании детского сада тактильные дорожки отсутствуют.
Не соблюдены требования пунктов 4.3.2.3, 4.3.6.8, 4.3.6.11 свода правил по обеспечению доступа на территорию объекта для лиц с инвалидностью: на территории детского сада предусмотрена парковка для лиц с инвалидностью, но не соответствует стандартам.
Не соблюдены требования пунктов 4.3.1.1, 4.3.1.9, 4.3.1.6, 4.3.6.10, 4.3.1.15 свода правил.
В предписании об устранении нарушений за №160 от 1 декабря 2023 года даны рекомендации об устранении выявленных нарушений по пунктам 4.3.2.5, 4.3.3.8, 4.3.2.4, 4.3.3.1, 4.3.3.16, 4.3.3.23, 4.3.2.3, 4.3.6.8, 4.3.6.11, 4.3.1.1, 4.3.1.9, 4.3.1.6, 4.3.6.10, 4.3.1.15 свода правил».
В общем — ужас ужасный. Из длинного перечня нарушений, который приведен здесь специально, следует, что в детском саду «Айлин» инвалидов злостно дискриминируют. Так оно и есть. Все нарушения действительно имели место и совершенно правильно были отмечены проверкой.
Из материалов судебного разбирательства:
«Опрошенный в суде свидетель Нуридинов И. показал следующее: 28 ноября 2023 года после регистрации в уполномоченном органе акта о назначении проверки 1 декабря 2023 года он явился в детский сад «Айлин» и начал внеплановую проверку. В ходе проверки директор ТОО «Альжан агро» Альжанов Т. А. постоянно находился рядом с ним. Кроме того, Альжанов Т. А.
ознакомился с актом о назначении проверки и подписал его. На следующий день после изготовления окончательного акта о результатах проверки и предписания Альжанов Т. А. отказался подписывать эти документы. О чем составлен акт. В тот же день через мобильное приложение «Ватсап» и Казпочту акт о результатах проверки и предписание направлены Альжанову Т. А. В конце декабря 2023 года Альжанов Т. пришел в департамент с актом проверки и предписанием.
Опрошенный в суде свидетель Шахапов Р. А. показал, что он является членом мониторинговой группы по обеспечению доступности социальных зданий для инвалидов. Здание детского сада «Айлин» обследовал вместе с Оринбасаровым Д. Их сопровождал директор ТОО Альжанов Т., которому они пояснили, что необходимо создать условия для доступа в здание лицам, имеющим инвалидность. При обследовании сфотографировали некоторые участки, где имеются ограничения для свободного доступа».
Все так, но есть одно но: во-первых, нормы законодательства, в нарушении которых добровольные проверяльщики и бдительные труженики соцзащиты уличили администрацию детсада, к нему не имеют решительно никакого отношения. Во-вторых, детский сад — учреждение с особым санитарным режимом, и вход в него посторонним закрыт. Вне зависимости от их физического состояния и принадлежности к разнообразным «мониторинговым группам», возникающим в последнее время как грибы после дождя. Среди сотрудников и воспитанников детсада «Айлин» инвалидов нет. Почему хозяин дошкольного учреждения должен капитально перестраивать типовое здание под нужды инвалидов, непонятно.
Палата предпринимателей «Атамекен» Туркестанской области, в которую обратился Т. Альжанов, привлекла экспертов. В экспертном мнении, подписанном заместителем председателя Республиканского союза проектировщиков Казахстана М. Бисаровой сказано:
«Департаментом проведена не полноценная, не комплексная односторонняя работа только по требованиям Свода правил РК 3.06-101-2012 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», разработанным в рамках реформы нормативной базы строительной сферы. Согласно ст. 28 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от 16.06.2001 года № 242, своды правил являются документами добровольного применения. Согласно п. 5.18 строительных норм, их действие не распространяется на объекты, введенные в строй после их утверждения. Детский сад «Айлин» не является учреждением для воспитанников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Указанные в предписании департамента несоответствия не относятся к детсаду «Айлин», где осуществляются обучение, развитие, воспитание, присмотр и уход за детьми от 3 до 7 лет без каких-либо специфических видов деятельности. Указанные в предписании требования отсутствуют в СН РК 3.02-10-2011 «Дошкольные объекты образования», которым установлены обязательные требования к размещению, проектированию зданий, земельному участку, территории, функциональным группам, объемно-планировочным решениям, освещению, внутренней среде зданий организаций дошкольного воспитания и обучения».
Говоря языком юристов, главный специалист департамента труда и соцзащиты И. Нуридинов использовал для вынесения предписания по результатам проверки документы, не подлежащие применению. Наверное, по неведению. Но это неточно.
Здание детского сада «Айлин» было введено в эксплуатацию актом №93 25.12. от 2001 года. За полтора десятка лет до того, как наши законодатели сильно озаботились правами инвалидов. В 2017 году было получено санитарно-эпидемиологическое заключение о его полном соответствии требованиям.
«Меня во время проверки на месте не было, — рассказал директор ТОО «Альжан агро», которому принадлежит детский сад, Т. Альжанов. — Мне привезли акт и объяснили: если подпишу, штраф будет 207 тысяч тенге. Не оплачу сразу — будет 400 тысяч. В результате пришлось выплатить 416 тысяч штрафа. Не потому, что признал вину. Иначе счета арестуют. Сейчас это быстро делается. Я подписывать акт отказался, так как решительно с заключением проверки не согласен. У нас не специализированный, а обычный детский сад. Среди сотрудников инвалидов, нуждающихся в особых условиях, нет. К тому же санитарные правила категорически запрещают доступ в помещения детских дошкольных учреждений посторонних лиц. Родители передают детей нашим сотрудникам на медицинском посту. Почему в здании должны быть туалеты для инвалидов? Где здесь здравый смысл? Если следовать логике департамента, то все типовые здания детских садов, построенные еще в прошлом веке, необходимо перестраивать под современные требования доступа для инвалидов. Или это только индивидуально к нам такой подход?»
Т. Альжанов попытался обжаловать решение областного департамента в Комитете труда и социальной защиты. В ответ получил длинную и маловразумительную отписку с подробным изложением норм законодательства, полным отсутствием ответов на поставленные заявителем вопросы и предложением: «Вы имеете право обжаловать его (постановление по делу об адмправонарушении) в порядке, установленном законодательством РК».
ТОО «Альжан агро» начало свою предпринимательскую деятельность в сфере дошкольного образования с открытия детского сада «Айлин» в 2017 году. 24.02.2017 года получено уведомление и акт №18/ЗТ-А-2 отдела ЧС г. Кентау о полном соответствии детского сада требованиям противопожарной безопасности. 24.03.2017 года получено санитарно-эпидемиологическое заключение №Х.16.Х.KZ69VBS00063979, подтверждающее полное соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к дошкольным организациям и домам ребенка.
«С этого момента и до сегодняшнего дня, — говорит Т. Альжанов, — со стороны уполномоченных государственных и правоохранительных органов нареканий, фактов, предписаний и протоколов об административных правонарушениях, нарушений законодательства Республики Казахстан, в том числе в сфере труда и социальной защиты населения, в отношении детского садика «Айлин» не было.
И вот 28 декабря 2023 года в детский сад пришли сотрудники департамента Комитета труда и социальной защиты населения по Туркестанской области и вручили уведомление на мое имя с требованием о явке в здание департамента 29.12.2023 г. в 15:00 часов для возбуждения дела об административном правонарушении.
Там сотрудники департамента, ничего не объяснив, не разъяснив мне мои процессуальные права и обязанности, потребовали поставить подпись в каких-то неизвестных мне бумагах. На законное требование об ознакомлении с документами я получил отказ: «Без подписи никакие документы не будут предоставлены».
25 января 2024 года в адрес ТОО «Альжан агро» поступил конверт с актом внеплановой проверки №160 от 01.12.2023 г.
В документе фактические ошибки: период внеплановой проверки указан с 20.09.2023 г., тогда как сам акт о ее назначении зарегистрирован 28.11.2023 г. Неправильно указан адрес детского сада: в акте — г. Кентау, ул. Куралбаева, 97, на самом деле — г. Кентау, ул. Куралбаева, 94. Похоже, специалисты соцзащиты очень торопились. В тексте протокола проверки тип проверяемого объекта указан по-разному: «магазин», «здание школы». Имеется отметка о выборе казахского языка как языка производства по делу в соответствии с п.1 ст. 738 КоАП. Разъяснения права выбора языка производства со стороны должностного лица департамента не было. Я, к сожалению, не могу читать документы, оформленные на государственном языке. Да и сам протокол составлен спустя 20 дней со времени рассмотрения дела».
«Проверка проведена с грубыми нарушениями норм процессуального и материального права, — говорит начальник юридического отдела НПП «Атамекен» Туркестанской области Н. Каримбаев. — Правовые нормы, за нарушение которых понес административное наказание Т. Альжанов, совершенно не применимы к этому случаю.
Согласно требованиям законодательства Республики Казахстан, детский сад является закрытым, санитарно-охраняемым учреждением. Иными словами, никто, кроме воспитателей, работников и воспитанников, не имеет права заходить и свободно передвигаться внутри здания детского сада. Дети, обучающиеся и воспитывающиеся в детских садах, принимаются с входных дверей без пропуска сопровождающих родителей и взрослых людей вовнутрь с дальнейшим сопровождением работниками учреждения в соответствующие группы. Дошкольные организации этого типа не обязаны соблюдать требования Свода правил РК 3.06-101-2012 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», так как они не принимают, не обучают и не воспитывают лиц с инвалидностью или лиц, требующих особого ухода.
Департамент при проведении внеплановой проверки неправильно применил нормы материального права, что привело к незаконному предъявлению обвинения в части нарушения требований СП РК 3.06-101-2012 в отношении ТОО «Альжан агро». Кроме этого, налицо целый букет нарушений процессуальных норм. Начиная с основания для проведения проверки. В протоколе об административном правонарушении за №106 от 27.12.2023 г. основанием для возбуждения дела об административном правонарушении указан п. 2 ч. 1 ст. 802 КоАП. Однако диспозиция данной статьи гласит: материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
В материалах дела указывается, что внеплановая проверка была осуществлена на основании заявления гражданина Оринбасарова Д. Не понятно, кем является этот гражданин — физическим лицом или представителем перечисленных в статье организаций, каким образом он зафиксировал нарушения и как проник вовнутрь охраняемого объекта.
НПП «Атамекен» рассматривает происходящее как опасный прецедент, ведущий в перспективе к тотальному нарушению прав и законных интересов предпринимателей. Не только в сфере дошкольного воспитания. Если так использовать нормативно-правовые акты и правила, можно далеко зайти».
Т. Альжанов при поддержке НПП «Атамекен» подал иск в суд на департамент труда и социальной защиты. 17 июня 2024 года специализированный межрайонный административный суд Туркестанской области под председательством судьи М. Шарипова вынес решение: «Административный иск товарищества с ограниченной ответственностью «Альжан агро» удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 6 предписания об устранении выявленных нарушений за №160 от 1 декабря 2023 года в части выявленных нарушений по пунктам №№4.3.3.8, 4.3.6.8, 4.3.6.11, 4.3.1.1, 4.3.6.10, 4.3.1.15 СП РК 3.06-101-2012 Государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства Свод правил Республики Казахстан «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения».
В остальной части иска отказать в удовлетворении. Взыскать с республиканского государственного учреждения «Департамент Комитета труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Туркестанской области» в пользу товарищества с ограниченной ответственностью «Альжан агро» судебные расходы в размере 18 460 тенге».
Несмотря на очевидные (признанные и перечисленные в решении суда) нарушения законодательства при проведении проверки, наложенный не пойми за что штраф в 416 тыс. тенге остался в силе. По принципу: что в казну попало, то пропало? Возврат госпошлины несколько подсластил пилюлю. Но как быть с внушительным перечнем нарушений законодательства должностными лицами департамента?
В адрес которого тот же суд вынес частное определение:
«Довести до сведения Комитета труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Р К о допущенных нарушениях должностными лицами департамента труда и социальной защиты населения по Туркестанской области для принятия соответствующих мер реагирования».
Интересно, какие это будут меры? Замечание в приказе объявят? Вот предприниматель от их действий понес вполне серьезный материальный ущерб. С этим как быть? И вообще, когда решение суда вызывает столько вопросов, это нормально?
Что-то здесь не срастается. Либо департамент не прав, и тогда за что предприниматель штраф заплатил? Либо прав, потому что у него больше прав. Тогда создан юридический прецедент, по которому можно любой бизнес закошмарить на ровном месте. Просто потому, что кому-то захотелось.
Т. Альжанов обжалует решение суда при поддержке НПП «Атамекен».
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!