В борьбе со временем

8 Июн 2023 09:27
Количество просмотров: 664

Есть у нас в стране такие специалисты, которых называют штучными. Они вступают в противостояние со временем и продлевают жизнь произведениям искусства, предметам старины. Их работа очень важна, но не всегда заметна посетителям. 

Речь идет, конечно же, о реставраторах.

Хотим сегодня рассказать о Ж. Еримбетове — жителе Отрарского района, который уже много лет восстанавливает древние книги и рукописи.

Причем делает это Жанузак по старинной технологии без использования современных аппаратов. Это почти ювелирная работа, требующая высокой точности, концентрации внимания, усидчивости и терпения. Одно неверное движение — и лист бумаги, на котором были сделаны записи много веков назад, может попросту рассыпаться в руках, поэтому ничего не должно ему мешать.

В Отрарском государственном археологическом музее-заповеднике, где Ж. Еримбетов работает художником-реставратором, его ценят за ответственность, постоянное стремление к новым знаниям. Нужно отметить, что технологии реставрации рукописей он обучался в Национальной библиотеке, расположенной в Тегеране (Иран). Затем совершенствовал мастерство в Национальной библиотеке в Алматы, прошел обучение в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Жанузак родился и вырос в Кызылкумском районе Чимкентской области, ныне это Отрарский район Туркестанской области. С детства любил рисовать, поэтому после окончания девятого класса поступил в профучилище на специальность художник-оформитель, затем продолжил обучение в художественном колледже имени А. Кастеева по специальности художественная керамика, окончил Южно-Казахстанский педагогический университет. Много лет преподавал в художественном колледже, а потом перевелся в Отрарский государственный археологический музей-заповедник.

«Сначала я занимался реставрацией керамических изделий, — говорит Ж. Еримбетов. — Это тоже нелегкое дело. Восстановление горшков, кувшинов и другой глиняной посуды, обнаруженной во время археологических раскопок, требует особых знаний. Иногда приходится собирать их буквально по кусочкам. Последние годы занимаюсь реставрацией древних рукописей. Таких специалистов в Казахстане очень мало. Поэтому меня часто приглашают в Туркестан, Алматы. Охотно делюсь своими знаниями. Сейчас у меня нет учеников, считаю, что еще не готов к наставничеству. Но в будущем обязательно займусь обучением. Несколько раз на выезде проводил обучающие семинары. А вообще, реставраторы — штучные специалисты, для подготовки одного высокопрофессионального специалиста требуется время. На сегодняшний день в вузе таких специалистов не готовят. Тем не менее реставрационному делу может посвятить себя художник. Для этого нужно иметь базовое профессиональное образование, учиться у специалистов, стажироваться на специальных курсах. Делающие первые шаги в профессию начинают с малого, но с каждым этапом профессиональной подготовки задания усложняются, вырастает и ответственность. Если музей — это хранилище времени, то реставраторы — борцы с годами и даже веками.

В реставрации рукописей используется мука и чайная настойка.

Работа реставратора — это непростой, ответственный труд, требующий дисциплины и самоотдачи. Зарождение профессии происходило в средние века — в период осознания людьми важности сохранения качества ценных старинных вещей и поддержания их в первозданном виде.

У каждой рукописи свой «диагноз».

Реставратора можно назвать настоящим работником искусства, так как от его творческого взгляда и стараний зависит то, как будет выполнена тонкая работа восстановления старинной вещи. Как и у врачей, первоначальная задача реставратора поставить диагноз, чтобы назначить и провести курс лечения. Каждый экспонат в музее имеет свой документ, где, как в медицинской карте, подробно описываются все повреждения, с которыми реставраторам приходилось справляться. Записями сопровождается каждый реставрационный процесс. К ним обязательно прикладываются фотографии — до и после восстановления».

Ж. Еримбетов — штучный специалист.

Жанузак рассказывает, что в фонде музея, в котором он работает, хранится более ста старинных рукописей, редких книг, Коранов. У некоторых из них уже нет обложки, пожелтевшие страницы приходится соединять с большой осторожностью. Они боятся влаги, яркого солнечного света, да и просто резких движений.

Поэтому на постоянных выставках их редко можно увидеть.

«Если это книга, то в первую очередь разделяю ее по страницам. Для восстановления рукописей использую обыкновенную чайную настойку, — рассказывает мастер. — Опускаю в нее бумагу, которая желтеет. Затем выравниваю края, заклеиваю порванные места и сшиваю. Самое главное — книга не должна потерять своей ценности. Особое внимание уделяю тому, чтобы сохранялись буквы и знаки. Очень аккуратно собираю все листы. Самое главное — не повредить рукопись. Сшиваю страницы между собой либо склеиваю. В воде смешиваю муку и воду, получается натуральный клей, с помощью которого соединяю обложку. Современный клей, химические добавки могут повредить рукопись, а от мучного клея никакого вреда. Вся работа выполняется вручную.

Большинство рукописей, имеющихся в фонде нашего музея, относится к XIX-началу XX века. Есть произведения акынов, писателей, сказителей. Много религиозной литературы, хикметов, написанных на арабском языке. Часто обращаются ко мне и в частном порядке, просят восстановить ту или иную рукопись.

Вообще, нужно отметить, у многих людей в сундуках, на чердаках хранятся старинные записи, книги. Не все понимают их ценность, значимость. Лучше, конечно же, их сдать в музей, где они будут храниться с соблюдением надлежащей температуры, уровня влажности. Ведь они могут попросту рассыпаться в руках. А ведь среди этих рукописей могут быть очень ценные для истории нашей страны, нашего народа».

Помимо реставрационной работы есть у Жанузака еще одна отдушина — изготовление керамической посуды. Буквально на днях он вернулся из Тараза, где проходила международная выставка народных умельцев. Там он представил свои работы, получившие высокую оценку знатоков, а также гостей из разных стран.

«Когда работаю с глиной, в буквальном смысле отдыхаю. Здесь тоже свои технологии. Глиной нужно запастись осенью. Ее замачивают в воде, затем достают и месят. Она тоже бывает разных видов, разных оттенков. Изготавливаю в основном кувшины, сазсырнаи, светильники, различные сувениры. Мои работы не на продажу. Их в качестве подарка передаем другим музеям, когда ездим в командировки, используем при оборудовании стендов. Постоянно участвую в выставках. Для меня это возможность на других посмотреть и себя показать. Третье место занял в конкурсе «Аудандық төлтаңба», первое — в конкурсе «Таланты Отырара», снимался в документальном фильме «Ұлы Дала дүбірі».

В работе мне помогают дети, воспитываю двоих сыновей, трех дочерей. Надеюсь, что кто-нибудь из них продолжит дело отца».

 

 

Салтанат Абдижаппарова

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *