К такому мнению единогласно пришли члены временной депутатской комиссии по мониторингу состояния школ, после объезда проблемных учебных заведений в городах и районах Туркестанской области.
Возмущению народных избранников, своими глазами увидевших, в каких условиях вынуждены учиться дети, не было предела. Десятки таких учебных заведений были осмотрены в присутствии представителей областных управлений строительства, экономики и развития человеческого потенциала.
Обсуждение итогов состоялось в актовом зале областного акимата.
«Все началось с того, что 190 родителей одной из школ Жетысайского района обратились ко мне с письмом, в котором попросили решить проблему их трехсменной школы, — рассказал инициатор создания временной депутатской комиссии Туркестанского областного маслихата депутат Т. Кырыкбаев. — На сессии я поднял этот вопрос, но бывший тогда руководитель управления развития человеческого потенциала Рахымбек Жолаев ответил, что официально эта школа числится не трехсменной, а двухсменной. Чтобы разобраться, кто же пытается ввести меня в заблуждение, я побывал в этой школе и выяснил, что дети все-таки учатся в три смены. Об этом совместно с местным акиматом и районным маслихатом был составлен соответствующий акт.
После этого на сессии я вновь поднял этот вопрос, после чего Жолаев объявил выговор руководителю Жетысайского районного отдела развития человеческого потенциала. Но проблемы это, естественно, не решило. Тогда при поддержке коллег-депутатов мы решили создать комиссию, которая проверит состояние школ в районах и городах области. То, что мы увидели, очень удручает. Есть школы, где с момента открытия — уже двадцать лет! — учителя и ученики занимаются без отопления.
А в Ордабасинском районе в 1991 году подрядчики, строившие школу, выполнили работу на 70 процентов, да так и оставили. В общем, иногда просто в голове не укладывается, как можно было допустить, чтобы дети учились в подобных условиях. Мы обнаружили уже 15 трехсменных школ. Немало образовательных учреждений, где сметы на капитальный ремонт были подготовлены еще в 2018-2019 годах. На это ушли государственные миллионы, но до выполнения работ дело так и не дошло. Время прошло, цены изменились, и теперь эти проекты нужно полностью переделывать. Куда смотрело управление экономики? Раз были готовы проекты, значит, районы просили денег на строительные работы? Кто виноват? Нужно разбираться».
На слайдах, продемонстрированных собравшимся в зале областного акимата специалистам соответствующих управлений и депутатам, картина действительно удручающая: облезлые, потрескавшиеся стены и потолки, проваливающиеся полы, разваливающиеся саманные мазанки. И все эти убогие строения, больше похожие на сараи, гордо именуются школами. Кстати, многие из них могли бы уже перестроить, если бы ответственные лица более ответственно относились к своему делу. Теперь же, чтобы строительство или капитальный ремонт начались, необходимы дополнительные государственные средства.
«Проекты, которые мы видим, в большинстве подготовлены в 2018-2019 годах, — говорит руководитель управления строительства Туркестанской области
Т. Усубалиев. — После этого строительные материалы значительно подорожали в 2021 году, а значит, средств, которые в них заложены на планируемый объем работ, уже не хватит. То есть подрядчик либо не возьмется за эти деньги выполнять заказ, либо изначально будет настроен выполнять его некачественно. Мы на такое пойти, естественно, не можем. Необходимо обновить имеющуюся проектно-сметную документацию, а соответствующим органам, думаю, стоит разобраться, почему столько государственных денег было выброшено на ветер».
Разбираться действительно предстоит еще очень во многом. И объем работы предстоит огромный. Ведь в нашей густонаселенной области проблема трехсменных и аварийных школ стоит остро уже не один десяток лет.
«Каждый год в области число школьников увеличивается примерно на 20 тысяч человек. Если грубо считать, то, чтобы всех обеспечить местами за партами, ежегодно нужно строить примерно по сто школ. Конечно, это нереально, поэтому у нас всегда, наверное, будут трехсменные школы, — заявил заместитель руководителя по финансовым вопросам управления развития человеческого потенциала Туркестанской области А. Усербаев. — На сегодняшний день, например, по официальным данным, таких трехсменных школ у нас четыре. Но фактически их значительно больше. Разница между реальными и официальными данными возникла в связи с тем, что несколько лет назад были изменены СНиПы. И школы, построенные до 1980 года и рассчитанные на 900 мест, после изменения технических требований уже оказались не рассчитанными на такое количество детей. Сейчас мы пытаемся решить эту проблему: каждой школе дали задание переоформить документы по новым СНиПам, после чего трехсменных школ официально у нас станет гораздо больше и будет ставиться вопрос о пристройках. Что касается аварийных школ, то такими сейчас признано четыре. Есть еще и приспособленные, саманные — 58. Их, конечно, тоже нужно перестраивать, тем более что они не просто неудобные и лишенные необходимых условий, старые, а значит, пройдет еще несколько лет, и они могут войти в список аварийных.
Например, в Келесском районе есть даже школы, которые занимают часть здания бывшего совхозного дома. Такие в 60-70-ые годы строились на двух хозяев. Вот представьте, с одной стороны — школа, а с другой — люди живут! И таких у нас только в Келесском районе несколько.
В Тюлькубасском тоже есть такая школа. Много проблемных учреждений в Сайрамском, Жетысайском и Мактааральском районах. На капитальный ремонт и строительство школ деньги в основном выделяются из областного бюджета. Но есть и республиканские вложения. Например, на капитальный ремонт 16 школ выделены средства в рамках программы «Ауыл — ел бесiгi». По этой же программе выделяются средства и на строительство новых школ. В прошлом году началось строительство 78. Из них пять профинансированы из республиканского бюджета в рамках программы «Ауыл — ел бесiгi», остальные — за счет средств областного бюджета. В прошлом году уже завершено строительство 44 школ, а 36 — переходящие на этот год. Начинается строительство еще нескольких десятков новых учреждений образования в этом году».
Хочется надеяться, что после того, как контроль за состоянием школ взяли на себя областные депутаты, дело все-таки начнет двигаться значительно быстрее, а строительные и ремонтные работы проводиться более качественно. Ведь, как отметили народные избранники, больше они не намерены выпускать из вида столь важный фактор, как условия, в которых получают образование областные ребятишки.
«Мы побывали во всех районах области, все посмотрели своими глазами, теперь на следующих сессиях будем просить выделения средств на приведение школ области в порядок, — говорит Т. Кырыкбаев. — В первую очередь, у нас есть шанс провести это финансирование по линии предвыборной программы партии «Nur Otan», где предусмотрено строительство новых школ из местного бюджета, а остальные средства будем просить из республиканского. Так что работа в этом направлении депутатам предстоит немалая. Но уже можно сказать, что мы вникли в это дело не зря. К тому же двое наших коллег решили спонсировать разработку ПСД для шести школ на 90 миллионов тенге. В Келесском районе это Нуралы Давлетьяров, в Жетысае — Нуралы Абишев. То есть каждая ПСД обойдется в 15 миллионов тенге. И эти средства обычно выделяются из государственного бюджета. Кроме того, еще один наш коллега Султан Кошанов решил за счет собственных средств построить школу в Сайрамском районе».
Прозвучало на встрече и мнение о том, что, возможно, гораздо рациональнее было бы не возводить школу в каждом ауле, а укреплять базы учебных заведений в крупных населенных пунктах. Это позволило бы избавиться от нехватки квалифицированных учителей и многочисленных затрат, связанных с содержанием здания, коммунальными услугами и прочим. Высвободившиеся же средства направить на организацию комфортабельного подвоза в школы детей из ближайших сел. Это и кадровую проблему решит, и у детей будет шанс получать знания в лучших условиях. Но этот вариант пока депутаты рассматривать не стали.
Что же касается недобросовестных застройщиков, которые построили школы, буквально через несколько лет пополнившие список аварийных или нуждающихся в капитальном ремонте, то материалы на них депутаты намерены передать в правоохранительные органы. Вот только удастся ли найти этих тяпкиных-ляпкиных, которые, вполне возможно, уже давно сменили и юридические адреса, и названия.
Ирина Притула
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!