Всерьез и надолго

5 Ноя 2019 16:39
Количество просмотров: 494

Строительство дорог и асфальтирование улиц в районах области берется под межведомственный контроль. Представители заказчика — акимата, партии «Nur Otan», Агентства по противодействию коррупции и специалисты-дорожники — изучили на месте качество прокладки новых улиц в селе Абай Келесского района. Результаты неутешительные. Хотя и предсказуемые. После многочисленных реорганизаций контроль на соответствие дорожного строительства техническим нормам на некоторое время был отдан на откуп частным компаниям, порой не имеющим даже необходимых измерительных приборов. Что представительная комиссия и наблюдала на улицах поселка. Мобильная лаборатория туркестанского филиала Национального центра качества дорожных активов беспристрастный анализ огрехов строителей выдала быстро.

«Общий объем работ, — рассказал директор М. Ахметов, — только по Келесскому району около миллиарда тенге. Масштабное строительство внутрипоселковых автодорог и благоустройство улиц ведется во всех районах области. Деньги в это вкладываются немалые. Наша общая задача — добиться качества работ. Новые дороги должны служить долго и соответствовать техническим требованиям. На осмотренных с помощью нашей лаборатории участках сделали заборы на всю глубину дорожной подушки. Слой асфальтового покрытия «плавает» в пределах от шести до полутора сантиметров при норме четыре. В качестве основания использована какая-то странная гравийно-глиняная смесь, которая гарантированно будет размыта первыми же осенними дождями. Этому будут способствовать отсутствие уклонов для отвода воды и открытые кромки асфальта.

Вода — главный враг автодорог, очень быстро проникающий под асфальт. Характерные для наших зим перепады температуры сделают свое дело. Данные по качеству и составу цементно-бетонной смеси будут у нас после лабораторного анализа взятых кернов, но незавидную судьбу этих свежезаасфальтированных улиц можно прогнозировать уже по замерам на месте. К весне следующего года они покроются выбоинами. Дальше процесс разрушения пойдет по нарастающей. А этого можно и должно избежать, если соблюдать технологию прокладки автодорог».

В работе над ошибками дорожных строителей активное участие приняли жители села. Большинство строительных недочетов очевидны даже не специалистам.

«За асфальт на улицах, — говорит житель села Абай Б. Ахметов, — конечно, большое спасибо. Будет меньше пыли, детям в школу ходить удобнее, да и взрослым легче передвигаться. Только за долговечность этого покрытия переживаем. Видно же, что укладывают его на глазок, обочины не закрывают. Никаких приборов у рабочих не замечалось. Может, думают, что на тихих улочках и так сойдет? Неужели собственной работы не жалко? Обидно будет, если через несколько месяцев, после первой же зимы здесь все трещинами покроется. Делать, так уж делать на совесть».

Дорожное строительство в стране ведется нарастающими темпами. Ежегодно увеличиваются объемы финансирования и растет километраж отремонтированных и построенных автодорог в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы. Разработан и внесен в Правительство проект ее продолжения на 2020-2025 годы.

«За последние пять лет, — отметил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Б. Атамкулов, — в развитие транспортной отрасли инвестировано порядка 5 триллионов 800 миллиардов тенге. 44%, или 2 триллиона 540 миллиардов, составили государственные средства. Оставшиеся 56%, или 3 триллиона 274 миллиарда, профинансировано с участием частного сектора, в том числе через механизм государственно-частного партнерства.

Наибольший объем инвестиций приходится на автодорожные и железнодорожные проекты – 37% (2 млрд. 158,5 млн. тенге) и 40% (2 млрд. 310 млн. тенге) соответственно».

Доход Казахстана от транзита вырос в 4,3 раза — с 180 млрд. до 782,4 млрд. тенге. Объем транзита грузовых автоперевозок вырос в полтора раза — с 1 млн. 300 тыс. до 1 млн. 800 тыс. тонн.

«До 2015 года основным проектом был транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай, — рассказал М. Ахметов. — В среднем в год работы по реконструкции велись на двух тысячах километрах. С 2015 по 2019 год охвачено 6,8 тысячи километров автодорог республиканского значения. В этом году работы ведутся на 4,4 тысячи километров. Построено и реконструировано три тысячи километров автодорог республиканского значения, в том числе полное завершение международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай, участки Нур-Султан — Караганда, Алматы — Талдыкорган, Кокшетау — Петропавловск, Актау — Бейнеу, Уральск — Каменка, обход перевала Кордай, Бейнеу — Акжигит — граница Узбекистана.

Завершение 3,8 тысячи километров предусмотрено в 2020-2021 годы. В рамках госпрограммы всеми видами ремонта охвачено десять тысяч километров по республиканской сети. В целях повышения транзитного потенциала проводится планомерная работа по развитию международных коридоров. До 2015 года модернизировано 4828 из 8357 километров. Это в основном коридор Западная Европа — Западный Китай. В рамках программы «Нұрлы жол» завершены работы на 1882 километрах, а на 1647 начаты строительные работы, которые будут завершены в 2021 году. В 2013-ом была запущена первая платная автодорога Нур-Султан — Щучинск протяженностью 211 километров, где ежегодно собирается свыше миллиарда тенге, что покрывает затраты на ее содержание. Протяженность платных автодорог увеличена до 682 километров: Нур-Султан — Щучинск (211 км), Нур-Султан — Темиртау (134 км), Алматы — Капшагай (42 км), Алматы — Хоргос (295 км). Ежегодные сборы составляют свыше четырех миллиардов тенге, что позволяет экономить бюджетные средства на содержании автодорог.
Дифференцированный тариф на четырех участках казахстанских автодорог (Нур-Султан — Щучинск, Нур-Султан — Темиртау, Алматы — Капшагай и Алматы — Хоргос) был введен с 19 июня 2019 года. Принцип дифференцированного тарифа простой: предварительная онлайн-оплата в два раза меньше оплаты наличными.

√ 5,8 триллиона тенге инвестировано в развитие транспортной
отрасли Казахстана за последние пять лет

В целях обеспечения пользователей автодорог качественным придорожным сервисом приведена в соответствие с Национальным стандартом тысяча объектов из 1822 действующих. Дополнительно за счет бюджета и частных средств построены 73 объекта. Работа будет продолжена в рамках госпрограммы на 2010-2025 годы».

После завершения основных инфраструктурных проектов в строительстве автодорог центр тяжести переносится на развитие местных сетей, в том числе благоустройство улиц населенных пунктов.

«За последние пять лет, — отметил Б. Атамкулов, — на развитие автодорог областного и районного значения выделено 590 миллиардов тенге: 260 миллиардов из республиканского и 330 — из местных бюджетов. Отремонтировано 15 тысяч километров автодорог.

По поручению Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева с 2018 года увеличено финансирование ремонта и строительства местных автодорог. В 2019 году объем превысил 200 миллиардов тенге, что позволило отремонтировать 4,6 тысячи километров. Объемы работ по сравнению с 2014 годом увеличились в три раза. Автодороги областного и местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии составляют 71 процент от общей протяженности».

В этом же направлении организована работа специалистов по контролю за качеством строительства. Главная идея — сделать весь процесс максимально прозрачным и исключить брак, который впоследствии пришлось бы постоянно устранять.

Игорь Лунин

фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *