Выйдут из тени?

4 Дек 2019 13:30
Количество просмотров: 1461

В следующем году в автобусах Шымкента введут электронные билеты.

Решение принято акиматом города по инициативе ассоциации перевозчиков «Южавтотранс».

Все будет хорошо

«Последнее (по времени) совещание при акиме города пассажирскому транспорту, — рассказал председатель ассоциации Д. Каюпов, — вселило оптимизм. Вместо уже привычного алгоритма обсудили проблемы и разошлись каждый при своем мнении, главой города были намечены конкретные мероприятия и сроки. Тарифной комиссии дано поручение решить вопросы субсидирования 16 маршрутов (сейчас дотации получают 10). Пришли к единому мнению: кто не обоснует своих расходов и не обеспечит прозрачности финансовой деятельности, пусть уходят. Ерлан Айтаханов пошел даже дальше пожеланий перевозчиков дотировать отдельные маршруты. «В городе все маршруты социальные», — заявил аким. Дело за самими перевозчиками, надо доказать это корректными расчетами себестоимости. Желающие занять их нишу рынка перевозок найдутся. Чтобы в будущем к этому больному вопросу не возвращаться, решено к середине следующего года начать внедрение электронной системы билетирования. Это не чья-то блажь, это необходимость. Принципиально решен вопрос о разработке новой транспортной схемы города с учетом его значительного расширения. Делаться это будет параллельно с введением электронной системы. Давно назрела и перезрела необходимость оптимизации маршрутов. Сейчас с нелегкой руки прошлого состава акимата наложение достигает 70 процентов! Все автобусные линии проходят по нескольким центральным улицам, как говорили, «по пожеланиям трудящихся». Покажите мне этих трудящихся! Редчайший случай, когда мнение горожан учитывалось так полно и в ущерб здравому смыслу. Параллельные Тауке хана улицы, где планировалось пустить автобусные маршруты еще в 2006-ом, которые для этого были специально расширены и отремонтированы, так и стоят пустыми. Такая же история с направлением север-юг. Все маршруты стянуты на Байтурсынова. Отсюда заторы в центре города, бешеные гонки автобусов на маршрутах и прочие обыденности нашего города.

Сломанные автобусы — на приколе.

Еще один, не менее важный вопрос, по которому достигнуто взаимопонимание с администрацией города, — кадры. Они по-прежнему решают все.

Современное качество подготовки водителей автобусов даже обсуждать нет смысла. По мнению горожан, их профессиональная квалификация оценивается на твердую двойку. Заслуженно.

Компании-перевозчики вынуждены набирать на работу не тех, кого нужно, а тех, кто есть. Результат предсказуем. Будем решать вопрос о подготовке водителей категории D на базе профильного профессионально-технического лицея.

Сегодня непосредственно в перевозке пассажиров в Шымкенте задействовано около 4,5 тысячи работников автопредприятий. Когда им высказываются вполне справедливые претензии, нужно вспомнить, в каких условиях они работают. Скажем честно: ни о какой двухсменке никто давно не вспоминает. Катают по городу с рассвета до отбоя, в жару, стужу и гололед. Два года назад мы выходили на акимат с предложением построить в рамках государственно-частного партнерства для начала пятнадцать пунктов отдыха для автобусных бригад. Создать самые элементарные условия — туалет, душ, горячее питание. Транспортные компании сделают это за свой счет. От города — выделение земли и прокладка инженерных сетей. Поверьте, это гораздо нужнее, чем множество «арбатов», и обошлось бы бюджету намного дешевле. Тогда проект затерялся в коридорах власти. Сейчас к нему вернулись с неплохими шансами на реализацию. В целом, с умеренным многолетним опытом оптимизмом, могу сказать, что власти — от правительства до городских, не только осознали глубину проблемы пассажирского транспорта, но начали ее решать. Коллеги из других городов это подтверждают. Да и дотировать пассажирские перевозки решено из республиканского бюджета. Напоследок о том, что больше всего волнует горожан. Сколько все это счастье будет стоить в перспективе?

Лестница в небо от Shymkent Bus.

По предварительным расчетам ассоциации, сегодня себестоимость перевозки одного пассажира в Шымкенте доходит до 390 тенге. Мы предлагаем с введением электронных билетов установить проезд по ним в 80, а за наличный расчет — 160 тенге.

Такое соотношение нал/безнал работает в Нур-Султане. У людей будет заинтересованность в приобретении электронных билетов, у перевозчиков — стабильный доход».

Или уже было?

160 за проезд — это больно! Зная наших, можно представить, с каким скрипом и нервами будет внедряться электронное билетирование. Скрипеть будет система, нервничать — мы. Алматинцы несколько лет назад кушали эту «радость» полными ложками. Говорят, сейчас там полный орднунг. Насколько это вообще у нас возможно. Открытыми остаются вопросы, почему разница в оплате именно один к двум, а, не скажем, 80/100 и что делать многочисленным гостям города? Кстати, о развитии туризма и предстоящей роли культурной столицы СНГ. Он придется аккурат на наши очередные беспощадные реформы.

Еще не дает покоя дежавю. Редакционный архив, будь он неладен! Как заглянешь, так начинается…

Сайт акимата Шымкента, 28.07.2016 г.:

«Проблемы транспортной системы рассмотрели на очередном заседании городcкого общественного совета.

К этой проволоке да электронный терминал.

Идет процесс создания новой транспортной компании «Shymkent Bus», 49 % которая будет принадлежать государству. Автобусы компании будут ездить на газе, транспорт будет адаптирован для людей с ограниченными возможностями. На стадии разработки вопрос внедрения электронного билетирования в городских автобусах.

Кроме этого, актуален вопрос культуры вождения и поведения водителей общественного транспорта, необходимо специально обучать молодые кадры. Еще одно требование – на конечных остановках для водителей должны быть предусмотрены условия, к примеру, общественные уборные, места для умывания».

03.02.2017 г.: «О том, как улучшить работу городского общественного транспорта, говорили в минувшую среду в акимате Шымкента, где прошла встреча акима города Габидуллы Абдрахимова с перевозчиками, руководством транспортных компаний и автопарков. Главной темой обсуждения стало общее состояние и перспективы развития городского транспорта. О проблемах компаний-перевозчиков подробно рассказал председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

Подводя итоги заседания, Г. Абдрахимов отметил, что городские власти продолжают мониторинг качества услуг на транспорте. Ответственными службами было проведено 92 рейда, в ходе которых сделано 197 официальных предупреждений. В основном замечания касались нарушений со стороны автопарков (грязный подвижной состав, порванные сидения, отсутствие униформы у кондукторов, нарушения графика движения и т.д.). Аким города поручил перевозчиками провести обновление подвижного состава и навести порядок на маршрутах, соблюдать в салонах чистоту. Г. Абдрахимов поручил также проработать вопрос с выделением отдельных полос для движения по ним автобусов, разобраться с вопросом поставки ГСМ напрямую транспортникам без посредников и как можно быстрее перевести весь пассажирский транспорт на природный газ. Все эти шаги должны кардинально улучшить работу пассажирского транспорта в городе Шымкенте уже в ближайшее время».

Только у меня ощущение дня сурка? Путешествия в глубь годов можно продолжать долго. Даже отдельной книгой издать.

Исследования «системы» пассажирских перевозок Шымкента с выработкой рекомендаций по ее оптимизации в 2016-ом проводил НИИ автомобильного транспорта. Многостраничный документ, обошедшийся бюджету, кажется, в 30 миллионов тенге, увидеть живьем не удалось.

Выводы ученых, в двух словах, можно сформулировать просто: отсутствие системы и есть уникальная система пассажирских перевозок Шымкента. Много чего еще можно вспомнить. Да, и еще 700 коптящих соляркой малюсеньких и неудобных, зато свинченных у нас автобусов будут закуплены за счет бюджета.

Почему мы так упорно увеличиваем «поголовье» автобусов в и так неблагополучном городе, напрочь забыв, что инженерная мысль давно подарила человечеству множество вариантов городского транспорта наземного и надземного, недорогого и экологически безупречного? На дворе XXI век, а по состоянию городского транспорта Шымкент — в середине XX-го, в дотроллейбусную эпоху.

Ну и вишенкой на этом засохшем от времени тортике — несколько фото интерьеров наших транспортных средств. Мысленно представьте себе в этом салоне навороченный по последнему слову цифровых технологий терминал для считывания электронных билетов и вспомните пословицу об ишаке и серебряном седле.

Игорь Лунин
фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *