В истории Голодной степи особое место занимает проект расширения и углубления землекопами Узбекской ССР и Казахской ССР канала им. Кирова, протекающего по территории двух республик. Канал Дружба по-узбекски Дустлик, а по-казахски — Достык — это тот самый магистральный канал им. Кирова.
За полгода до начала Великой Отечественной войны, 31 декабря 1940 года, в Алма-Ату была отправлена телеграмма, в которой говорилось, что южноказахстанцы выполнили задание партии: за тридцать дней был расширен и углублен канал им. Сергея Мироновича Кирова, увеличилась его пропускная способность с 105 кубометров в секунду до 200.
Теперь водами магистрального канала можно было оросить 53 тысячи гектаров голодностепской земли. Но это была завершающая точка тяжелой и нужной работы, выполненной преимущественно руками с кровяными мозолями в течение 1939-1940 годов при минимальном использовании механизмов, хотя предполагалось, что половина земляных работ выполнит техника.
В истории освоения Голодной степи эти работы получили устойчивое название «ирригационная народная стройка».
Событие было столь грандиозным, что впоследствии стахановцы были награждены специальным знаком «Строителю каналов в Голодной степи». А наша газета вместе с другой областной «Оңтүстік Қазақстан» сформировала выездную редакцию, которая выпускала приложения к изданиям, рассказывала, как идет стройка.
Надо отметить, что история этой водной магистрали тянется с октября 1913 года. Прорытый канал позволил создать на обводненных территориях новые поселения, жители которых занялись сельским хозяйством. Но расширялись территории, требовалась вода для орошения сельскохозяйственных угодий.
Не вдаваясь еще глубже в историю Достыка, отмечу, что Магистральный канал им. Кирова был назван приказом Минводхоза СССР 9 августа 1939 года. В народе канал до переименования его в годы независимости в Достык носил название Кировский.
Канал время от времени подвергался реконструкции, чтобы увеличить его пропускную способность. В начале 30-ых годов она составляла 50 кубометров воды в секунду.
В 1939 году в СССР началось народное движение за воду, инициаторами которого выступили колхозники Ферганской долины Узбекской ССР. Шесть тысяч южноказахстанцев поддержали его и приехали в Голодную степь (нынешние территории Мактааральского и Жетысайского районов). За месяц построили ирригационную сеть на первой Тугайной ветке, тем самым создав условия для обводнения пяти тысяч гектаров. На новых землях было создано 15 колхозов.
Потом были вторая, третья Тугайные ветки — это освоенные земли, которые должны были орошаться из обводных каналов, протянутых из большого магистрального.
25 апреля 1940 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) принял постановление «О мероприятии по дальнейшему развитию сельского хозяйства и в особенности технических культур в южной области Казахстана», по которому предстояло освоить 50 тысяч гектаров новых земель и три тысячи перелогов (заброшенных земель бывшей пашни).
Последовал призыв на народную стройку. Надо было расширить и углубить канал им. Кирова. Причем работы начались одновременно как на территории Узбекистана, так и Казахстана.
Еще в 1939 году Захар Никифорович Вершанский, выпускник Академии социалистического земледелия, заведующий отделом сельского хозяйства Чимкентского обкома партии, был назначен, как записано в учетной карточке (хранится в Государственном архиве общественно-политической истории Туркестанской области), начальником канала первой Тугайной ветки. Руководить стройкой ему предстояло и в 1940 году. Впрочем, на ней было немало опытных специалистов. В частности, гидротехник Леонид Тимофеевич Огибалов, директор «Голстепводстроя», уроженец Ташкента, свободно владеющий казахским и узбекским языками, что помогало решать немало организационных вопросов.
1 декабря 1940 года на стройку стали съезжаться первые землекопы целыми колхозами из всех районов области. Захар Никифорович писал: «С рассветом колхозники с лопатами, кетменями и носилками направились к магистральному каналу имени Кирова. Крайний участок достался колхозникам колхоза имени Куйбышева Ленгерского района. Их участок — на границе с Узбекистаном. Рядом с бетонным репером находится красный флаг».
Каждому колхозу был определен план выемки грунта. Землекопы жили в юртах, землянках. Документы, сохранившиеся в архиве, а также публикации в приложении «Южанки» свидетельствуют о масштабности выполненных работ, о мужестве людей, которые и в дождь, и в снег руками с кровяными мозолями, перемотанными бинтами, вынимали грунт, поднимали землю в носилках на верх насыпи.
Любопытно, что группа сотрудников НКВД не зафиксировала за все время работы ни одного случая саботажа на стройке.
За восемь дней, работая от темна до темна, выполнили свою норму шаульдерцы.
«Серьезным испытанием для коммунистов были дни, когда бушевал буран, шел снег и дождь, крепчал мороз, — писала газета «Правда Южного Казахстана» в спецвыпуске «На стройке канала имени Кирова». — Выходить на работу или нет? Или же сидеть в юртах и ждать погоды? В один снежный день из штаба стройки поступила телеграмма: «Надо ждать погоды». Но коммунисты вышли на работу».
Коммунистов на стройке было 600 человек.
«Какую фамилию ни возьми, выполнение нормы выемки грунта — 250-300 процентов, а то и больше, — говорит Е. Тимофеева, сотрудница Государственного архива общественно-политической истории Туркестанской области. — Землекопы были людьми разных национальностей, вдохновленные идеей, что расширение канала даст воду для пашни, где они будут сеять хлопчатник, овощные культуры, закладывать сады. И их жизнь, детей и внуков будет лучше. В нашем архиве хранятся фотографии землекопов. И уверяю Вас, люди не выглядят истощенными, измученными тяжелой работой, хотя трудились они много, не жалея себя.
Приезжали артисты, чтобы поддержать строителей, кто-то привез патефон с пластинками, о чем свидетельствуют фотографии. Была хорошо налажена медицинская служба, которую возглавлял известный врач Бучацкий, депутат Верховного Совета Казахской ССР. Наш архив предоставляет для публикации в газете «Южный Казахстан» уникальные снимки, связанные с каналом имени Кирова».
Братья Конысбай и Конырбай Зяевы из Тюлькубасского района прибыли на стройку 4 декабря. И в этот же день вышли на работу, вынули за день 56 кубометров грунта при задании 10,2. В этот день было холодно, шел дождь.
А звено Мусая Шимбаева из сельхозартели им. Молотова Арысского района, состоящее из четырех человек, вынуло 130 кубометров земли, выполнив норму на 1160 процентов. Движение за выполнение нормы в несколько раз стало называться шимбаевским.
На стройку прислали шоферов, бывших кулаков, высланных в свое время в Голодную степь: Григория Ефремова, Николая Жилина и ставшей легендарной Тасю Неретину, выполнявшую на машине такие объемы работы, которые не всем мужчинам по плечу.
К слову сказать, женщин на стройке было немало. Вот имена некоторых стахановок: Т. Цульковская, А. Мактыбаева, Р. Набунская, Р. Бахтыбаева, выполнявшие ежедневно план на 250-300 процентов.
Нарком водного хозяйства КазССР А. Бектасов прислал телеграмму, в которой говорится, что он поддерживает соревнование передовиков скоростного строительства канала им. Кирова Сайрамского и Ленгерского районов, для чего учреждает переходящее Красное знамя Наркомата водного хозяйства КазССР с вручением денежной премии в три тысячи рублей. В разное время среди победителей оказались эти два района. Кроме того, Красное знамя обкома партии было вручено Шаульдерскому району, а Казнаркомводхоза — Туркестанскому. Около тысячи землекопов получили знаки «Строителю каналов в Голодной степи», специально учрежденные Указом Президиума Верховного Совета КазССР.
То, что сделали за тридцать дней тридцать тысяч человек, — пример высочайшего мужества. Им удалось увеличить пропускную способность канала им. Кирова с 105 до 200 кубометров в секунду. Его водами можно было оросить 53 тысячи гектаров, а в перспективе — 208 тысяч.
Расширение и углубление магистрального канала позволило переселить на обводненные земли 2900 хозяйств, за ними закрепили 8232 гектара для выращивания хлопка.
В 1940 году на новых землях был создан Кировский район (ныне Жетысайский).
В память о мужестве и самоотверженности первоцелинников на въезде в Жетысай, у канала Достык, установлен труженик-скрепер, но он в память о тех, кто в более позднее время осваивал джетысайский массив.
А вот памятника землекопам нет. О них не забывают в семьях, чьи предки участвовали в грандиозной народной стройке.
Людмила Ковалева
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!