Карьерные несовпадения

3 Июл 2018

 Нет перегрузу на дорогах, решили в инспекции транспортного контроля. Для предотвращения разрушения автомагистралей области тяжелыми самосвалами создана межведомственная рабочая группа.

 К решению давно назревшей и перезревшей проблемы транспортники подошли комплексно с привлечением всех заинтересованных ведомств: департамента госдоходов, областных управлений транспорта и природопользования, специализированной и транспортной прокуратур и областного филиала партии «Нур Отан». К совместной работе пригласили и руководителей компаний, занимающихся карьерными разработками и грузоперевозками. Правда, откликнулись далеко не все.

«Потери от экономии перевозчиков на сверхлимитной загрузке автомашин общество несет сразу по нескольким направлениям,
— отметил заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан» Б. Куанышбеков. — Это — неполная уплата налогов, разрушение автодорог и трудно поддающийся учету ущерб, наносимый природе. Наконец, это правовой нигилизм. Мы который год твердим со всех трибун о нулевой терпимости к правонарушениям, а здесь законы попираются систематически у всех на глазах».

Карьеры — наша давняя и не проходящая головная боль, производная от подземных богатств. В области добывают гравий, песчано-гравийную смесь, глину, песок, известь, минеральные пигменты, гипс и ангидрит, базальт, строительный камень, бетонит, соль.

«По юго-западному склону хребта Каратау имеются месторождения полиметаллических руд — Кентауское, Ачисайское, Байжансайское, Миргалимсайское и другие, — говорит заместитель руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования А. Алпамышов. — Большой промышленный интерес представляют месторождения железных руд Каратауского хребта. В области есть минерально-сырьевые ресурсы для производства таких строительных материалов, как известняк, гипс, кварцевые пески, огнеупорные керамические и бентонитовые глины, минеральные краски, поделочные камни. На территории области добываются уран, фосфориты, золото и серебро. Богатства недр огромны и при их разумном использовании способны обеспечить область почти всем необходимым. Это — в идеале. В реальности, если с серьезными недропользователями проблемы возникают крайне редко и решаются оперативно, то бесчисленные «камнекопатели», разрушающие русла и уничтожающие экосистемы рек, зачастую остаются безнаказанными. Они чрезвычайно мобильны. Из оборудования — один экскаватор. Сегодня расковыряли здесь, завтра переехали за сотню километров. Даже на зарегистрированных в установленном порядке карьерах по выработке гравия, песка и грунта зачастую нет не то что приборов учета отгруженной массы, даже электричества. Мы разработали модельный контракт с акиматами районов. Будем внедрять его на местах и жестко контролировать природопользование. Лицензии на разработку ископаемых выдаются через электронный портал, и деятельность их получателей может контролироваться всеми ведомствами».

В 2017 году составлено 602 административных протокола о нарушениях при перевозке грузов из карьеров области. Привлечено к административной ответственности 18 грузоотправителей. Общая сумма начисленных взысканий по статье 593 чч. 3 и 6 КоАП РК — 75 351 200 тенге.

 Массовое строительство автодорог в области вызвало настоящий карьерный бум. Его результаты удручают.

«Черные копатели» наносят трудновосполнимый ущерб хрупким экосистемам наших рек, а вереницы самосвалов, загруженных «по самое не могу» и больше, в считанные месяцы разрушают только что сданные в эксплуатацию шоссе. Владельцы тех и других к тому же серьезно экономят на налогах. Все это ни для кого не новость. Хотя явно противозаконно.

«Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов, — поясняет руководитель инспекции транспортного контроля по Туркестанской области Е. Сыргабеков, — допускается только при наличии специального разрешения. Так гласит норма Закона РК «Об автомобильном транспорте». Статья 571 часть 9 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность грузоотправителей за превышение допустимых норм при загрузке автомобиля. Подчеркиваю: при загрузке! В случае установления нарушений водитель и перевозчик либо грузоотправитель привлекаются к административной ответственности, а дальнейшая эксплуатация автотранспортного средства не допускается до устранения нарушений. Все начинается с загрузки самосвалов в карьерах. Точнее, с их перегрузки.

За отсутствие товарно-транспортных накладных, то есть перевозку неучтенного груза и, соответственно, неуплату налогов в 2017 году составлено 753 административных протокола на 5 887 752 тенге.

 Откуда у проблемы ноги растут? По данным акимата области, легально, по лицензиям, эксплуатируется 172 карьера. Оборудованы автомобильными весами только 14! Мы с начала года отправили 146 писем на имя руководителей и владельцев карьеров с разъяснениями необходимости установки весов. Результат более чем скромный. Только одно предприятие ТОО «АГРО-V» установило весовое оборудование. Оправдания водителей самосвалов в духе «негде взвеситься, не знали о перегрузе» — это даже не смешно. Любой шофер большегруза отлично видит и чувствует по поведению машины, насколько он ее нагрузил. Вариант для подстраховки, часто используемый грузоотправителями, не выдавать товарно-транспортную накладную водителю. А для водителя — клясться и божиться, что документа у него нет. Все просто. Штраф за это от 5 до 25 МРП, а за нарушение правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных автотранспортных средств, как более тяжкое, — от 30 до 100. Мобильные группы инспекции физически не могут перекрыть все пути самосвалам из карьеров. Но заверяю всех, для кого закон не писан, что мы сделаем их деятельность максимально некомфортной. Выбор — раз за разом платить немалые штрафы или единожды вложиться в покупку весов — за ними».

Межведомственная рабочая группа под эгидой «Нур Отана» должна добиться от владельцев карьеров выполнения в полном объеме требований к пунктам погрузки и разгрузки грузов.

«Они обязаны, — напоминает Е. Сыргабеков, — оборудовать на действующих карьерах контрольно-пропускные пункты и весовое оборудование, позволяющее определить массу отправляемого и поступающего груза, специальные места для работ по очистке, промывке и дезинфекции кузовов автотранспортных средств после выгрузки грузов с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Инспекцией транспортного контроля направлены материалы в межрайонный экономический суд области о запрете деятельности по погрузке грузов на автотранспортные средства в отношении ТОО «Курылыс», «Келес БурВодСтрой», «Досхан ЛТД», корпорации «Атамекен», «Алтынбек и Б», корпорации «Ак Ордасы», корпорации «Сити строй», «Шебер-2» и «Куат-Курылыс».

Общими усилиями руководители ведомств надеятся навести порядок в отрасли грузоперевозок материалов, добываемых в карьерах на территории области, остановить разрушение автодорог и обеспечить налоговые поступления от этой деятельности в полном объеме, предусмотренном законом.

Игорь Лунин

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *