4 Апр 2023 14:11
Количество просмотров: 331

Министр энергетики РК Болат Акчулаков доложил о текущей ситуации на внутреннем рынке ГСМ.

По информации министра энергетики РК, после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн. тонн и достигла почти 17 млн. тонн в год.

«За последние пять лет мы увеличили производство бензина почти на 70% (c 3 млн. до 5 млн. тонн), а дизельного топлива – на 30% (с 4 млн. до 5,2 млн. тонн)», — сообщил Болат Акчулаков.

***

Как отметил министр энергетики, в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн. тонн, мы ощутили нехватку топлива в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн (без учета зимнего ДТ) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.

Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как ГМК и железная дорога, оставалось на прежнем уровне.

***

Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт и «серый» экспорт в соседние страны.

Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено «серым» экспортом (по расчетам IHS Markit).

По словам министра энергетики РК Болата Акчулакова, причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 тенге/литр, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 тенге/литр (101%).

***

Маржа от перепродажи казахстанского ДТ за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до $140 млн. в год.

Как отметил Болат Акчулаков, ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК.

В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана.

***

По словам главы Министерства энергетики РК, пошел резкий рост розничных цен в соседних странах, и как следствие уже осенью, несмотря на увеличение производства ДТ, мы снова столкнулись с острой нехваткой топлива.

В этом году диспаритет цен сохраняется. В итоге в марте текущего года мы видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%.

В такой ситуации казахстанский дизель однозначно будет «утекать» в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн.

Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие шесть лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно (до расширения Шымкентского НПЗ).

«Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам», — подчеркнул министр энергетики Болат Акчулаков.

***

Министр энергетики РК озвучил меры регулирования цен на ГСМ в Казахстане для снижения дефицита топлива, а именно:

— введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом;

— приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям;

— устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов.

Кроме этого, для снижения дефицита в августе прошлого года введен механизм дифференцированных цен (для иностранцев – 450 тенге/литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день). Однако «теневой экспорт» всегда находит возможности для обхода ограничительных мер.

«И каждый раз мы вынуждены в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить его нехватки», — отметил министр энергетики РК Б. Акчулаков.

***

Глава Минэнерго Б. Акчулаков коротко резюмировал обстановку с топливом.

Первое: с текущими ценами сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать.

Второе: с такой разницей в ценах «переток» в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы «перетока» будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта.

Третье: сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы «теневого» рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана.

Четвертое: низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу.

***

В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности:

— на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11%);

— на дизель — 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге (в среднем рост 20%).

«Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня», — сообщил министр энергетики Болат Акчулаков.

***

«Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», — резюмировал министр энергетики Болат Акчулаков.

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *