«Айгулек»: живем танцуя!

18 Окт 2017 11:05
Количество просмотров: 2002

 70-летие отмечает старейший детский ансамбль в Казахстане – «Айгулек». Этот прославленный танцевальный коллектив, известный далеко за пределами нашей страны, без сомнения, одна из визитных карточек Шымкента, его гордость. Сложно представить, но родился этот «лунный цветочек» в первый же год после окончания Великой Отечественной войны. А уже в пятидесятых годах вышел сначала на республиканскую, а затем и союзную орбиту, став постоянным участником всесоюзных конкурсов, фестивалей, слетов. Не раз выступал на сцене Кремлевского Дворца съездов – самой престижной площадке СССР, а также в самом знаменитом пионерлагере СССР – «Артеке». Именно там в 1982 году детскому ансамблю из Чимкента за высокие достижения была вручена премия Ленинского комсомола.

Шымкент сегодня можно смело назвать городом танцующим. В одном только Дворце школьников, где базируется с момента рождения «Айгулек», с десяток ансамблей. Но даже среди такого пестрого танцевального многообразия он неизменно выделяется: профессиональной постановкой танца, отточенностью движений юных танцовщиц и какой-то особенной харизмой. Еще бы, айгулековцы!

Выступлением этого ансамбля невозможно не любоваться: девчонки, словно бусинки, то рассыпаются в танце по сцене, то снова собираются воедино. Задорно, весело, с огоньком! Что роднит этих улыбчивых девчушек с уже седовласыми мужами, солидными дамами, прославленными танцорами в зените профессиональной славы? Конечно, «Айгулек»! Выпускники ансамбля – люди разных возрастов и профессий, живущие сегодня в разных государствах. Но детство – самая счастливая пора жизни – у каждого из них связана с «Айгулеком».

Накануне юбилейного концерта мы собрались в кабинете директора Дворца школьников Н. Романовой. На столе – фотографии разных лет, вырезки из газет с заметками об ансамбле, на экране компьютера – клип, собравший кадры с выступлениями разных лет. Чувствуется, как дорожат здесь богатой историей старейшего в республике детского танцевального коллектива.

— Своим рождением «Айгулек» обязан Анне Цандековой, эвакуированной в Чимкент польской еврейке, — рассказывает Н. Романова. – Только закончилась кровопролитная война, нужно было восстанавливать страну, но люди все же тянулись к искусству. Анна Львовна, сама танцовщица, желая передать свое мастерство, пришла в созданный в 1943 году Дом пионеров с предложением открыть балетно-танцевальный кружок. И название, такое ласковое и нежное, – «Айгулек» — тоже предложила она. Поначалу кружковцев она набирала буквально на улице, выделяя среди детворы ребят с танцевальными задатками. Уговаривала прийти на занятия. А потом решила убеждать танцем, да не простым, а чимкентским. И поставила «Сбор хлопка».

Три феи «Айгулека»: А. Цандекова, Г. Муллабаева, Р. Каланова.

Им и покорила. После этого и до сегодняшнего дня «Айгулек» никогда не сталкивался с отсутствием детей, желающих танцевать. Более того, был даже конкурс. Знаменателен наш «Айгулек» еще и небывалым постоянством хореографов. Анну Львовну на посту сменили ее же ученицы – Галина Муллабаева, а затем Райхан Каланова, руководящая им и поныне. В этой преемственности поколений заключена сумасшедшая преданность традициям, высочайшему уровню мастерства.

Г. Муллабаева стала еще и настоящим летописцем ансамбля, бережно сохранив редкие снимки, газетные вырезки.

Галина Александровна, находясь уже на заслуженном отдыхе, и поныне остается соратником теперь уже Р. Калановой, внося свой неоценимый вклад. Есть у нее и молодые коллеги – А. Голобокова и А. Садыкова, которые уже, в свою очередь, перенимают ее мастерство.

Райхан Муртазаевна – это новый этап в жизни прославленного ансамбля. Опираясь на фундамент, заложенный А. Цандековой, закрепленный Г. Муллабаевой, она выпестовала поистине прекрасный коллектив, занимающий исключительно призовые места на престижных международных конкурсах и прославляющий тем самым город и страну. Одна из недавних побед – Гран-при в Испании на международном фестивале Musica del Mar. 37 лет руководит ансамблем Р. Каланова, став за эти годы профессиональным хореографом, заслуженным деятелем РК, отличником народного просвещения. Информацию о ней теперь можно прочесть в международной энциклопедии «Лучшие люди».

Р. Каланова и А. Голобокова в окружении своих учениц.

После окончания Казахского государственного хореографического училища, Р. Каланова вернулась в родной Чимкент. Открыла первую в городе балетную студию. В 1975 году А. Цандекова пригласила свою талантливую ученицу работать в «Айгулек» — ансамбль тогда был многочисленным и весьма именитым. В 1980 году Р. Каланова стала официальным балетмейстером ансамбля. Сегодня сложно сосчитать, скольких воспитанников выпустила она, сколько танцев создала, да и победы «Айгулека» проще перечислить, назвав лишь страны, где они вручались: СНГ, Италия, Франция, Германия, Турция, Венгрия, Чехия, Польша, Испания и другие. И везде ансамбль с гордостью представлял культуру Казахстана.

— Рождение танца – это химический процесс, происходящий в мыслях постоянно, — говорит Райхан Муртазаевна. — Он рождается от услышанной музыки, увиденной картины, новых ощущений. Язык танца – универсален, и в этом его прелесть! Он не требует перевода и абсолютно понятен даже тем, кто не говорит с тобой на одном языке. Но мало придумать танец, нужно его воплотить на сцене. И я очень благодарна своим воспитанникам за их колоссальное упорство и труд. Эти дети – трудяги, которые отдаются своему делу всей душой! А наши многодневные поездки? С реквизитом, костюмами. Такое не каждый ребенок может выдержать! Помню, в 1982 году в «Артек», где нам вручали премию Ленинского комсомола, мы ехали на поезде семь суток! В 1992 году мы выступали на международном фестивале детского творчества во Владивостоке. На обратном пути российские авиадиспетчеры объявили забастовку. Все рейсы отменены. Как нам возвращаться домой? Звоню в ужасе в акимат Шымкента, прошу о помощи. Так за нами отправили персональный самолет! Беспрецедентный шаг по тем временам.

70 лет – возраст солидный. Но «Айгулек» — по-прежнему молодой, живой организм, находящийся в вечном движении. «Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Вот и мы всегда в поиске новых танцев, новых форм, новых идей», — признается Р. Каланова.

А значит, зритель вновь будет восторженно рукоплескать нашему «Айгулеку»!

А.Масалева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *