АЛСИБ — дорога жизни между СССР и США

10 мая 2024 09:01
Количество просмотров: 439

В Шымкентском городском русском драматическом театре состоялся показ документального фильма «АЛСИБ. Хроники воздушной трассы». Зрители увидели кинохронику и художественные реконструкции о событиях Великой Отечественной войны, которые долго не предавались огласке.

До 1992 года материалы по воздушной трассе Аляска — Сибирь (АЛСИБ) оставались засекреченными.

Алсибовцы, не успевшие до трассы встретиться с врагом, не считались ветеранами войны. Но тяжестью и испытаниями эта дорога сравнима с фронтом.
Не первый год поисковыми работами на этой воздушной трассе занимается член Союза журналистов России, действительный член Русского географического общества, известный российский документалист, снявший более 50 кинолент на исторические и социальные темы, А. Никулин.

Человек, по-настоящему увлеченный и разбирающийся в истории секретной трассы, стал автором представленного шымкентцам документального фильма.

АЛСИБ — это воздушная трасса протяженностью 15 000 км между Сибирью и Аляской. В годы Великой Отечественной войны советские летчики, рискуя жизнью в тяжелейших условиях Крайнего Севера, перегоняли истребители и бомбардировщики из США в СССР.

На советском участке трассы произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 летчиков.
Однако отправленные на фронт 8 094 самолета сыграли важную роль в борьбе против нацизма. В годы холодной войны об АЛСИБе и о героях-летчиках старались не говорить, доступ к документам долгое время был закрыт.

Лишь недавно экспедиции Русского географического общества позволили найти и экранизировать уникальный материал об АЛСИБе.

Причем для написания сценария фильма поисковые работы привели автора в Казахстан.

Дело в том, что на месте крушения самолета на Чукотке был найден комсомольский билет сержанта П. Оконечникова, гражданина нашей страны.

Как рассказал автор фильма и участник поисковой экспедиции, 28 августа 1943 года вблизи чукотского аэродрома Уэлькаль транспортный С-47 «Дуглас» под командованием старшего лейтенанта Е. Герасимова в условиях плохой видимости врезался в сопку.

«В горах рядом с озером Горное мы нашли большое количество фрагментов американского самолета: радиоприемник ARR-11, педали управления, лопасть воздушного винта, крылья и фрагмент кабины. Ценной находкой стал комсомольский билет №9248726 на русском и казахском языках. Судя по месту выдачи билета, его владельцем, вероятно, был бортрадист, сержант Петр Оконечников, который родился в деревне Кутихи Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. В год катастрофы Петру было всего 19 лет», — рассказал А. Никулин.

В момент столкновения температура там была такая, что авиационный алюминий плавился и сейчас лежит слитками. Поэтому поистине удивительно, что документ сохранился во время аварии и 79 лет ждал своего часа под тяжелыми камнями.

Захоронить экипаж удалось только в 1974 году геологам Восточно-Чукотской геологоразведочной экспедиции. Точнее, они перезахоронили те останки, которые на тот момент смогли найти.

Поиски родственников погибшего бортрадиста были долгими, в какой-то момент автор фильма даже разуверился в том, что ему удастся их найти.

Но чудеса случаются. Родные казахстанского летчика были найдены в Алтае Восточно-Казахстанской области. Причем один из них — аким вышеупомянутого городка. В данный момент готовится передача и перезахоронение останков героя на Родине с воинскими почестями.

«Это ярчайший пример дружбы и сотрудничества народов двух держав, в труднейший исторический момент ставших союзниками и объединившихся в борьбе с нацизмом. И мы об этом не забыли. Бережное отношение к прошлому требует, чтобы мы помнили нашу общую историю вне зависимости от текущей геополитической конъюнктуры», — отметил Алексей.

Перед показом автор картины рассказал не только об истории найденных останков и документах казахстанского летчика, но и об уникальных артефактах и исследовательских материалах, послуживших основой фильма, а также ответил на вопросы зрителей.

«Я ни в одном учебнике по истории не читал того, что увидел в этом фильме. Он о том, что поступки людей зависят от их намерений», — сказал один из юных зрителей документального фильма.

Полтора часа общения со зрителями стали абсолютным рекордом за всю историю показов фильма. С неподдельным интересом шымкентцы спрашивали о подробностях съемки, найденных самолетах, что удалось узнать о героях-летчиках АЛСИБа. Интересные вопросы были заданы и военнослужащими срочной службы Нацгвардии, которые тоже пришли на показ.

К тому же, что, пожалуй, символично: здание театра построено на месте, где во время войны находился аэродром, с которого взлетали военные самолеты, управляемые выпускниками эвакуированного в Чимкент из Харьковской области Чугуевского летного военного училища.

Еще один момент: для автора очень важно было, чтобы песню к фильму написали в Казахстане. И судьба свела А. Никулина с Э. Двухимённым и М. Ануар. Шымкентцы знают этих музыкантов как дуэт «Северный ветер». В течение суток автор фильма получил музыкальный отклик из Казахстана. Песня стала основной музыкальной темой документальной ленты.

Трудно сказать, что пробрало больше: сам фильм или исполненная перед показом песня «АЛСИБ». Но вкупе это оставило неизгладимое впечатление. Тяжело ковалась Победа над фашизмом, но мы победили!

В. ПРИВАЛОВ

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *