Алтыншокы — загадочный камень Тимура

24 Апр 2024 14:02
Количество просмотров: 927

Во время исследований Улытау сделано немало историко-археологических открытий, которые позволили представить более четкую картину прошлого одного из ключевых регионов Казахстана.

Основной слушатель — молодежь.

При всей важности и значимости открытий, осуществленных в прошлом, качественно новым и принципиально важным с точки зрения изменения научных представлений о месте и роли Улытау в истории не только Казахстана, но и Евразийского континента в целом является раскрытие историко-культурного контекста комплекса сопки Алтыншокы, связанного со знаменитым походом Амира Тимура против хана Золотой Орды Токтамыша в 1391 году.

Именно об этом шла речь в докладе в рамках проекта «Лекторий QALAM» в Шымкенте, где известный казахстанский археолог и исторический реконструктор Э. Усманова рассказала о тайнах, которые хранит древний Улытау.

В первой четверти XV века Низам-ад-дин Шами в «Зафар-наме» («Книге побед»), рассказывая о походе Амира Тимура против хана Токтамыша, отметил: «В пятницу достигли Улук-дака. Тимур взошел на вершину горы, осмотрел (местность — авт.) (это была — авт.) степь, и в степи — пустыня. Он остановился там на тот день и приказал, чтобы все воины принесли камни и построили там высокий знак. Каменотесам он приказал изобразить на нем высочайшее имя и дату этих дней, дабы на лице времени осталось воспоминание об этом походе».

Позже, в середине XV века, Шереф-ад-дин Али Йезди вслед за своим предшественником в книге с таким же названием отмечает, что по приказу Тимура «воины принесли камни и на том месте поставили высокий знак вроде маяка. Искусные каменотесы начертали на нем дату тех дней, чтобы на лице времени осталась памятка».

Шереф-ад-дин Али Йезди не просто повторил своего предшественника, он дал ключ к пониманию глубинной сути того, что сделали воины по приказу Тимура. Этот ключ к разгадке тайны сопки Алтыншокы удалось подобрать. И этим ключом явилось слово «маяк».

Место остановки войска Тимура.

«Нами было обосновано суждение, что на сопке Алтыншокы отсутствовали металлоплавильные печи или печи по обжигу кирпичей, на которые в свое время указывал знаменитый казахстанский геолог Каныш Имантаевич Сатпаев. Отталкиваясь от характера, содержания и формы надписи на камне, сделанной по приказу Тимура, опираясь на ее двуязычие, исходя из дуальности мировоззрения Тимура, в котором причудливым образом сочетались мусульманство и шаманизм, мы выдвинули и квалифицированно обосновали следующий вывод: на вершине сопки Алтыншокы было устроено теплотехническое сооружение для зажигания огромного костра, который символизировал собой маяк-минарет, указывающий путь верующим», — рассказала Э. Усманова.

Археолог Э. Усманова.

Были высказаны смелые предположения о том, что огонь выступил в роли прорицателя будущей победы Тимура над Токтамышем.

«Сам же султан Турана Тимур просил прощения у Всевышнего за то, что поднял «меч ислама» против потомков Чингизхана.

Конечно же, поклонение родовой горе — это элемент традиционного монгольского культа поклонения духам гор, который существовал в ритуальной жизни времен Чингизхана», — подчеркнула реконструктор.

Подводя итоги своим изысканиям, Э. Усманова сделала акцент на следующем выводе: «В исторической сущности памятника проявился синкретизм, сложившийся в ритуально-культовом пространстве народов Центральной Азии, в котором уживались и, надо сказать, до сих пор уживаются доисламские верования и ислам».

По мнению Эммы Радиковны, это общекультурное явление сочетает разнородные культовые положения разных религиозных традиций.

Три главных составных элемента комплекса Алтыншокы — курган, огонь, камень с надписью — оказались «вписанными» волею Амира Тимура в пространство Улытау. Он действительно оставил загадку на вершине сопки Алтыншокы.

Это удачно составленная метафора в культурном тексте со своими знаками-символами и иным подтекстом, чем она фиксируется первоначально.

СПРАВКА «ЮК»

Эмма Радиковна Усманова — известный казахстанский археолог и исторический реконструктор. Ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института Карагандинского университета им. академика Е. А. Букетова. Научный сотрудник ряда казахстанских и зарубежных высших учебных заведений.

Э. Усманова констатировала, что «воспоминание об этом походе, оставленное на лице времени» в 1391 году на сопке Алтыншокы в далекой от Самарканда степи, в Улытау, и сохранившееся до современности, является большой удачей. Удачей в том смысле, что исследование этой проблемы вновь и вновь дает основание считать, что Улытау занимает ключевое место не только в истории Казахстана, но и Центральной Азии в целом.

Камень с надписью Тимура.

«Важное место принадлежит проблеме разработки места и роли Улытау в истории Казахстана сквозь призму места и роли Тимура в геополитическом раскладе той эпохи. Здесь важно исследовать следующие темы: Улытау как центр транзитного пути с юга на север Евразийского континента, при этом необходимы исследования как в историко-археологическом, так и историко-культурном, военно-политическом аспектах; место и роль текста надписи в формировании и структурировании научной информации о походе Тимура против Токтамыша, в частности, о военных кампаниях эпохи Тимура в целом; выявление роли и значения беспрецедентных по своему характеру, содержанию и направленности действий Тимура, связанных с организацией комплекса на сопке Алтыншокы в формировании научных представлений о религиозных, философских, мировоззренческих, военных, политических, культурных и других основаниях цивилизации, связанной с именем Тимура; Улытау как многоплановый географический, территориальный, транзитный, культурно-религиозный фактор в истории взаимоотношений Золотой Орды и Мавераннахра», — подчеркнула во время лекции Э. Усманова.

* * *

Таким образом, по мнению ученых, в карательном походе против хана Золотой Орды Токтамыша в 1391 году через Дешт-и-Кыпчак воины Тимура сооружают на вершине сопки по его приказу теплотехническое сооружение в виде кургана, предназначенное для зажигания и поддержания сильного огня, который имел ритуальное значение.

Каменотесы тех дней высекают письменное свидетельство о походе на камне, установив его у подножия кургана. И войско двигается дальше — вперед к победе над Токтамышем. Знак Тимура «на лице времени» сохраняется до наших дней на сопке Алтыншокы в улытауской степи как символ того сложного и противоречивого времени, когда синкретизм культуры определял многие поступки лидеров исторического процесса.

В 2018 году в честь 20-летия столицы Астаны была построена аллея «Улытау». Это подарок жителей Карагандинской области главному городу страны. В ней были инсталлированы копии исторических памятников Улытау. Среди них — копия знаменитого камня Тимура.

 

 

Владимир Привалов

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *