Бий всех биев

9 Сен 2021 11:09
Количество просмотров: 848

В этом году отмечается 395-летие мыслителя Анет баба Кишикулы

В редакцию «ЮК» позвонила женщина, представившаяся жительницей города Каратау соседней Жамбылской области. В ходе выяснилось, что звонившая — Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК.

Свой рассказ Фатима Койлыбаевна начала с того, что в прошлом году страна отметила юбилей Абая. А в этом году в историческом календаре есть еще одна дата, о которой мало кто помнит. Это 395-летие Анет баба Кишик-улы, родственника автора «Слов назидания» (оба из рода тобакты), чья жизнь тесно связана с Туркестаном. Об этой интересной личности и его роли в истории Казахстана «ЮК» побеседовал с Ф. Оразбековой.

— Фатима Койлыбаевна, чем же примечателен этот человек?

— В истории казахского народа Анет баба Кишикулы был значимой личностью. Даты его жизни — 1626-1723, в некоторых источниках указаны 1628-1725 годы. Он по праву может считаться гениальным мыслителем. Анет баба был общепризнанным известным бием рода тобыкты среднего жуза, главным визирем и советником Тауке хана. Его называли «Бием всех биев», «Учителем великих». Он был философом, ученым-теологом, общественным деятелем, законодателем. Прожил 97 лет.

— Значит ли это, что он имеет отношение к степной конституции Тауке хана «Жеті жарғы» («Семь установлений»)?

— Несомненно. Анет баба принял участие в составлении конституции степных казахов «Жеті жарғы», разработанной в Казахском ханстве в начале XVIII века. Кроме него, в составлении документа участвовали еще семь известных биев, среди которых Толе би (старший жуз), Казыбек би (средний жуз), Айтеке би (младший жуз), Бухар-жырау и другие.

— То есть Анет баба был очень образованным человеком?

— Духовное образование Анет баба получил в Бухаре в известном медресе «Когельташ», где среди двадцати пяти учеников был первым. Он в совершенстве изучил четырнадцать дисциплин, законы шариата, исламские принципы, помимо тюркских языков, знал арабский, персидский и получил звание ученого.

Когда пришла пора возвращаться на родину, Шейх уль-Ислам (глава, управитель ислама) Бухары сказал ему: «Анет, вот ты и стал ученым. Теперь собрался ехать в Туркестан. Но там есть муфтий, которого мы избрали. Это святой человек. Мы не видим для тебя более достойной должности, кроме муфтия. Как правильно поступить?» — «Благодарю за благие намерения, Шейх уль-Ислам, но я еду в Туркестан не для того чтобы искать должности». — «Тогда что же ты туда едешь искать?» — «Еду искать свой народ. На простирающихся пространствах свободно расположился мой народ — казахи. Буду служить своему народу», — ответил Анет баба.

И он вернулся в Туркестан — колыбель казахской земли. И действительно, ни в Туркестане, ни в Сауране, ни в Шорнаке он не был имамом, хотя мечетей было много. Стал советником и бием Тауке хана.

— К сожалению, сегодня, чем ты ближе к властному Олимпу, тем с большим недоверием к тебе относится народ. Чем же Анет баба снискал любовь соплеменников?

— Он всегда находился среди народа, призывал к единению, духовности, независимости родного края, давал советы по спорным вопросам. Даже имамы мечети Ясави приходили к нему просить совета, послушать умные речи.

За укрепление ханства, за идеологическую помощь и поддержку народных масс против джунгарского нашествия заслужил доверие народа и большой авторитет, благодаря своим знаниям и справедливости он был прозван «Анет баба», причислен к святым.

Приведу несколько примеров его мудрости, советов-размышлений. На вопрос: «Сколько сирот в мире?» — он отвечал: «В мире есть семь сирот. Это: слово — сирота, если выслушано без внимания; бязь (бязевая рубашка) — сирота, если изношена без использования; земля — сирота, если осталась без хозяина; народ — сирота, если мечтает о хорошем правителе; озеро — сирота, если гуси не плавают, птицы не летают; мужчина — сирота, если остался один беспомощным; одинокий человек — сирота, если не с кем разделить радость».

— Удивительно. Я всегда полагал, что эти мудрости не имеют авторства.

— Быть может, удивлю Вас, если скажу, что определение семи сокровищ казахского кочевника: женщина/жена, мужественный джигит, всесторонние знания, быстроногий скакун, охотничий беркут, хорошее ружье, преданная собака — это тоже умозаключения Анет баба.

— В беседе по телефону Вы сказали, что Анет баба был наставником трех самых известных в истории Казахстана биев. В чем заключалось наставничество?

— Анет баба был авторитетным мудрецом и дал свое благословение трем более молодым мудрым биям казахского народа Толе би Алибекулы, Казыбек би Келдыбекулы, Айтеке би Байбекулы, сказав им: «Будьте на стороне справедливости, злу будьте врагом». Со всеми тремя биями Анет баба вел беседы, и они оставили рукописи о его сметливости, красноречии и справедливости мудреца.

— Ходжа Ахмет Ясави, достигнув возраста Пророка, кардинально изменил свою жизнь. А как провел остаток дней Анет баба?

— После 90 лет жизни Анет баба в одиночестве занимался чтением книг и иногда уходил побродить. Однажды Казыбек би, встретив его, спросил: «Анет баба, Вы как будто ищете что-то? Вы нашли, что искали?» Святой старец ответил: «Себя ищу, светик мой. Все еще не могу найти».

— Во время джунгарского нашествия горы Каратау стали убежищем для рода тобыкты. Впрочем, как и для многих представителей гражданского населения Казахского ханства.

— Когда джунгары напали на земли казахов, аулы стали покидать родные места, начались «годы великого бедствия» — 1723-1727 («ақтабан шұбырынды» — в переводе «гуськом бредущие белые пятки» или «босоногое бегство»).

Именно тогда родилась знаменитая в народе песня «Елим-ай» («Край мой родной»), скорбная, печальная, которую сложил батыр, поэт-певец, кюйши Олжай Айтекулы.

Анет баба, будучи почти в столетнем возрасте, не ушел со своим аулом, а остался с несколькими людьми в местности Кошкарата в Каратауских горах.

О дальнейших событиях пишет исследователь истории С. Шабданов: «Ворвавшись в аул на конях, захватчики закричали: «Чей это аул? Почему не бежали, а остались?» — и приготовились сжигать жилища. «Остановись!» — грозно закричал внушительного вида старец с белоснежной бородой. «Кто это? Чего сидишь?!» — злобно крикнул враг.

«Я — Анет баба казахов! Насылаю месть на вас… Сегодня вы явились как ливень. Завтра казахские воины, нацеленные на месть, выйдут навстречу вам бурей. И тогда разлетитесь вы, как одинокие листья… Я и мои потомки будем владеть своей землей». Воин замахнулся на грозного аксакала, вдруг рука его отвалилась и упала на землю — враг мгновенно покинул аул, обойдя его стороной». Такая легенда сохранилась в памяти народа.

Воевавший с джунгарами Кокенай батыр приходился родственником Анет баба. Прослышав, что мудрец остался в ауле, он с небольшим отрядом отправился на помощь старейшине рода. Однако, когда батыр приехал, святой человек доживал последние часы. Воин услышал благословение Анет баба, адресованное потомкам, и стал свидетелем его смерти.

Кокенай батыр похоронил внутренние органы старца в Каратауских горах, а тело доставил в Туркестан.

Похоронен Анет баба в мавзолее Ходжи Ахмета Ясави, на мемориальной доске написано: «Аргын, тобыкты — Анет баба Кишикулы (1626-1723)».

— Как увековечена память о бие всех биев — Анет баба в современном Казахстане?

— До сих пор нет глубоких основательных исследований о творчестве мыслителя-ученого, не собраны и не систематизированы его советы-размышления, мудрые мысли. По мнению ученых, немало сведений о нем можно обнаружить в архивных музеях Ирана, Узбекистана, России и других стран.

На сегодня известны две мечети, в Семее и Караганде, носящие его имя.

А вот первая улица Анет баба появилась в Туркестане. В нескольких селах и городах Восточного Казахстана установлены памятники.

Издана историко-познава-тельная книга «Анет баба», которую написал этнограф, историк-летописец Молдабек Жанболатов.

— Фатима Койлыбаевна, спасибо Вам за уважение к нашей газете и познавательный рассказ читателям «ЮК».

 

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *