Большая проблема маленького аула

14 Дек 2022 10:55
Количество просмотров: 1299

Аул Таскешу расположен вплотную к Шымкенту и на приличном удалении от населенных пунктов Сайрамского района, в административном подчинении которого он находится.

Казалось бы, местным жителям надо радоваться, что до мегаполиса рукой подать, но, как оказалось, это небольшое расстояние преодолеть сельчанам не так-то просто.

Не говоря уже о том, чтобы попасть в свой районный центр. Или хотя бы в главную усадьбу собственного сельского округа.

После длительных и непростых переговоров достигнута договоренность с управлением транспорта и автомобильных дорог Шымкента о продлении городского автобусного маршрута N149 до границы города, а это всего в нескольких десятках метров от начала аула Таскешу.

Почему при расширении границ Шымкента аул Таскешу оказался в составе Сайрамского района, несмотря на то, что географически явно претендовал на вхождение в него, непонятно. Находится село на подъезде к Шымкенту со стороны Туркестана. Чтобы в него попасть, нужно лишь свернуть с международной трассы Западная Европа — Западный Китай. Близость к большой дороге можно было считать преимуществом, если бы сельчане могли хоть на чем-то до нее добраться. К сожалению, чтобы выехать из аула или приехать, нужно иметь личный транспорт или деньги на такси. Нет ни того, ни другого — придется идти пешком. Общественного транспорта для сельчан не предусмотрено. Ближайшая точка, откуда можно уехать автобусом, — бывший аул Кайнар, ставший частью Шымкента еще в 2014 году, когда к городу присоединили 39 населенных пунктов, в том числе от Сайрамского района — 29. От Таскешу Кайнар находится на расстоянии больше километра. При этом если Шымкент практически под боком, то до центральной усадьбы Кайнарбулакского сельского округа села Касымбек датка — 15 км, до районного центра села Аксукент — расстояние вдвое больше. Так что в последнем жители Таскешу бывают нечасто. Благо в центре села есть вышка сотовой связи, которая обеспечивает качественный интернет и дает возможность пользоваться услугами цифровизации. Так что нет необходимости лишний раз ехать в райцентр за очередной справкой, как это было еще совсем недавно.

А вот в Шымкенте сельчане бывают постоянно. Большая часть молодежи ездит туда на работу, поскольку в родном ауле заняться решительно нечем. Даже сад не разведешь: с поливной водой в последние годы стало совсем туго.

На учебу и за крупными покупками тоже отправляются в город, ведь в ауле только два небольших продуктовых магазина. Да и детей в Шымкент везут по выходным и во время каникул, чтобы те могли с пользой и для души провести свободное время в музеях, цирке или зоопарке. После изменения границ мегаполиса не все сельчане рады, что Таскешу остался в составе Сайрамского района.

Новая конечная остановка городского маршрутного автобуса №149.
Бий аула Таскешу К. Абданбеков.

«Одна из наших жителей Гаухар Алшынбаева даже к акиму области пыталась попасть на прием по этому вопросу, — говорит аким Кайнарбулакского сельского округа Е. Дюсебаев. — Правда, так и не смогла. А в районном акимате сказали, что решить этот вопрос не в их компетенции. Впрочем, тех, кто хотел бы, чтобы аул присоединили к Шымкенту, мало. Большинство против. Особенно сейчас, когда многие инфраструктурные вопросы решаются, скоро и здесь коммунальные удобства будут не хуже, чем в городе. Еще бы главную нашу проблему решили — транспортное сообщение, и люди были бы довольны».

По словам Е. Дюсебаева, с тех пор, как в прошлом году земляки выбрали его акимом, ни дня не было, чтобы он не занимался решением транспортного вопроса. Наладить автобусное сообщение между Шымкентом и Таскешу было одним из основных пожеланий людей. Поэтому после назначения Е. Дюсебаев сразу же взялся за это дело, найдя поддержку и понимание в Сайрамском районном акимате.

«Когда мы асфальтировали центральную улицу имени Алии Молдагуловой, то сразу смонтировали остановочные павильоны в надежде на то, что удастся запустить автобусный маршрут Шымкент — Таскешу, — говорит Е. Дюсебаев. — Не получилось. Тендер даже объявили, но ни одна транспортная компания не пожелала прийти на этот маршрут, небезосновательно посчитав его заведомо убыточным. Я их понимаю, пассажиропоток у нас небольшой. В основном люди едут утром, вечером и по выходным дням, так что рентабельность низкая».

Д. Еламан, оператор водонапорной башни.

И все же усилия, похоже, оказались не напрасными.

Как рассказали в районном отделе ЖКХ и транспорта, после длительных и непростых переговоров достигнута договоренность с управлением транспорта и автомобильных дорог Шымкента о продлении городского автобусного маршрута №149 до границы города, а это всего в нескольких десятках метров от начала аула Таскешу: арка с названием населенного пункта установлена практически после указателя, обозначающего конец мегаполиса.

В надежде на скорое решение транспортных проблем в последних числах ноября здесь уже и остановку смонтировали. Так что людям будет теперь удобно коротать время в ожидании автобуса, который, как все очень надеются, скоро начнет курсировать до новой остановки, процесс установки которой лично контролировал бий аула Таскешу К. Абданбеков.

«Конечно, очень рад, что можно будет на автобусе до Шымкента доехать, но и огорчен одновременно, — комментирует К. Абданбеков. — Вон до того края аула три километра пути, попробуй утром его пройти и обратно вечером. А еще килограммов пять картошки в руках, тяжело это. К сожалению, овощи нам самим выращивать нет возможности. С поливной водой большие проблемы уже последние лет пятнадцать. В районе говорят, что в горах снега мало, сток низкий, не доходит до нас вода. Так что у каждого приусадебные участки площадью по 25 соток пустуют. Нет ни огорода, ни сада. В поле зерновые сеем на богаре, урожай собираем, тем и живем. Молодежь в городе работает, многие таксистами подрабатывают. Утром отсюда забирают часть людей на работу, вечером — возвращают, а днем там ищут клиентов. Но люди все равно с нетерпением ждут запуска автобусного маршрута и расстраиваются, узнав, что он будет только до аула».

«Хорошо, пусть не через аул идет автобус, но хотя бы вдоль аула до трассы можно продлить маршрут? — вступает в разговор местный житель Р. Сихимбаев. — Тут какая-то пара километров всего. Это же логично? Нет, нам говорят, нельзя, потому что автобус — городской, а территория аула — Сайрамский район, поэтому если автобус сюда пойдет, это будет нарушением. Неужели нельзя пойти навстречу жителям и найти решение проблемы? В одной же стране живем. Но нет же, говорят, чтобы городской автобус к нам шел, наш аул должен стать частью города. А мы этого не хотим. Мы же понимаем, что сразу появятся желающие забрать нашу землю. А у нас в общей сложности порядка двух тысяч гектаров. Вон там вдоль дороги, где мы сейчас ячмень-пшеницу сеем, уверен, сразу кто-нибудь облюбует это место под строительство многоэтажного комплекса или какого-нибудь бизнес-объекта. Это же очень удачное место: с трассы отличный заезд, магистральный газопровод рядом, вода питьевая есть, монтаж системы энергоснабжения завершен».

Не рвется в ряды жителей мегаполиса и У. Нуржаулова, хотя от сельской жизни, по признанию женщины, порой устает.

У. Нуржаулова ждет, когда в аул придет газ.

«Живем мы здесь в общем-то неплохо, — рассказывает Улжан. — Супруг трудоустроился на шымкентский цемзавод. Старший сын в школе, а младшие дети весь день дома со мной, так что забот хватает. Главные — готовка и поддержание тепла в доме. Пока топить приходится углем. В пасмурный день с холодным пронизывающим насквозь ветром жилище остывает быстро. Раза три-четыре за день набираю по ведерку угля, чтобы дома тепло было. Хорошо, что газ уже провели в аул. Осталось дождаться, пока подключат. В то, что это произойдет до Нового года, особо не надеялись, поэтому еще в начале осени закупили уголь по 17 тысяч тенге за тонну. Сейчас топливо намного дороже стоит, да и доставка выросла в цене. Те, кто тянул до последнего, теперь за голову хватаются. Это ж сколько денег надо, ведь угля много уходит. Вот и покупают люди мешками, не имея возможности сразу машину завезти. А так еще дороже получается. Мы три, а то и все четыре тонны угля за зиму расходуем, хотя домик у нас маленький. Скорее бы газ дали, намного проще было бы».

Возле дома Нуржауловых, как и вдоль всей улицы, установлены ярко-желтые газораспределительные ящики. Это сделали еще в прошлом году, когда завершили прокладку магистрального газопровода.

Электрики ТОО «Сайрам тазалык» переключают энергоснабжение водонапорной башни. Благодаря новой линии электропередачи перебои в подаче питьевой воды прекратятся, ведь если нет света, то автоматически отключается и водоснабжение.

«Работа по газификации проведена, но в связи с тем, что подача топлива жителям Таскешу идет через два соседних населенных пункта, газоснабжающая организация разрабатывает документацию сразу на три аула, — поясняет заместитель руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства Сайрамского района А. Жакыпбек. — Сюда газ будет подаваться через АГРС, расположенную в Арысском сельском округе. Предполагается, что до конца текущего года будет готова документация, а в первом квартале следующего население начнут подключать к природному газу».

К слову, по итогам прошлого года в Сайрамском районе из 42 населенных пунктов природным газом обеспечен 31, что составляет 73,8%. На стадии реализации еще пять проектов, позволяющих газифицировать семь сел. До 2025 года самый густонаселенный район области будет полностью обеспечен природным газом.

А вот с энергоснабжением проблем в ауле уже нет. На улицах Кызыл су и Жастар еще в 2020 году начали заменять устаревшие деревянные электрические столбы на бетонные. Установлено также два новых трансформатора. Две трети потребителей уже переключены на новые линии. Электрики продолжают эту работу, ежедневно обеспечивая стабильным энергоснабжением еще несколько домов. Их в ауле 198, а это 215 семей, или 1 043 человека.

Газовые ящики уже установлены на всех улицах аула Таскешу.

Радуется переключению на новую линию и оператор водонапорной башни Д. Еламан. Бесперебойная подача воды лишит отговорок тех местных жителей, кто не спешит своевременно оплачивать коммунальнуе услуги.

«Сейчас у многих потребителей есть долги, — говорит Даулет. — Ссылаются на то, что случаются отключения, без воды приходится, дескать, сидеть. Теперь не будет повода затягивать с оплатой. А то ведь если нет оплаты, то нам задерживают зарплату».

Что же касается качества дорог, то в Таскешу на сегодня асфальтовое покрытие имеет только центральная улица. Еще две улицы — Кызыл су и Жастар — обещают «одеть» в асфальт в следующем году. ПСД уже готова, заявка на финансирование подана. В общей сложности ремонт двух улиц обойдется примерно в 63 млн. тенге.

Оставшиеся две улицы власти обещают обеспечить гравийным покрытием, а вот укладку асфальта придется подождать, пока не завершится строительство домов. Здесь их одновременно возводится порядка трех десятков, а это говорит о том, что село не просто живет, а прирастает новыми семьями. К слову, Таскешу — один из немногих аулов Сайрамского района, где у людей есть возможность получить землю под индивидуальное жилищное строительство, отселить повзрослевших детей, построив им отдельные дома.

«Как видите, с жильем у нас проблем нет. С работой скоро тоже будет получше. Прямо рядом с нами на пяти гектарах строится новая промышленная теплица. Мы узнавали, там около 50 человек работу получат, — говорит бий аула К. Абданбеков. — Так что наш аул готов расти и развиваться. С рождения здесь живу, о другом и не мечтаю. Вот бы еще услышали нас власти, нашли возможность нормально обеспечить общественным транспортом, и мы бы жили да радовались. Пока же наша большая проблема обещает решиться лишь частично, но надежды не теряем, ведь селам сейчас уделяется все больше внимания, а значит, есть на что надеяться».

 

Ирина Притула

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *