Большие возможности подушевого финансирования

12 Дек 2018 17:45
Количество просмотров: 2144

 В 2020 году все школы страны перейдут на подушевое финансирование, а значит, у частных предпринимателей появится больше интереса для строительства частных школ, ведь родители будут иметь возможность выбирать для своего ребенка лучшее учебное заведение.

 О том, какие плюсы для бизнеса видит в нововведениях МОН РК Палата предпринимателей, мы поговорили с начальником отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей г. Шымкента М. Турсынбековой. 

 — Скажите, чем привлекательно для бизнеса строительство частных школ?

— Во-первых, произошла ощутимая либерализация, исключено много требований. Чтобы бизнес строил школы, специально изменены действующие строительные нормы и правила. Теперь в столице можно будет возводить школы до пяти этажей, а во всех остальных регионах (с населением не менее 500 тысяч человек) — до четырех. Кроме того, школы смогут размещаться на первых и вторых этажах многоэтажных зданий. Возможно их открытие в частных жилых домах, приспособленных зданиях при высоте потолка 2,9 метра и максимуме в 300 учащихся. Максимальная вместимость для школ в Алматы и Астане увеличена до трех тысяч мест. Есть послабления и в квалификационных требованиях к образовательной деятельности. Спортзалы теперь не обязательно должны быть в школах. Они могут быть в шаговой доступности порядка 500 метров. К примеру, две школы могут арендовать один спорткомплекс. Допускается отсутствие столовой, пищеблока, медкабинета, достаточно лишь договоров со специализированными организациями. Не обязательно даже, чтобы здание было собственным. Предусмотрена возможность аренды на срок не менее 10 лет. Исключено требование о наличии фонда учебной литературы. Все эти меры дают возможность для значительной оптимизации расходов при строительстве школ.

— Что для строительства и открытия частной школы предпринимателю необходимо сделать в первую очередь?

— Определиться с земельным участком. Выяснить также потребность в строительстве школы в том или ином районе города и приблизительном количестве ученических мест, на которое он может рассчитывать. Такую информацию можно получить в управлении образования. Если же предприниматель не располагает землей и хочет получить ее от государства, ему необходимо подать заявку в местный акимат для участия в торгах. Процесс получения земельного участка регулируется Земельным кодексом.

 — А можно получить земельный участок без аукциона?

— Можно, но только при наличии у потенциального инвестора договора о совместной деятельности с социально-предпринимательской корпорацией — СПК. Средняя продолжительность процедур получения земельного участка через СПК составляет два-четыре месяца.

 — Мадина, скажите, если строительство школы входит в число приоритетных направлений, может ли предприниматель рассчитывать на льготное субсидирование?

— Да, такая возможность есть. При привлечении заемных средств на строительство школы возможно получение льготного субсидирования банковской процентной ставки через Фонд развития предпринимательства «Даму» и по программе «Дорожная карта бизнеса-2020».

 — Расскажите, пожалуйста, подробнее о механизме подушевого финансирования.

— Подушевое финансирование планируется из республиканского бюджета. Его размер будет зависеть от уровня школы. Для новых школ, где владелец здания и учредитель школы — одно лицо, предусматривается 478 098 тенге на одного учащегося в год, для школ более ранней постройки или арендуемых зданий — 235 698 тенге. Это и есть государственный образовательный заказ. При заключении договора на размещение госзаказа с владельцем новой частной школы оговаривается, что возмещение затрат на строительство будет производиться государством в течение восьми лет; повышенный норматив выплачивается только на фактически сформированный контингент школы, но без превышения проектной мощности; в течение 20 лет владелец не сможет изменить целевое назначение объекта. В случае превышения контингента размер госзаказа на количество учащихся сверх проектной мощности выплачивается по нормативу для действующих частных школ. Например, проектная мощность школы — 500 мест. Детей туда принято — 420, значит, на всех 420 учеников владелец школы получает финансирование по повышенному нормативу — 478 098 тенге на человека. Если же в школу, рассчитанную на 500 мест, приняли 570 учеников, то на 500 детей будет выплачиваться по 478 098 тенге, а на оставшихся 70 — по нормативу действующих школ — 235 698 тенге на ребенка.

Хочу отметить, что этот механизм финансирования среднего образования, когда частная школа получает государственные средства не только на организацию учебного процесса, но и на частичное возмещение расходов на строительство здания, аналогов в мире не имеет.

— Да, теперь понятно, почему предпринимателям станет выгодно строить школы. Как Вы думаете, в чем выгода от подушевого финансирования государству?

-Во-первых, оно внесет массу положительных моментов в сферу образования. Среди них — справедливое распределение средств между школами, так как каждая организация будет получать одинаковое количество средств из расчета на одного ученика. Второе — соблюдение единых прав учеников независимо от формы собственности, расположения и уровня школы. И родителям от этого немало пользы, ведь в условиях подушевого финансирования создается конкурентная среда, что наверняка повысит качество работы школ. Иными словами, школы теперь будут заинтересованы в том, чтобы дети шли именно к ним. Ведь за каждого школьника государство будет платить неплохие деньги. Поэтому директор школы будет думать над тем, чтобы привлекать в коллектив грамотных специалистов, тех, кто даст ученикам по-настоящему прочные знания. К тому же, такое финансирование позволит руководству учебных заведений распределять бюджет, исходя из реальных потребностей. У него появится шанс самостоятельно формировать штатное расписание, назначать заработную плату. Кроме того, отпадет необходимость в течение года осваивать средства в полном объеме: часть из них можно будет откладывать и генерировать на более масштабные проекты. Школ сегодня не хватает, особенно в крупных городах, а имеющиеся — переполнены. Например, в Шымкенте 19 трехсменных школ. Если сослаться на международный опыт, который подтверждает, что наиболее оптимальная организация учебного процесса — полуторасменная форма обучения, и пересчитать на нее сегодняшнюю загруженность школ области, то можно представить, сколько школ нам еще необходимо. То есть потребность в новых школах очевидна, и предприниматели, решившие заняться строительством частных учебных заведений, могут значительно улучшить ситуацию. Поэтому и прописываются законодательно механизмы стимулирования бизнеса, помогающие системе частных школ, где инвестору компенсируются даже затраты на строительство. Думаю, пришло время, когда предпринимателям стоит активнее включаться в образовательный бизнес и инвестировать капиталы в строительство частных школ.


А вот что говорят о внедрении подушевого финансирования директора школ Туркестанской области

 Евгения Садыкова, директор школы № 5 им. М. Горького с. Аксукент Сайрамского района:

— Очень ждем перехода на подушевое финансирование. Уверены, что сможем конкурировать с другими школами и не потеряем учащихся, которых у нас сейчас порядка двух тысяч. Готовы работать в новых условиях. А деньги, которые придут в нашу школу за учениками, позволят повысить зарплату учителям и решить мелкие насущные проблемы.

Милана Шишкина, завуч по начальным классам многопрофильной школы-гимназии № 5 г. Ленгера:

— В Ленгере наша школа в числе передовых, но радоваться по поводу перехода на новую форму финансирования пока не торопимся.

Подождем, посмотрим. Звучит, конечно, все заманчиво, а как будет выглядеть на деле, пока неизвестно. Конечно, надеемся, что новшество пойдет школе на пользу. Сейчас у нас учится 940 ребят, думаю, в новых условиях наш творческий коллектив не потеряет ни одного из них, а напротив, привлечет еще немало тех, кто хочет получить хорошие знания и навыки.

Айнур Сахова, директор специализированной гимназии № 8 им. Дулати г. Шымкента:

— Информацию о том, что с января 2019 года школы переходят на подушевое финансирование, мы встретили с радостью. Это дает большие возможности и большую самостоятельность. Например, у нашей школы и сейчас своя бухгалтерия, в отличие от большинства школ, которые работают через централизованную бухгалтерию. При этом, согласитесь, никто лучше директора и коллектива школы не знает, что школе нужно. Поэтому то, что бухгалтерии вернут обратно в школы, очень правильно. Вместе с попечительским советом педколлектив будет решать, куда направить средства. Можно премировать учителей за особые достижения, поощрять учеников-победителей различных олимпиад, оснащать по своему усмотрению кабинеты и даже отправлять учителей за границу на практику. Что касается конкуренции, то это требование времени. Мы этого не боимся, а кто не уверен в себе, пусть перестраивается.

 Ирина Притула

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *