Чугуев — «инструктор» Ивана Кожедуба

24 Сен 2019

В помощь авторам школьного учебника «Краеведение»

Уже несколько дней не могу отойти от «исторического факта» в местном школьном учебнике о том, что некий товарищ Чугуев воспитал летчика, трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба. Его именем (инструктора) якобы и названа летная школа, эвакуированная во время Великой Отечественной войны в Чимкент. Мой коллега, к тому же историк по образованию, В. Привалов высказался в своей публикации под красноречивым заголовком «Учебники, которые способны вынести мозг» о научной и образовательной «ценности» коллективного труда над учебником «Краеведение» для 5-7 классов, изданного в рамках госпрограммы «Рухани жангыру». В ней — и о летной школе Чугуева.

А я — об одном факте, подробно о котором написать Володе не хватило газетной полосы. О летной авиационной школе (1930 год), которая с 1938 года приказом НКО СССР уже носила название Чугуевское авиационное училище летчиков-истребителей, которое окончил, а потом работал в нем инструктором и из него ушел воевать, уже будучи в Чимкенте, Иван Кожедуб.

Факт необъяснимый: официальное название «чугуевки» — авиационное училище, но во многих документах она по-прежнему фигурирует как летная школа.

Чугуев – небольшой украинский городок в неполных тридцати километрах от Харькова. Его история, по первому упоминанию в источниках, тянется с XV века. Кстати, об этом городе написал в одной из своих эпиграмм на графа Аракчеева в связи с жестоким подавлением бунта в военном поселении Чугуева Александр Сергеевич Пушкин: «В столице он — капрал, В Чугуеве – Нерон. Кинжала Зандова везде достоин он».

Эвакуация летного училища в Чимкент из Чугуева, после того как фашисты стали приближаться к городу, длилась почти месяц – с 22 сентября по 28 октября 1941 года. Технический состав училища добирался до Чимкента железнодорожным транспортом, летчики — на самолетах. Вот что писал о нашем городе в книге «Верность Отчизне» трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб: «Чимкент — конечный пункт нашего пути. Здесь на аэродроме (ныне площадь Аль-Фараби в Шымкенте — Авт.) нам предстоит собрать самолеты, а потом на них перелететь в Манкент, где будет базироваться наша эскадрилья. Курсанты эшелонами отправлены в Манкент».

Командному составу решением гор-исполкома были переданы помещения газеты «Правда Южного Казахстана», «Промбанка», «Главкондитера» по ул. Чернышевского, 8 а, а в августе 1942 года решением облисполкома – помещение школы им. Лермонтова, десятикомнатный трехэтажный дом в районе школы свинцового завода и здание по ул. Долорес, 18. Несколько аэродромов находилось недалеко от Чимкента, один – в Джамбульской области.

Что представлял собой аэродром Чимкента?

«…Очень разочаровал: гравий с землей, а сверху – слой пыли. После взлета пыль на аэродроме поднималась столбом. И долго не оседала… Пыль проникала всюду и вызывала преждевременную изношенность узлов, деталей… Приходилось с особенной тщательностью осматривать и готовить к полетам матчасть», — вспоминал о Чимкенте И. Кожедуб.

Может, эти сложности и стали причиной чуть не закончившегося трагедией случая для Ивана Кожедуба. Когда он начал отрабатывать с курсантом на учебном самолете выход из штопора, случилось ЧП. «Начинаю выводить самолет… Когда он начал задирать нос, даю газ. А мотор не работает, — вспоминал Иван Никитович. — Самолет самопроизвольно сорвался в штопор и стал вращаться в другую сторону. Земля быстро приближалась. Делаю последнюю попытку вывести самолет из сложного положения… Мотор по-прежнему не работает… Местность под нами – гористая. Недалеко — хлопковые плантации. Я сел поперек борозды. Вот-вот самолет перевернется на спину. Метрах в пятнадцати — обрыв. Самолет на краю остановился».

Учебными самолетами в Чугуевском училище были У-2, УТ-2 и УТИ-4. Кожедуб разработал специальную методику ускоренной подготовки курсантов к полету. При школе были мастерские, в которых работали местные жители, помогавшие держать самолеты в рабочем состоянии.

Кожедуб рвался на фронт. Однако комэска, к которому в очередной раз он обратился с рапортом об отправке в действующую армию, резко сказал: «Летчиков учить получше надо! Больше рапортов не пишите!»

Зимой 1942 года из Чимкента улетали на И-16 в действующую армию восемь инструкторов и несколько курсантов.

Их проверил на технику пилотирования сам Иван Федорович Осмаков, будущий командир 728-го истребительного авиаполка, место формирования которого был Чимкент. Выпускники «чугуевки» перед отправкой на фронт налетали 66 тысяч часов, что свидетельствовало об их хорошей пилотной подготовке. Осмаков был боевым офицером, воевал в Испании. Знал, что такое война, на которую летчикам надо идти максимально подготовленными.

728-ой авиаполк за время войны дал Родине девять Героев Советского Союза. Летчик-инструктор Чугуевского военного авиационного училища Герой Советского Союза Николай Петрович Игнатьев сбил на И-16 первый немецкий самолет аккурат над Харьковом, откуда улетал осенью сорок первого в Чимкент, а на Курской дуге – семь. Всего 22 вражеских самолета. За войну сделал более 500 боевых вылетов.
Чугуевская школа подготовила для фронта более 2500 летчиков-истребителей.

Как Иван Кожедуб, получивший звание старшего сержанта, пережил отлет товарищей на фронт, он рассказал в 1975 году во время приезда в Чимкент тележурналисту Ю. Шпилькину: «Провожали мы их с хорошим настроением и даже с завистью, что они улетали бить врага, а мы оставались в Чимкенте, ведь взяли не всех желающих».

Кожедуб добился-таки разрешения комэска отправиться в действующую армию.

В ноябре 1942 года он был откомандирован в 240-ой истребительный авиационный полк 302-ой истребительной авиационной дивизии, формировавшейся в Иванове.

Еще летом 1942 года проходили заводские испытания истребителя ЛА-5. Потом были фронтовые испытания на Сталинградском фронте. Они оказались успешными. В марте 1943 года Кожедуб впервые сел на ЛА-5. И на нем принял первый воздушный бой. За войну отважный летчик, по уточненным данным, сбил 64 немецких самолета. Последний его бой в Великой Отечественной войне был 17 апреля 1945 года над Берлином.

Самолет модели ЛА-5 в память о «чугуевцах», первом бое трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба и летчиков-земляков хотели установить на кургане в старой части Чимкента, где во время войны находилась воинская часть, комендатура и гауптвахта. Но такого самолета не нашли. Местные авиаторы предложили списанный истребитель нового поколения. Его и установили на бывшей площади Куйбышева, а затем перенесли в парк Абая. В августе 1975 года на открытие этого памятника на несколько часов прилетел Иван Никитович. По поручению председателя облисполкома Агапова взять интервью у героя было поручено тележурналисту Ю. Шпилькину. По воспоминаниям Юрия, Кожедуб уже ждал его на лавочке во дворе гостиницы обкома партии.

Это еще одна легенда, связанная с Кожедубом, активно распространяемая в СМИ. Якобы Иван Никитович лично присутствовал на открытии памятника. На самом деле накануне он улетел: у него было срочное дело, связанное с Советским фондом мира, где он работал. А запись интервью транслировалась уже без него на всю площадь.

Но когда мы говорим о «чугуевцах», взявших старт на войну в Чимкенте, грех не вспомнить и о летчиках гражданской авиации Чимкента, внесших огромный вклад в Победу. Когда началась война, в Чимкентском авиаотряде было 35 самолетов У-2.
33 пилота со своими самолетами вылетели на фронт.

Гражданские самолеты доставляли на передовую продукты, лекарства, детали для тыловых оборонных заводов. Чимкентские авиаторы за время войны перевезли, по данным ветерана авиации шымкентского авиаотряда Бимахана Аринова, 145 тысяч тонн стратегических грузов.

К сожалению, пока не удалось найти в архивах материалы о создании школы летчиков в Чимкенте с контингентом в сто человек из числа молодежи со средним образованием и школьников старших классов. Постановление бюро обкома партии об этом было принято 18 июня 1941 года. По нему уже 1 августа должны были состояться первые занятия. Что дала эта школа фронту, еще предстоит выяснить.

История нашей области во время Великой Отечественной войны — это история подвига и самопожертвования. И об этом надо писать правду, а не выдумывать то, чего не было, не утруждая себя поисками истины.

Людмила Ковалева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *