такой вывод сделал специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Шымкента
Со второй половины прошлого года в едином платеже коммунальных услуг, выставляемом ТОО «Омега ХХI», исчезла плата за домофон. Не появились и квитанции, которые, к примеру, ежемесячно разносят по домам за электроэнергию.
Но откуда было жителям города-миллионника знать,что в домофонной отрасли мегаполиса разразился скандал.
6 мая 2024 года в специализированном межрайонном суде по административным правонарушениям Шымкента были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по статье 159 КоАП РК («Монополистическая деятельность») трех ведущих операторов домофонных услуг: ТОО «СМД Шымкент»,
ТОО «Строй мастер домофоны Шымкент» и ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент». Два постановления вынес председатель суда Г. Калдаров, одно — судья А. Бекназаров.
Тарифы поднимали одновременно и одинаковые
Внимание департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по Шымкенту привлекла ценовая политика трех домофонных фирм. Со второго полугодия 2021 года по январь-май 2023-го они одновременно изменили тарифы и одновременно установили единые условия предоставления домофонных услуг путем проведения синхронной и единой ценовой политики.
Уже в ходе расследования было установлено, что товарищества «СМД Шымкент», «Строй мастер домофоны Шымкент» и «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент» установили и поддерживали уровень цен, сложившийся на товарном рынке услуг домофонных систем. В октябре 2022 года одновременно повысили их с 340 до 360 тенге. Являясь конкурирующими организациями, они не удовлетворились этой надбавкой. И снова договорились о совместном повышении цен. В распоряжении департамента по защите и развитию конкуренции имеются документы, свидетельствующие о том, что 4 сентября 2023 года ежемесячную плату шымкентцев за техническое обслуживание домофонов планировали повысить на 40 тенге. И новый тариф должен был заработать с 1 октября 2023 года. Но именно расследование защитников честной и открытой конкуренции помешало реализации этих планов и спасло шымкентцев от 400-тенговой месячной платы, как значится в квитанциях, «за техническое обслуживание домофонов». Но кто-нибудь видел этих специалистов в наших многоэтажках?! Их приходится самим вызывать, когда забарахлит или выйдет из строя электронный замок на входных дверях в подъезде.
Кто есть кто
Первым на рынке домофонных услуг в Шымкенте появилось ТОО «Строй мастер домофоны Шымкент», о чем свидетельствует справка о государственной перерегистрации от 4.01.2012 года, выданная управлением регистрации филиала некоммерческого АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по г. Шымкенту. В ней учредителем значится В. Хохлов, руководителем — Е. Генна. В мае 2013 года года состоялась государственная регистрация ТОО «СМД Шымкент» (учредитель А. Филимонов, руководитель — О. Индрикова). А в марте 2018 года на рынке домофонных услуг появилось ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент» (директор Е. Курочкин, руководитель А. Буюк-Оглы).
Анализ товарного рынка услуг по обслуживанию домофонных систем в Шымкенте констатирует: эта тройка в лидерах и занимает доминирующее положение. По итогам 6 месяцев 2021 года ТОО «Строй мастер домофоны Шымкент» обслуживало 28,8% электронных охранных систем на входе в здание, ТОО «СМД Шымкент» — 28,5%, ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент — 27,8%. А все вместе — 85,04%. С января по май 2023 года эта троица уже обслуживала 88,2% домофонного рынка южного города-миллионника.
Все под одной крышей
Проверка установила, что все три компании арендуют в Шымкенте одно здание. Но арендная плата в размере 130 тысяч тенге в месяц зафиксирована только в договоре одного товарищества и отсутствует у двух других. А ведь они конкуренты. Высветился любопытный факт: до сентября 2022 года только ТОО «СМД Шымкент» оплачивало арендную плату за здание и ежемесячные коммунальные услуги. Остальные ничего не платили, что подтверждается платежными документами. То же самое и с оплатой телефонной связи, услуг интернета и охраны объекта.
Тексты договоров о предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем ограничения доступа потребителей одинаковые, как под копирку. По данным АО «Казактелеком», услуги статического интернета со скоростью 35 мбит/с в одной точке, услуги проводной телефонной связи и другие оплачивала только одна компания. Две другие, находящиеся в этом здании, договоров с «Казактелекомом» не заключали.
Что написано пером, не вырубишь топором
Защитники конкуренции, прибывшие в офис, засвидетельствовали, что печати и журналы регистрации сообщений, регистрации финансовых, бухгалтерских, кадровых приказов, служебные, деловые документы находились в одной папке на одной полке в одном шкафу. И среди них обнаружились внутренние бумаги о неразглашении служебной информации, подписанные в июле 2021 года. А в них О. Индрикова указана как руководитель всех трех ТОО, Е. Генна — специалист ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент», А. Буюк-Оглы — руководитель отдела по работе с потребителями ТОО «СМД Шымкент». И это, по выводам проверяющих, свидетельствует о наличии сговора между ними по согласованию.
Через Skype, и это зафиксировано в документах, сотрудники товарищества обсуждали работу и направляли бухгалтерские ЭЦП-документы. Руководители передавали информацию о ходе работы и поддерживали тесные связи. А еще товарищества предоставляли друг другу краткосрочные денежные займы по договору.
Выводы департамента агентства по защите и развитию конкуренции: наличие общего офисного помещения, одинаковых телефонных номеров, сети интернет, краткосрочных займов между ТОО «СМД Шымкент»», «Строй мастер домофоны Шымкент», «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент», идентичность коммерческих предложений, одновременное повышение абонентской платы с 340 до 360 тенге, нахождение печатей ТОО и всей документации в одном месте — все это свидетельство присутствия антиконкурентного соглашения. Департамент оформил дело об административном правонарушении по ст. 159 ч.1 КоАП РК («Монополистическая деятельность»). И направил его в специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Шымкента.
Суд признал все три ТОО виновными в монополистической деятельности. И назначил всем трем фирмам штраф в доход государства в размере трех процентов от дохода, полученного в результате монополистической деятельности: ТОО «Строй мастер домофоны Шымкент» — 2 991 545 тенге, ТОО «СМД Шымкент» — 2 940 880 тенге, ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент» — 5 447 625 тенге.
Кроме основного, суд вынес дополнительное наказание — конфисковал монопольный доход: с ТОО «Строй мастер домофоны Шымкент» — 24 905 058 тенге, ТОО «СМД Шымкент» — 1 969 50 тенге, ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент» — 32 131 415 тенге.
Поставления не вступили в законную силу. И однозначно будут обжаловаться домофонными фирмами.
Миллионные переводы за границу
В материалах проверки есть интересные факты, не подпадающие под статью 159 КоАП, но которые могут заинтересовать правоохранительные органы и, в частности, департамент экономических расследований. Установлено, что для работников всех трех домофонных компаний проводили платные корпоративные семинары, вебинары, информационные услуги на договорной основе. Оказывали их индивидуальные предприниматели из Российской Федерации В. Хохлов и А. Филимонов, один из них — учредитель ТОО «Строй мастер домофон Шымкент», второй — ТОО СМД Шымкент». Что подтверждает доводы об отсутствии конкурентной борьбы между ними. Блок вызова, устройство квартирной связи, брелок, видеомонитор, блок питания, кнопка выхода, электромагнитный замок и все остальное закупалось через ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент» в ООО «Универсальный поставщик», расположенном в г. Ярославле Российской Федерации.
И вот какие денежные переводы и конкретно за что шымкентские домофонщики отправляли в Россию. За предоставление информационных услуг согласно договору в 2021 году ТОО «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент» перечислило российскому индивидуальному предпринимателю А. Филимонову 8 587 923 тенге. Но акт выполненных работ не соответствует условиям договора.
В 2021 году был заключен договор о предоставлении услуг колл-центра с российским индивидуальным предпринимателем Д. Незговоровым. И ему перечислили 5 993 299 тенге. Однако в акте выполненных работ отсутствуют доказательные документы.
В декабре 2022 года за информационную деятельность А. Филимонову было перечислено 19 417 428 тенге. И миллионные суммы, не подтвержденные актами выполнения договорных обязательств, уходили в Россию. Договор на оказание информационных услуг с россиянами был заключен на сумму 45283902 тенге, а договор о предоставлении услуг call-центра — на 39113923 тенге. По этому поводу департамент по защите и развитию конкуренции зафиксировал: «ТОО, заключая договоры с предпринимателями РФ, отправляют им миллионные суммы, которые являются чистой прибылью товариществ, поступившей от шымкентских потребителей за услуги домофона».
Любопытны мнения других конкурентов на рынке домофонных услуг. Например, в ИП «Адилет» считают, что «платные вебинары, которые практикуют три монополиста, вообще не нужны. И сall-центр тоже не нужен, так как мы принимаем заявки по стационарному телефону и сотовой связи». Такое же мнение у ИП «Сектор безопасности», ТОО «Ваш домофон», «Metacom Plus», Domofon Service, ИП Сечин.
Выводы департамента по защите и развитию конкуренции: «Договоры, заключенные товариществами с ограниченной ответственностью «СМД Шымкент», «Строй мастер домофоны Шымкент» и «Центр сервисного обслуживания домофонов Шымкент» с предпринимателями РФ, можно отнести к необоснованным тратам на техническое обслуживание и установку домофонных систем». И это уже не в компетенции административного суда. Встает вопрос о предотвращении потерь государственных доходов — актуальная сегодня тема. Об усилении контроля за выводом денег из страны говорят на всех уровнях. И нужны активные меры противодействия.
Справка «ЮК»
Картель — это группа работающих в одной отрасли компаний, которые объединились для регулирования сфер влияния, объемов производства и цен на свои товары, работы и услуги. Цель такого объединения — увеличение прибыли и контроль над рынком.
Понятие «картель» определяется в статье 169 Предпринимательского кодекса РК «Антиконкурентные соглашения»
В Казахстане антиконкурентные соглашения наказываются штрафом в размере 3-5% от выручки предприятия в зависимости от его размера, а также конфискацией монопольного дохода. При повторном нарушении в течение года штраф увеличивается до 5% для субъектов малого и среднего предпринимательства и до 10% — для субъектов крупного предпринимательства с конфискацией монопольного дохода. За сговоры, ущерб от действий которых считается крупным, предусмотрена уголовная ответственность.
Справка»ЮК»
Вебинар — это мероприятие в видеоформате, на котором обсуждают какую-либо тему в прямом эфире. В вебинаре участвуют зрители и спикер — один или несколько. Спикер заранее готовится к мероприятию, готовит план и собирает информацию по теме. Зрители слушают спикера и задают ему вопросы в чате вебинара.
Татьяна Корецкая
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!