Доверяй, но проверяй

20 Окт 2017 11:35
Количество просмотров: 1299

 Бывает потребитель прав, бывает неправ, а бывает, что его права и вовсе защитить невозможно, несмотря на наличие закона. Как действовать в подобных ситуациях, разбираемся со специалистами отдела защиты прав потребителей департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по ЮКО.

Судя по обращениям граждан в отдел по защите прав потребителей, чаще всего жалуются на магазины бытовой техники, одежды и обуви, которые отказывают в возврате товара. После вмешательства специалистов отдела, которые разъяснят продавцам нормы закона «О защите прав потребителей», отношение к недовольному покупателю быстро меняется. Впрочем, есть факты, когда ситуация с точностью до наоборот.

 Ни холода, ни ковшика

 Жительница Шымкента К. купила в магазине бытовой техники сумку-холодильник. Была уверена, что этот чудо-прибор не просто сохраняет температуру положенных в него продуктов, но и охлаждает их. Расспросить перед покупкой продавца-консультанта, видимо, не удосужилась, но за товар выложила почти 20 тысяч тенге. В ходе эксплуатации решила, что ей досталась бракованная вещь, раз продукты в нем холоднее не стали. Пошла с претензиями в магазин, потребовав замены, которые там не приняли, заверив, что своим характеристикам сумка соответствует. Посоветовали даже прочесть инструкцию. Но упорная дама отправилась за защитой своих прав в одно из городских обществ по защите прав потребителей. Удивительно, но там ее переубеждать не стали, выразили готовность защищать ее права за гонорар в 20 тысяч тенге. Сумма женщину не устроила, да и вовремя ей подсказали, что есть в городе государственный орган, где ее проконсультируют бесплатно. В смятенных чувствах она появилась на пороге отдела по защите прав потребителей.

— Наверное, мы были не первыми, кто попытался объяснить ей существенное отличие сумки-холодильника от собственно холодильника: она не охлаждает, а лишь поддерживает температуру. Но женщину сложно было переубедить. Поэтому настоятельно рекомендую перед покупкой той или иной техники соразмерить свои ожидания с ее реальными возможностями. Прочтите инструкцию, расспросите продавца, чтобы не иметь после головной боли от этого, — рекомендует главный специалист отдела по защите прав потребителей М. Тулебаев. — Кстати, напомню, что информация, предоставленная потребителю только на казахском языке или только на русском, а то и вовсе на иностранном, считается непредоставленной и влечет соответствующую адмответственность продавца. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

Еще один заявитель, обратившийся с жалобой в отдел по защите прав потребителей, не досчитался, по его мнению, ковшика в наборе посуды, купленном в магазине. Количество предметов, указанных на упаковке, вроде бы совпадает. Но на рисунке пенсионер разглядел еще и ковшик, которого не было в наборе. В поисках посудины он пришел в магазин, где продавцы долго и упорно доказывали ему, что продали полный комплект. Но на коробке-то ковшик нарисован! Заявления недовольный таким отношением пенсионер написал и в местный отдел по защите прав потребителей, и в вышестоящий комитет, и даже в министерство. Но ковшик по-прежнему не нашелся. И в этом случае М. Тулебаев снова настоятельно рекомендует быть максимально придирчивыми в момент покупки товара, а не после.

 Что в топливе тебе моем?

 А вот какой проблемой действительно озабочены специалисты отдела по защите прав потребителя, так это практической невозможностью проверки качества бензина на АЗС области. В нынешнюю нестабильность с ГСМ эта проблема более чем актуальна, сетует М. Тулебаев.

— Начнем с того, что в ЮКО есть лишь одна аккредитованная лаборатория, которая может проверить качество бензина, — говорит он. — Находится она при Шымкентском НПЗ. Теоретически частное лицо может проверить там качество купленного бензина за отдельную плату, но практически так никто не делает. В мае прошлого года нас обязали произвести отбор проб на нескольких АЗС. Из шести — три, отобранные в Отырарском, Сайрамском районах и в Енбекшинском районе Шымкента, оказались не соответствующими требованиям техрегламента Таможенного союза. Кстати, проверяла их лаборатория в Алматы. Такая разовая акция — капля в море! Чтобы поставить проверку качества бензина на нормальные рельсы, области нужны передвижные независимые экспресс-лаборатории, которые прямо на АЗС могли бы проверять качество топлива. Эту проблему мы уже донесли до руководства области.

А пока между нефтеперерабатывающим заводом и конечным потребителем действует сеть оптовиков и владельцев АЗС, утверждать, что бензин у нас качественный, сложно. И доказать махинации с ним, кстати, тоже.

 Отдел по защите прав потребителей теперь расположен по адресу: г. Шымкент, пр. Тауке хана, 82. Тел.: 8 (7252) 53-42-63, 53-55-15.
Заявление можно отправить на электронную почту: kadry.uko_kremzk@economy.gov.kz


 Голь на выдумки хитра…

 Проблема качества бензина актуальна и в других странах СНГ, поэтому народные умельцы давно придумали, как без лаборатории проверить топливо, прежде чем залить его в бак. 

 

Один из факторов качественного бензина — его стоимость. Поэтому, проезжая мимо заправки и обнаружив небывалую скидку на топливо, стоит задуматься: почему это производитель так расщедрился? «Аромат» свежеприготовленного бензина сложно спутать с каким-либо еще, но если производитель переборщил с маслами и присадками, то и запах конечного продукта меняется и становится более резким, с оттенками жженой резины и бытовой химии. Капните каплю бензина на белую бумагу и немного подождите. После того, как он испарится, не должно остаться никакого пятна. Проверка на присутствие лишних масел также очень проста. Капните бензином на выпуклое стекло и подожгите. Хороший сгорает полностью, практически не оставляя следов. Идеальный вариант, когда на поверхности стекла остаются белые кольца. Желтые и коричневые разводы говорят о «переборе» смол. Не бойтесь испачкать руки каплей бензина, используя кожный покров как индикатор качества. Бензин часто применяют не только как растворитель, но и как обезжириватель. Поэтому «на ощупь» он сухой, стягивает кожу, не оставляет масляных разводов. Простой эксперимент: испачкайте пальцы грязью или маслом, а после протрите их бензином. Руки чистые — значит, топливо качественное. Воду в топливе поможет определить марганцовка. Фиолетовый оттенок покажет ее наличие.

А. Масалева

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *