Древний город как источник вдохновения

28 Янв 2021 12:00
Количество просмотров: 2562

Пока строители ударными темпами создают новый облик областного центра, художники черпают вдохновение в его прежних чертах и многовековой истории. Стремятся уловить дух города с особенной атмосферой и интерпретировать его в своем творчестве. Тема вечная и неисчерпаемая.

— Еще в 2000 году, на заре нового тысячелетия, Елбасы обратился к творческим людям — писателям, художникам — с просьбой создавать исторические произведения о Туркестане, рассказывать о его истории, значении для тюркского мира, — говорит директор областного музея изобразительного искусства, заслуженный деятель Казахстана, известный казахстанский художник А. Оспанов.

Творческие люди призыв услышали. Было создано немало картин, посвященных Туркестану. К слову, многие из них хранятся сегодня в фондах музея. Ценная коллекция стала основой передвижной выставки «История Туркестана», которую в музее приурочили к получению нового статуса областного центра. Живопись, графика, гобелены и фотографии — всего 145 произведений, с большим интересом принятых публикой. Выставка уже успела побывать в Таразе, Кызылорде. Планируется в Актобе и Атырау, а также других городах Казахстана. Правда, пандемия внесла коррективы в осуществление задуманного. Но, судя по каталогу, выставка получилась знатная — картины известных мастеров живописи Казахстана прошлого столетия и нынешнего. Древний город всегда будоражил воображение художников.

История Туркестана легла в основу большой творческой задумки Айнабека Оспанова — семь картин, объединенных цитаделью древнего города. Работа началась в 2018 году и продолжается поныне. Сегодня готовы уже четыре полотна, позволяющие оценить масштаб задуманного. Создавая серию работ, художник вдохновлялся Туркестаном, Саураном. Изучая исторические данные, работы ученых, А. Оспанов стал настоящим знатоком эпох развития Туркестана.

Первая в серии картина «Древний город» изображает его расцвет: величественно возвышаются купола мечетей и медресе, мощные стены цитадели, сюда устремляются караваны, бойко идет торговля. Рассматриваешь ее детально и словно погружаешься в атмосферу того времени. Вторая картина отражает развитие науки и религии того времени, работу ученых, стремление к образованию и просвещению. Третье полотно погружает в состояние, в которое погружены его персонажи — мужчина и женщина, молящиеся в рассветный час у стен древнего мавзолея. Первые лучи солнца скользят по его куполам, подсвечивая их нежным светом. Четвертое полотно практически закончено: остались последние штрихи. Но властные черты лица могущественного Абылай хана, восседающего на троне, уже притягивают взгляд. Задумки следующих картин серии А. Оспанов не озвучивает, тем интереснее будет увидеть продолжение.

К слову, это уже второй масштабный проект в творчестве А. Оспанова. Первый — серия из семи картин «Қазақ елі» — был написан почти 20 лет назад. Создавали картины по концепции Айнабека Мынжасаровича две группы — научная и творческая. Целый год писали полотна. А затем серия произвела огромное впечатление в столице на днях культуры ЮКО. Туркестан, как столица тюркского мира, заслуживает такой серии полотен, уверен художник.

 

Алиса Масалева
фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *