«Финита ля комедиа», или Вся жизнь — театр

11 Июн 2019

Май — месяц традиционного завершения театральных сезонов. Артисты берут летнюю паузу или разъезжаются на гастроли. А публике остается запастись терпением и дождаться новых встреч с любимыми артистами.

Слово «театр» в переводе с греческого означает место для зрелищ и само зрелище. Первое культурное заведение, предположительно, возникло в Греции. Произошло это в V-IV веках до н. э. С самого начала человеческой цивилизации театр служил основным видом развлечений. Сегодня театральные постановки ничуть не утратили своей популярности и значимости, и тысячи людей по всему миру наслаждаются этим прекрасным видом искусства.

Зрителю нашей страны есть из чего выбирать. Репертуар на любой вкус и на любом языке. Государственный республиканский академический уйгурский театр музыкальной комедии имени К. Кужамьярова, Государственный республиканский академический корейский театр музыкальной комедии, Республиканский академический немецкий драматический театр, Шымкентский узбекский музыкально-драматический театр, а также казахские и русские драматические театры Казахстана ждут своего благодарного зрителя.

Виды театров

Театр не стоит на месте, он развивается, появляются новые жанры. Иногда бывает сложно уследить за всеми новинками, а порой начисто забываешь о существовании старых классических версий.

Драматический театр. В основе драматического спектакля лежит литературное произведение. Драма не только подразумевает выражение мыслей и эмоций посредством слов и мимики, в ней также могут быть задействованы и песни, и танцы.

Авторский театр. Подразумевает принадлежность к какому-то одному художественному руководителю, чьи идеи он и транслирует публике. В России, к примеру, к ним можно отнести Гоголь-центр, Театр Романа Виктюка, Концептуальный театр Кирилла Ганина и другие.

Театр кукол. Вопреки распространенному мнению, кукольный театр ставит представления не только для детей. Здесь есть спектакли и для взрослых. На сцене нет актеров, но есть куклы и те, кто ими управляет.

Уличный театр. Действие происходит на открытом воздухе. Главное здесь — импровизация. Такие представления часто подвергаются вмешательству зрителей, потому что между ними и актерами нет четкой границы.

Театр оперы и балета. В театрах оперы и балета идут только представления этих жанров и концерты классической музыки. Архитектура таких театров специально на них и рассчитана.

Театр теней. Для постановок в театре теней используют большой полупрозрачный экран и марионеток. Зародился этот жанр в Китае, но быстро распространился по миру.

Иммерсивный театр — совсем недавно появившийся жанр. Он основывается на полном погружении зрителя в мир постановки. Единственное правило — молчать и не снимать маску. Зрителя заставляют подняться на ноги и переместиться в центр действия, т. е. отправиться в путешествие по лабиринту комнат, коридоров, лестниц, а иногда улиц.

Театр одного актера. Вполне говорящее название — в таких постановках действительно участвует только один человек. Иногда спектакль проходит как монолог одного героя, а иногда актеру приходится перевоплощаться в разных персонажей.

Театр юного зрителя свое название носит не просто так, его аудиторией действительно являются дети, подростки и молодые люди. Репертуар складывается, исходя из возраста аудитории.

Δ У актеров есть суеверие о том, что ни в коем случае нельзя ронять сценарий.
Но если это все-таки произошло, необходимо обязательно сесть на него, причем
не важно, куда сценарий упал, хоть в грязь, хоть в лужу.

Символ театра

Наверное, нет в мире театра, где бы в холле в виде барельефа или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема — маски.

Театральные символы комедии и трагедии — выражение сути этого зрелищного заведения. Еще со времен Древней Греции две дочки Зевса — Мельпомена и Талия — были символами сценического искусства: первая считается музой драмы и трагедии, вторая — музой комедии. Почему выбрали в качестве эмблемы именно маски, объясняется просто: театры были настолько велики, что зрителям не было видно выражение лиц актеров. Поэтому у каждого из них было несколько масок, которые изображали спокойное лицо, встревоженное, счастливое или искаженное ужасом…

Δ Суфле и суфлер имеют мало общего, но оба слова происходят от французского «souffle» (выдох).

Суфле названо так потому, что оно воздушное, а суфлер — потому, что должен подсказывать
актерам тихо.

Здесь живет искусство

Здание любого театра — это уникальный мир со своей историей, традициями и тайнами. И есть такие, которые известны всему миру.

Миланский театр Ла Скала по праву является самым знаменитым театром мира. И больше всего его ассоциируют с оперой, хотя значимое место в репертуаре занимают также драматические спектакли и балет. Зал в форме подковы имеет пять ярусов лож. На сцене Ла Скала звучали произведения известнейших композиторов: Беллини, Россини, Доницетти, Верди. Театр славится безукоризненной акустикой.

Большой театр в Москве — один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию. На входе посетителей встречает статуя Аполлона в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа. Здесь ставили легендарные «Лебединое озеро» и «Золотой век».

Сиднейский оперный театр входит в число главных достопримечательностей страны. Это, пожалуй, один из самых знаковых театров современности. При строительстве основной упор делался на акустику и обзорность. Здание театра стало домом для Сиднейского симфонического оркестра, Сиднейской театральной компании, Австралийского балета и Австралийской оперы.

Здание оперного театра в Осло (Норвегия) частично погружено в воду и внешне напоминает айсберг. Крыша используется как площадь для прогулок — пандусы позволяют ходить повсюду. Это одно из самых технически оснащенных театральных зданий — сцена состоит из 16 платформ, которые могут двигаться в любом направлении. Главный зал освещает люстра в 800 светодиодов, ее свет преломляется в 5800 подвесках ручной работы.

Одеон Герода Аттика в Афинах. Ему столько же лет, сколько и самому искусству. Это классический древний амфитеатр, построенный в 161 г. н. э. Изначально над ним была крыша, но она разрушена. Театр вмещает 5000 человек, и на его сцене до сих пор проходят спектакли. Даже Элтон Джон давал свой концерт в Одеоне.

Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая — одно из самых известных современных и в тоже время исторических зданий Казахстана. Первое представление состоялось в 1934-ом. Это была музыкальная комедия «Айман Шолпан» по пьесе М. Ауэзова. На момент открытия здание театра стало самым крупным и красивым сооружением в Алматы. Впервые в архитектуре Казахстана был применен национальный колорит. В военное время в театре проводились концерты в ночное время, а собранные средства передавали на фронт. В те годы в Алматы переехало много жителей других частей Советского Союза, в театре работали деятели культуры из Москвы и Ленинграда.

Cловарь для зрителя

Амфитеатр — места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Партер — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. Для лучшей видимости пол обычно повышается от сцены к задним рядам.

Балкон — места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала. В некоторых театрах балконы расположены по боковым сторонам.

Бенуар — нижний ярус театральных лож. Расположен по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.

Бельэтаж — ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Генеральная ложа — ложа бельэтажа, из которой открывается лучший вид на театральное действие.

Галерка — верхний ярус с самыми дешевыми зрительскими местами.

Ложа — группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений.

Ярус — балкон с расположенными на нем местами для зрителей, идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала.

Национальный театр кабуки

Национальный театр — это тоже отдельный вид, подразумевающий стили и решения, которые можно увидеть только в одной стране. К таким относятся малазийский мак йонг, тайландский театр масок кхон, а в Японии это кабуки. Согласно декларации ЮНЕСКО от 24 ноября 2005 года, театр является шедевром устного наследия человечества.

Традиционный кабуки возник в XVII веке, а его основы заложила Идзумо-но Окуни — служительница одного из старейших и важнейших святилищ Японии Идзумо тайся. С ростом популярности Окуни стала выступать на сцене и собрала труппу, состоящую только из женщин. Сначала театр ставил неприличные и грубые спектакли, поэтому на атмосферу театральных постановок обратило внимание военное феодальное правительство Японии того времени. В 1629 году женщинам запретили выступать в кабуки из нравственных побуждений, а их место заняли зрелые мужчины. Уникальность японского театра заключена в его продуманном символизме, сочетании музыкальных и танцевальных номеров, соединенных с драматическими выступлениями актеров.

В современной Японии театр состоит из трех типов постановок: исторические, простонародные и танцевально-драматические пьесы. Грим актера зависит от того, какую роль он исполняет. Играя юную прелестницу или молодого человека, лицо раскрашивается белым цветом. Для отражения более зрелого возраста в грим добавляют коричневые оттенки.

Ведущих персонажей театра кабуки можно разделить на несколько категорий. Татияку — это герой, которого можно охарактеризовать как мудрого, красивого и смелого мужчину. Он может быть бойцом, утонченным красавчиком и непревзойденным воином. Катакияку — это отрицательный герой. Докэката — комический персонаж, который во всех пьесах призван смешить людей поступками. Кояку — это герой, которого исполняют дети. Оннагата — женский персонаж, амплуа которого достаются мужчина.

Все пьесы кабуки достаточно продолжительны во времени и могут длиться больше трех часов. Стандартная постановка состоит из пяти актов.

По материалам интернет-сайтов страницу подготовила Юлия Павлова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *