Газ есть, но его нет

11 Авг 2023 11:41
Количество просмотров: 617

В Шымкенте ГЗС прекратили заправку газовых баллонов для бытовых нужд. Причины неизвестны. Контактные телефоны компаний молчат.

 

В управлении энергетики и ЖКХ города сообщили, что при общей потребности 7,7 тыс. тонн в месяц только за прошлую неделю в Шымкент поступило 1,6 тыс. тонн сжиженного газа. Еще 5 тыс. тонн прибудут на следующей неделе. То есть 6,6 тыс. тонн сжиженного газа, почти месячную норму, город получит до середины месяца.

Осведомленные источники утверждают, что запрет на заправку баллонов на ГЗС можно обойти, заплатив сверху от 500 до тысячи тенге.

В Туркестане и области газ на автозаправках пока отпускается без ограничений. Цена за литр 60 тенге.

Сложившаяся ситуация была вполне предсказуема. Похоже на начало традиционной для рынка ГСМ операции: поднимем цену, насколько сможем. Сначала — дефицит, потом — подорожание. Такое проделывалось не раз с неизменным успехом.

Еще весной в Министерстве энергетики РК сетовали, что при розничной цене 50 тенге/литр себестоимость производства сжиженного газа 70 тенге/литр. Себе в убыток, бедолаги, работали. О том, что причина в древности и маломощности отечественных газоперерабатывающих заводов, стыдливо умалчивалось. Цена волевым усилием Правительства держалась до 1 июня.

С 2021 года Правительство анонсировало обширные планы строительства новых ГПЗ. Завод в Кашагане на 119 тыс. тонн в год собирались запустить еще месяц назад. Теперь осторожно говорят о запуске в 2025-м. В Тенгизе планируют построить завод в 2027 году. В Актау собирались построить еще до конца 2021-го.

«В целом, реализация этих проектов, — сообщало три года назад Министерство энергетики, — позволит увеличить производство сжиженного газа к 2025 году на 300 тыс. тонн, что составит 3,5 млн. тонн. А объем привлеченных инвестиций будет порядка 530 млрд. тенге».

Но что-то опять пошло не так…

До 60% сжиженного газа потребляет автотранспорт. Газ в четыре раза дешевле бензина. И это хозяев нефтегазового рынка сильно напрягает.

Свой весомый вклад в рост цен на сжиженный газ уже внесло КТЖ. Повышение тарифов на перевозку по железной дороге весной этого года прибавило к цене на ГЗС сразу 20%.

Учитывая абсолютное доминирование на рынке сжиженного газа страны национальной компании «КазМунайГаз», в скором и неизбежном повышении цен можно не сомневаться. Начало — создание дефицита — уже положено. Дальнейшие шаги отработаны годами и хорошо известны. Насколько подорожает сжиженный газ, сказать сложно. Предел жадности хозяев рынка определить не беремся. Ясно только, что цену будут максимально приближать к цене бензина. Не сразу, конечно, но тенденция налицо.

 

 

Игорь Лунин
Фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *