Идеологический курс: сохранить культурный код

9 Авг 2017 12:09
Количество просмотров: 1162

 Мудрость Абая, перо Ауезова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха — это только часть нашей духовной культуры. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края — дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем -о принадлежности к единой и великой нации — нельзя.

Президент РК Н. Назарбаев

 

Все памятники имеют одну общую черту — недолговечность перед временем. Вот почему так важно уделять должное внимание вопросам предотвращения разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия. Но еще важнее изучать их и популяризировать знания, уверен доктор исторических наук, профессор А. Подушкин: «Любое современное цивилизованное государство заботится о своем историко-культурном наследии. Потому что его статус в мире определяется тем, как относится народ к традициям своих предков. Потому что это и есть важнейшая cоставляющая государственности. Не случайно в масштабах нашего государства Президентом была объявлена программа «Культурное наследие», которая как раз и ставит задачу поднять на щит все значимые в культурном плане государственные ценности от археологических памятников до архитектурных и этнографических. Народ должен иметь представление о своих корнях».

Минарет Хызыра находится в 10 км от Шымкента. Датируется IХ-ХII веками. Городище Сайрам — одно из древнейших поселений на территории Южного Казахстана. Единственный уцелевший минарет в Сайраме носит имя пророка Хызыра Пайгамбара, который упоминается в Коране как безымянный спутник Мусы (Моисея). Высота минарета 10,5 м.  По народному поверью, каждую пятницу в сумерки Хазрет Хызыр посещает мазары своих родителей Бибигияс-аны и Салык Ходжи, чтобы поклониться их праху.

Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.

Президент РК Н. Назарбаев

 В одночасье такая огромная работа не делается. Нужны очень серьезные усилия на государственном уровне, чтобы все знания об историко-культурном наследии не были замкнуты в узком кругу специалистов, а становились достоянием всего народа. Историко-культурное наследие — это памятники археологии, архитектуры, этнографические и исторические объекты. Ими занимаются историки, археологи, палеонтологи. И очень важна популяризация их изысканий. Людям необходимо рассказывать, какие события происходили в прошлом, какие батыры жили здесь, какие подвиги они совершали, чтобы сохранить эту землю для потомков и отстоять нашу свободу.

Святой Арыстанбаб — легендарная личность. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Мавзолей возведен над могилой Арыстанбаба, находится в Южно-Казахстанской области. Является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и местом паломничества. Датируется XII веком и представляет собой комплекс, состоящий из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором.

«Эти знания формируют у людей, особенно у молодежи, важнейшее социальное качество: историческое самосознание, — говорит А. Подушкин. — Человек ассоциирует себя с традициями предков и государством, в котором он живет. Это и гражданское самосознание, когда человек ассоциирует свою жизнь с этим государством, потому что у этого государства замечательные традиции предков, которыми можно и нужно гордиться, а значит, можно гордиться и собой. И все это — фундамент, который дает еще одно очень редкое качество, которое не всегда массовое, — патриотизм. У нас, к примеру, он хорошо проявляется в спорте. Наверняка каждому знакомо чувство гордости за казахстанских чемпионов, когда они стоят на пьедестале. Звучит наш гимн, и у казахстанцев — зрителей и болельщиков — подступает комок к горлу».

Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Президент РК Н. Назарбаев

Тамыр — по-русски корни. В данном случае историко-культурное наследие во всем его многообразии — это и есть те самые корни, без которых жить государство не сможет.

В таком контексте совсем иначе звучат «банальные» вещи, которые далеко не банальны: если ты откажешься от своего прошлого или не будешь знать его, будущего у тебя не будет.

«Это очень серьезно, — говорит А. Подушкин. — Необходимо, чтобы государственные структуры уделяли особое внимание всем этим вопросам. Государственная идеология базируется на принципе историзма. Это как раз и подразумевает историко-культурное наследие.

Туркестан (древнее название Шавгар) расположен в ЮКО. Известен в исторических источниках с XII века. Священный город мусульман имеет рядом несколько выдающихся религиозных святынь, превративших его в крупнейший паломнический центр. В XII веке на территории городища был сооружен мавзолей Ахмеда Ясави. Неподалеку расположена мечеть Аулие Кумшык ата, склепы основоположников казахской государственности — мавзолеи Тауке, Тавакеля, Джангира, Есима, Аблая. В самом центре Туркестана находятся знаменитые полуподземные восточные бани.

Мне довелось сделать открытие: найти уникальное письмо на керамических кирпичах-таблицах, которым, как оказалось, 2000 лет. Сам факт, что это письмо не имеет аналогов на всем пространстве СНГ, а имеет аналоги по технике выполнения и, так скажем, по лингвистическому наполнению в древнем государстве Двуречье, Вавилоне, Иране, дает нам возможность не формально, а опираясь на научно аргументированные факты, в один ряд поставить Казахстан с древнейшими цивилизациями. Ведь далеко не все древние государства имели письменность. Письменность — индикатор высокой цивилизации и атрибут государственности. Эти моменты позволяют уважать и гордиться прошлым, историей, государством.

В моей практике был такой случай. В 2003 году делал доклад в Лондонском университете в институте археологии. Там была очень серьезная аудитория. Многие не знали, что есть такая страна Казахстан. Но когда я прочитал доклад про письменность, стали подходить люди, в том числе и англичане, которые считают свою цивилизацию очень древней и высокой. К примеру, в Англию основы цивилизации привнесли римляне: те же термы, мощеные дороги и библиотеки. В то время, когда у нас уже существовали государственность и письменность!

Есть еще пример, достойный уважения. В песках Кызылкумов наша экспедиция нашла схроны казахских батыров: кольчуги, шлемы и так далее. В тяжелейшие годы великого бедствия (нашествие джунгар, когда происходил геноцид казахов) люди не могли напрямую противостоять мощным и многочисленным ордам джунгар. Они ушли в Кызылкумы и занялись партизанской войной. Это пример мужества и героизма, который вызывает гордость. И таких примеров сколько угодно, надо только о них рассказывать».

Мы живем в новом, быстро развивающемся мире, когда меняются критерии и восприятие, ведутся информационные войны, в угоду которым извращается история, идет ее профанация. И нужно сделать так, чтобы сохранить истинную реальную историю. Ученые не должны писать заумные книги, которые мало кто понимает, а выходить на широкий формат, чтобы могли понять простые люди.

Н.Хайкина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *