Игра на добивание?

18 мая 2020 17:55
Количество просмотров: 7695

В Шымкенте едва переживший остановку сердца городской транспорт готовят к коме?

В предкарантинной публикации «ЮК» описал удручающее состояние шымкентского пассажирского транспорта и полную безнадегу, царящую в рядах частных перевозчиков. Сегодня, выйдя из вынужденного простоя, они обнаружили, что для них созданы новые проблемы. Впрочем, не такие уж новые. Только теперь они грозят уже реальной ликвидацией многим пассажирским компаниям и не слишком светлыми перспективами для жителей города. Меры поддержки предпринимателей, особенно работающих в социально значимых сферах, судя по всему, не светят компаниям, занятым перевозкой пассажиров, а вот разорение вполне реально.

А поутру они проснулись

ТОО «МиР и Ко» — типичный представитель среднего бизнеса в сфере пассажирских перевозок. Предприятие обслуживает 102-ой маршрут. В относительно хорошие времена на линии выходили 6 микроавтобусов, которые курсировали по 16 графикам. Пять «ГАЗелей-Некст» — собственные, остальные работают по договорам. Еще пару месяцев назад у предприятия были, хотя и скромные, перспективы развития. Собирались пополнить автопарк еще несколькими машинами новой конструкции. Теперь забота только о том, как выжить в этом стремительно меняющемся мире.

«О том, что с утра 12 мая нужно вывести на маршрут машины, — рассказал директор ТОО «МиР и Ко» М. Медеуов, — нам сообщили в 18 часов 11 мая.

Разумеется, все вывести на следующее утро не смогли. Водители находились в отпусках без содержания. Их нужно было найти, автомашины, простоявшие полтора месяца без дела, подготовить к работе, заправить. Постарались максимально обеспечить выход. Весь день наши машины проездили практически пустыми. Горожан тоже забыли вовремя предупредить, что общественный транспорт начнет работать.

Ситуация не изменилась и сегодня. Хорошо, если заполняется хотя бы полсалона сидячих мест. Сказать, что это — работа в убыток, значит, ничего не сказать. Хотя для наших сотрудников, да и для меня, возможность работать — уже счастье. Вопрос: сколько работа в таком режиме может продолжаться?

Для покупки пяти новых «ГАЗелей» я брал кредит в тридцать миллионов тенге на пять лет. Заложил три дома. Все, что имею, в том числе тот, в котором живет семья. Отдавать буду пятьдесят. Спасибо Президенту: выплаты по кредиту заморозили на три месяца. Заодно банк изменил схему выплаты, что прибавило к сумме долга еще сто пятьдесят тысяч. Как говорится, при общем разгромном счете — мелочь, а приятно.

Когда несколько лет назад покупали «ГАЗели» костанайской сборки, нам обещали за поддержку отечественного автопрома всяческие льготы и послабления. Потом все это как-то забылось. Работаете, работайте дальше как можете. По нашим расчетам, ближайшие семь лет предприятие будет только отрабатывать кредит. Это по самым оптимистическим прикидкам. Без учета карантинов и прочих административных сюрпризов, которые с этого года просто сыплятся на нас один за другим, как аномальные дожди этой весной. И без учета неизбежного роста цен на ГСМ и запчасти.

Берем калькулятор: ежемесячно, только на ТО-1 (замену масла, осмотр и устранение мелких неисправностей) на каждый автобус тратится в сегодняшних ценах 30-40 тысяч тенге. Прибавляем зарплату водителя и кондуктора, смену покрышек, запчасти, оплату работы диспетчерской, связи. Выплаты банку тоже никуда не деваются. Получаем картину полной безнадеги без малейших надежд на выживание.

В начале года договорились с заводом о покупке 14 «ГАЗелей-Некст»-«сити», как только они сойдут с конвейера. Микроавтобусами их назвать можно только условно. Длиннобазовые автомобили на семнадцать посадочных и десять стоячих мест. Оснащены кондиционерами и пандусами для инвалидов, высота салона выше человеческого роста. В базовой комплектации оснащены установками «газ/бензин». Теперь это из области фантастики. Хорошо, если вообще удастся сохранить бизнес.

Перед введением чрезвычайного положения нам говорили, что простой будет компенсирован. Сегодня никто об этом и не вспоминает».

Обещать не значит жениться

Вопрос о компенсации компаниям-перевозчикам убытков от вынужденного простоя поднимался ассоциацией «Южавтотранс», когда режим ЧП только замаячил на горизонте. Это обсуждалось в отраслевом управлении акимата и шымкентской Палате предпринимателей. Голосов против слышно не было. Все согласно кивали головами и говорили, что необходимо разработать процедуру выплат и алгоритмы расчетов. Так же, как с субсидиями для социально значимых маршрутов. Никто ни разу не возражал. Все говорили, что вопрос назрел, решать его надо. Оставалось только прийти к консенсусу, как это сделать. Прошло два месяца…

«В апреле, — вспоминает председатель ассоциации автоперевозчиков Д. Каюпов, — нам обещали бесплатно выделить ГСМ.

Потом транспорт полностью остановили, и вопрос, видимо, потерял для акимата актуальность. Сегодня об этом даже не вспоминают. А компаниям, понесшим колоссальные убытки от режима чрезвычайного положения, покупать горючее не на что. Нечем и зарплату сотрудникам платить. Чтобы восстановить нормальную работу городского транспорта, залезать в очередные, заведомо безнадежные, кредиты — просто самоубийство.

Вопрос о субсидировании пассажирских перевозок периодически поднимается больше полутора десятков лет. Проводим совещания и встречи на разных уровнях, обсуждаем, приводим аргументы, и на этом все заканчивается. Акимы в Шымкенте меняются, как погода весной. Пока очередной городской голова вникнет в суть проблемы, на его место приходит новый. Сам себе последние годы напоминаю умного попугая, который раз за разом повторяет одно и тоже. С неизменным результатом.

Последняя встреча с руководством управления транспорта города просто поразила. Какие субсидии, какие компенсации? Мелко все это, и никому уже не интересно.

Мне озвучили новый план. Власти волнует вопрос, куда распихать прибывающие по заказу СПК «Шымкент» 600 новых автобусов. Мне выдали блестящую идею, поражающую своей новизной: машины «Шымкентбуса» должны будут выкупить по остаточной стоимости, что-то около 25-27 миллионов тенге, частные компании-перевозчики. Естественно, в кредит. Получается больше полумиллиона тенге выплат в месяц только на это.

Наши перевозчики закредитованы уже и так по самое не могу. У большинства в обозримом будущем только банкротство.

Думаете, ситуация в «МиР и Ко» уникальна? Могу сходу перечислить больше десятка компаний, находящихся в столь же отчаянном положении. Остальные уверенно идут туда же: «Бекзат-сервис», «Санжар-моторс», «Ман онтустик», «Т-бус». Список можно продолжить. Компанию «Ерик и Ко», имевшую 40 новых машин, целенаправленно уничтожили, запустив на ее маршруты автобусы «Гринбаса». Грубейшие нарушения закона, допущенные прежним руководством городского транспорта, не заинтересовали ни прокуратуру, ни акимат. Шум, поднятый по этому поводу в прессе, власти пропустили мимо ушей: собака лает — караван идет.

Все попытки владельца компании отстоять свои права в суде предсказуемо окончились провалом. В результате он остался в буквальном смысле на улице (дома, находившиеся в залоге, банк выставил на аукцион) и со 180-миллионным долгом в качестве «бонуса». То же произошло с ТОО «АвтоАртЛТД» и «Сункар».

В 2013-2014 годах по такой же схеме загнали в банкротство еще несколько компаний-перевозчиков. На их маршруты запустили микроавтобусы.

Вчера владелец ТОО «МиР и Ко» готов был рискнуть. Загрузиться еще на один кредит под немалые проценты и закупить новые машины.

Сегодня он резонно спрашивает у нашей ассоциации: а где гарантия, что завтра городские власти не родят какой-нибудь новой бизнес-идеи и его маршрут попросту не отберут? У нас нет ответа. Нас выслушивают, но явно не слышат.

Когда в прошлом году «Южавтотранс» аргументированно, с цифрами и расчетами, объяснял, что покупка СПК «Шымкент» тысячи новых машин для города явно избыточна и приведет только к хаосу в пассажирских перевозках, наше мнение просто проигнорировали. Вряд ли его будут учитывать и в сегодняшней ситуации.

В свете озвученной инициативы акимата всучить б/у автобусы «Шымкентбуса» частным перевозчикам на кабальных условиях и выпустить на городские линии 600 новых машин такая же судьба ждет остальных.

Что там Президент страны говорит о поддержке малого и среднего бизнеса и конкуренции? В нашем славном городе о таком давно не слышали. Далеко мы от столиц».

Игорь Лунин

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

4 комментария в “Игра на добивание?

  1. Как же тяжело вам, ребята. Сочувствую. К сожалению, в скором времени такая участь ждёт многие предприятия. И в акиматы ходить бесполезно, как говорится, сытый голодного не поймёт…

  2. Да. До акимата элементарно даже не дозвонится. Зачем вообще оставляют телефоны тогда. Автобусники!!! Ребята держитесь. «Дождь не может идти каждый день» Всё у вас наладится. Без вас будет всем тяжко. Так что они должны будут как-то решать такие проблемы.

  3. Где же был этот Мир И Ко при прежнем беспредельном руководстве транспорта?

    Когда его родной брат работая в центральной диспетчерской посадил всех на счетчик?
    Тогда он купался в масле, а сейчас его барахло убирают с города так сразу хорошим стал.

    И этот Южавтотранс тоже в ту же калитку, чем плохо для города новые чистые газовые автобусы вместо дымяшей рухляти?
    Да тем что владельцы этой рухляти платят ежемесячно в эту ассоциацию деньги а тот хотит везде шум поднимает.

    Давно пора разогнать всех этих «перевозчиков»

Добавить комментарий для Ермек Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *