Инватакси: быть или не быть? Вот в чем вопрос

30 Авг 2023 16:37
Количество просмотров: 1342

Все чаще мы слышим, что в Шымкенте люди с инвалидностью сталкиваются с трудностями, когда им надо передвигаться по городу. Поговорить о том, как обстоят дела на самом деле в службе инватакси, корреспондент «ЮК» решил с председателем общественного объединения «Городское общество инвалидов г. Шымкента» В. Тороповым.

— Вадим Александрович, расскажите поподробнее о вашей организации.

— Наше общество инвалидов было зарегистрировано в январе 2010 года. Основная цель – это защита прав и интересов лиц с инвалидностью. Мы проводили очень много реабилитационных, спортивных и культурно-массовых мероприятий для инвалидов, а с 2011 года оказываем услуги по предоставлению инватакси по городу. Кроме того, мы оказывали услуги социальных работников для лиц с инвалидностью первой и второй групп, одиноким престарелым людям по проекту управления занятости и соцзащиты. С этого года такие услуги мы не предоставляем, конкурс на реализацию проекта выиграла другая организация, ранее никому не известная. Мы всегда очень активно работали с отделом внутренней и молодежной политики. Выезжали в районы, давали концерты, обучали волонтеров. Участвуя в тендерах, наша организация неоднократно выигрывала специальные лоты на предоставление социальных услуг. После того как поменялся статус Шымкента, в управлении внутренней политики убрали лоты государственных социальных заказов, направленных на реабилитацию и социализацию лиц с инвалидностью. Отмечу, что для граждан это необходимо, потому что большинство лиц с инвалидностью не имеют нормального доступа к коммуникации, им нужно общаться, социализироваться.

В. Торопов.

— Сколько всего в Шымкенте лиц с инвалидностью? Многие ли из них пользуются услугами инватакси?

— В городе около 40 тысяч лиц с инвалидностью: и детей, и взрослых. Согласно индивидуальной программе реабилитации указывается, нуждается человек в перевозке или нет. В целом нуждающихся порядка 1 500 человек, пользуются инватакси более 750. Это связано с тем, что кому-то эта услуга не нужна, например, тяжелобольным лежачим людям. Еженедельно собес предоставляет нам список граждан, которых мы перевозим. Чтобы заказать инватакси, они обращаются сначала в соцзащиту, там проходит регистрация, подтверждение документов, а затем данные передают нам.

— Расскажите, какие услуги вы оказываете сейчас?

— Сейчас мы оказываем только услуги инватакси по перевозке лиц с инвалидностью. Для людей с особыми потребностями не подходит любой автомобиль. Машины оборудуют специальным гидравлическими подъемными устройствами для инвалидных колясок, сдвижными и задними распашными на 180 градусов дверями, мягкими сиденьями, установленными по ходу движения и т.д. В общем, по городу работают всего 28 машин, 18 оборудованных и 10 легковых для тех, кто передвигается, но им положена эта услуга. В день поступает около 300 заявок, иногда не все они обрабатываются, просто физически не успеваем.

— Откуда идет финансирование вашей организации? С какими проблемами сталкиваетесь сегодня?

— Организация живет за счет государственного проекта, но уже много лет бюджет не поднимается. Хотя цены растут на все, подорожали горюче-смазочные материалы, бензин, но бюджет стоит на месте, не увеличивается.

С 2011 года мы начали предоставлять транспортные услуги инвалидам и до сегодняшнего дня делаем это качественно. Сегодня заказчик, управление занятости и соцзащиты Шымкента, оплачивает только услугу, у нас нет возможности делать накопления и закупать новые машины. Недавно со своими предложениями по дальнейшей деятельности я был на приеме у председателя городского маслихата Бахадыра Нарымбетова. Поделился наболевшими проблемами, с которыми сталкиваются инвалиды, наша организация. Мы обсудили с Бахадыром Мадалиевичем, как улучшить работу в обществе. Один из важных вопросов касается помещения. Офис мы арендуем, к сожалению, у нас нет своего постоянного места, хотя мы создаем офисные рабочие места для лиц с инвалидностью, к нам ежедневно обращаются сотни людей за юридической консультацией. То есть необходимо собственное, закрепленное за нами помещение. Пообещали в ближайшее время все изучить, ознакомиться с делами и помочь в рамках закона.

Между тем коллеги по всему Казахстану отмечают огромную помощь со стороны акиматов. В некоторых регионах нашей страны практикуется передача помещений в арендное пользование по государственным расценкам или в доверительное управление. Мы же платим огромные деньги за аренду помещения. Если изменятся условия, то наша организация сама оплачивала бы комуслуги, своими силами сделали бы косметический ремонт, приспособили подъездные пути. Так мы смогли бы собирать капитал на обновление машин в автопарке или другие нужды.

В городе зарегистрировано много организаций, предоставляющих услуги лицам с инвалидностью, но большая часть из них работает только на бумаге. Псевдоорганизаций много, они помогут одному или двум людям, а дальше занимаются своими делами. Я, как внештатный советник акима Шымкента по вопросам лиц с инвалидностью, член координационного совета Правительства РК в области соцзащиты всегда говорю о нашей работе и о том, что мы нуждаемся в помощи, нас слушают, но не слышат.

Согласно правилам перевозки по графику мы возим тех людей, которые работают или посещают учебные заведения, отвозим граждан в медицинские и реабилитационные центры. Если говорить о других регионах, то в Алматы работают около ста машин, предназначенных для перевозки лиц с инвалидностью. Но надо отметить, что расстояния в Шымкенте не меньше, чем в Алматы, к тому же наши машины ездят и в отдаленные районы, которые сейчас относятся к городу, где практически нет дорог. Иногда своих машин не хватает, и мы берем в аренду, но и этого не всегда достаточно. Опыт работы в Алматы, Алматинской области, Талдыкоргане, Таразе и других городах показывает эффективную совместную деятельность акиматов и общества инвалидов. В Талдыкоргане, например, акимат закупил десять спецмашин и передал в рамках доверительного управления обществу инвалидов.

Далее. По правилам у каждого лица с инвалидность первой группы должен быть сопровождающий или опекун. Если его нет, то приходится отказывать в услуге, потому что мы не можем перевозить лиц с инвалидностью без сопровождения. Не можем брать на себя эту ответственность, хотя зачастую мамы пытаются отправить своих больных детей одних, мотивируя тем, что дома остались маленькие дети.
Наша организация единственная в Шымкенте и Туркестанской области, у кого есть частично свои индивидуальные помощники именно в службах инватакси. Нигде в республике этого нет. Мы не можем посадить помощника в каждую машину, но все же стараемся экономить, выкроить из бюджета зарплату на помощника, потому что он реально необходим. Есть граждане, которых нужно спускать с верхних этажей вниз, так как, например, в пятиэтажных домах лифтов нет. Плюс коляска весом 20-30 кг, которую тоже нужно спускать. Сейчас в городе осталось только пять помощников, и то стоит вопрос об их сокращении, потому что бюджет не предусмотрен на эти нужды.

— Расскажите, как дальше планируется работа службы инватакси, и о пилотных проектах, которые стартовали в Казахстане.

— Скорее всего, с 2024 года все службы инватакси перейдут на платформу «Яндекс.Такси». Госзакупки проводить не будут, а услуги по перевозке лиц с инвалидностью будут осуществляться через агрегатор «Яндекс». Но сразу отмечу, что своих спецмашин у них нет. В нашей организации работает диспетчерская, то есть специалист на некоторые поездки формирует коллективный маршрут: утром водитель собирает несколько человек по пути следования в близлежащих районах. Завозит детей в школу, рядом забирает еще людей и отвозит на работу или в больницу. В «Яндексе» только персональная перевозка, то есть у них в автопарке должно быть минимум двести машин.

Министерство соцзащиты давно планировало это нововведение, мотивируя тем, что на службу инватакси поступает очень много жалоб. Например, такси часто опаздывает, не приезжает вовремя. Но это зависит от количества имеющегося транспорта, стоимости услуги и элементарного человеческого фактора. Рабочий день водителя начинается с семи часов утра, но многие выезжают заранее, и рабочий день заканчивается тогда, когда все, кого утром увезли, вернутся домой. Бывают случаи, когда люди заказывают такси, водитель приезжает, а человек не готов к поездке, приходится его ждать, возможно, помогать с транспортировкой, а потом привезти и высадить. Соответственно, что к следующему пассажиру машина может приехать с опозданием.

Но какие бы ни были ситуации, наши водители при трудоустройстве обязательно проходят инструктаж и стажировку. Водителя учат, как обращаться с людьми с инвалидностью, разговаривать с ними, подробно описывают, какие у них могут встречаться особенности. Немаловажным оказывается умение справляться с инвалидной коляской: как ее складывать, раскладывать, управлять, завезти в машину и закрепить.

Многие новички не выдерживают, проходят стажировку, пару раз выезжают и уходят. Кроме того, перед сменой утром машина проходит технический контроль, а водитель – медицинский. Вечером водителя тоже осматривает медик.

Мы стараемся сохранить нашу службу, к каждой ситуации подходим индивидуально. Наш диспетчер обзванивает всех заранее и узнает, нужен ли помощник, какая машина нужна, какие-то другие особенности, фиксирует и передает все это водителю, чтобы он был в курсе. Все-таки наша основная задача — довести человека безопасно, без лишних стрессов, которых у него и так хватает. Мы перевозим детей, а это значит, обязательно приходится ждать, проявлять терпение, выдержку. Это сложно, в каждой ситуации свои особенности и пути решения.

— Вадим Александрович, спасибо за искреннюю беседу. Вы делаете большое доброе дело, надеемся, что ваши просьбы будут услышаны.

ОТ АВТОРА

Отмечу, что 11 июля 2023 года Министерство труда и соцзащиты населения РК запустило пилотный проект по привлечению сторонних агрегаторов к оказанию услуги инватакси. Пока проект реализуется в двух городах нашей страны – Астане и Алматы. Уже есть первые итоги, опубликованные на официальном сайте ведомства, где сообщается, что в тестовом формате он будет осуществляться два месяца. После проведенного анализа эффективности проект может быть масштабирован, то есть услуги инватакси посредством стороннего агрегатора станут оказываться на постоянной основе по всей стране.

Эти меры были приняты для ускорения времени поиска и подачи машины. А также разработан экран специальных возможностей, с помощью которых инвалид может предупредить водителя такси о своих пожеланиях. Вместе с тем водители в мобильном приложении получают инструкции касательно того, как помочь человеку с инвалидностью при оказании услуги.

Особые сложности с передвижением по городу на автотранспорте испытывают лица с инвалидностью, пользующиеся колясками. Практически ни одна из легковых машин не предусмотрена для того, чтобы в нее можно было внести инвалидную коляску, причем вместе с человеком. Существенные проблемы у тех граждан с инвалидностью, которые не имеют сопровождающего. Порой это те люди, которые не могут даже выйти из собственного дома без помощи одного или нескольких человек. Отсюда возникает вопрос и к компетенции водителей такси: далеко не всегда они обладают достаточными навыками для помощи людям с ограниченными возможностями. Оплата услуг будет производиться в рамках текущих бюджетных средств, выделенных на инватакси, при необходимости акиматы могут выделить дополнительные средства.

Суть проекта понятна: люди с особыми потребностями могут использовать приложение, чтобы вызвать такси и поехать, куда им необходимо. А оплатит их поездку городской бюджет. Но не лучше ли те же деньги выделить на покупку десятка новых специализированных машин и дать возможность работать профессионалам, которые знают это дело лучше других?

 

 

 

Гульжамал Муканова

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *