Искусство должно быть наполнено жизнью

22 мая 2024 16:03
Количество просмотров: 1645

В работе над постановкой для режиссеров, артистов, работников сцены и техников многое было в новинку. Именно этим спектакль «Каламкас» отличается от остальных в репертуаре театра.    Есть в Мангистау местность, которая называется Каламкас. Почему этой земле было дано имя в честь славной женщины-степнячки?

Коллектив театра справился с поставленными задачами.

Каламкас — это имя девушки, которая, по словам аксакалов-шежире, жила в незапамятные времена и наравне с мужчинами участвовала в сражениях, была ловкой и смелой. И в лихую годину — во время вражеского нашествия на родную землю — осталась за старшего и добывала пропитание для всего аула. Непосильную ношу взяла на себя юная Каламкас: степной зверь быстроногий и ловкий, не каждый мужчина-охотник с ходу справится с ним. Однажды в погоне за неуловимой сайгой, загоняя ее в канаву, конь Каламкас спотыкается, и он вместе с наездницей падает в яму. Так юная Каламкас, воинственная, смелая, любящая свою землю и народ, погибает…

Режиссер К. Семёнов.

Именно эта версия легенды, дошедшей до наших дней, вошла в основу сценария, написанного казахстанской поэтессой-драматургом О. Туржан.

Если говорить исключительно о творчестве, то автор идеи пластического спектакля «Каламкас» А. Копбасарова, которая с недавних пор стала художественным руководителем ГАТОБ им. Абая, не перестает удивлять. Ее идеи — это современное театральное искусство Казахстана, основанное на древней истории, традиционной культуре и устном народном творчестве казахов.

И с каждым новым спектаклем задача усложняется. О том, как шла работа над премьерой, рассказал режиссер-постановщик К. Семенов.

Выпускник Московской государственной академии хореографии, он с 2010 года в качестве хореографа создает собственные работы. Сотрудничает с ведущими труппами и артистами России и Японии. Надеюсь, теперь и Казахстана.

По мнению критиков, К. Семенов принадлежит к редкому типу вдумчивых, глубоких интерпретаторов музыки самого высокого художественного качества.

Великолепно ориентируясь в музыке разных стилей и эпох, он находит яркие, парадоксальные, но всегда убедительные формы ее пластического воплощения.

Страстность, интеллектуальная созерцательность, импровизационный порыв — между этими, казалось бы, полярными смысловыми полюсами сосредоточено самое важное в творческом облике этого балетмейстера.

Главная героиня -Каламкас.

Помимо активной театральной деятельности, К. Семенов занимается исследовательской работой. Он написал первую в искусствоведении масштабную монографию, посвященную творчеству И. Килиана — выдающегося чешского танцовщика и хореографа с уникальным стилем.

А еще наш гость из Москвы любит печь хлеб: своими руками возится с живым тестом, закваской. И вообще, ему нравятся те навыки, которые изначально были необходимы людям, чтобы выживать.

По словам К. Семенова, в Туркестане уникальный театр, который дает возможность экспериментировать. В своих постановках он может быть достаточно смелым.

«Для меня работа над «Каламкас» — это шаг в неизведанное. Было очень сложно работать с языком, носителем которого ты не являешься. Может быть, поэтому в нашем спектакле слово не несет центральной роли, а является одним из составляющих спектакля: музыка, пластика, видео, анимация высокого уровня. Это все рассказывает историю и вызывает эмоции у зрителя. При прочтении пьесы для меня было важным, несмотря на сугубо национальный материал, найти общечеловеческие вопросы. Именно это делает историческую драму актуальной и сегодня. Чтобы это прозвучало понятно для человека из любой страны», — рассказал «ЮК» К. Семенов.

Молодой, но уже известный в хореографических и театральных кругах режиссер приезжает в Туркестан не впервые. Один из предыдущих спектаклей, поставленных на сцене Туркестанского музыкально-драматического театра, «Сказание о Коркыте» получил признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

«Сказание о Коркыте» для меня было серьезным погружением в материал. В той работе над огузским сказанием было важно не просто проиллюстрировать сценарий, сюжет, драму, а так же, как сейчас, найти и сказать что-то свое. Благодаря одному забавному случаю, полагаю, у меня это получилось. Ехал я в туркестанском такси, водитель спросил, чем я занимаюсь. Ответил, что режиссер-постановщик. Таксист сказал, что ходил смотреть «Коркыта». Я сказал, что это моя постановка. Он вообще не поверил, сказав, как я мог такое сделать, если я не казах. «Ты, наверное, какой-нибудь компьютерщик!» — резюмировал водитель. Но в итоге я ему рассказал все, как было. При этом он тоже был подготовлен, зная все о сюжете», — рассказал режиссер-постановщик пластического спектакля «Каламкас».

До приезда в Туркестан К. Семенов говорил, что, имея профессиональное образование артиста балета, он долгое время работал именно в этом жанре.

Пластика — основной язык театра.

Позже открыл для себя иной инструментарий — выразительные средства современного танца. Они продолжают динамично развиваться и пересекаться в творчестве молодого мастера.

На туркестанской сцене хореографу и режиссеру-постановщику удалось использовать еще один театральный инструмент.

«В работе над «Каламкас», кроме танцоров, мне удалось поработать с драматическими артистами. Поскольку я не носитель казахского языка, для меня важно в речи, чтобы артисты энергетически захватили мое воображение. Благодаря слову и танцу мы можем на одну и ту же историю посмотреть как бы с разных ракурсов. В спектакле есть сцены, которые больше написаны для кино. Поэтому приходилось искать такие слова, которые могли бы остаться в театральной постановке и захватить душу», — рассказал К. Семенов.

Для этого в помощь пригласили второго режиссера, который работал с драматическими актерами театра по сценической речи, произношению. Им стала Ш. Айдарова, известная по работам над спектаклями «Фариза» и «Ромео и Джульетта», а также церемонией открытия XVIII Всемирной зимней универсиады в Алматы и фестиваля Star Of Asia.

Что касается артистов труппы, то они отметили замечательную профессиональную хореографию, органично соединенную с музыкой. Музыку для спектакля написал композитор, заведующий музыкальным отделом театра Х. Шангалиев.

Актеры не скрывали, что работать над постановкой было сложно. А для балетной труппы, в том числе ассистента балетмейстера театра и пластического дублера Каламкас — балерины из Японии Мао Сакаи, так вообще было непривычно, что в спектакле присутствуют и танец, и реплики.

«Что касается балетной труппы, то была поставлена задача — встать на пуанты. Благодаря работе педагогов и репетиров танцовщицы выполнили ее. Правда, выполнено это не в классическом стиле, а в более современном», — рассказал режиссер-постановщик спектакля.

Есть отличия и в сценографии. В «Каламкас» пространство постоянно меняется, дышит. С этой задачей замечательно справились техники театра. А в качестве художника сценографии выступил выпускник Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии и Британской высшей школы дизайна по специальности «театральный дизайн-сценография», магистрант российского ГИТИСа по программе «Художник в театре», чьи работы можно увидеть на сцене ведущих российских театров, а также создатель полного художественного оформления III международного фестиваля циркового искусства в Чжухае (Китай) С. Рябов.

«Есть у нас еще одна фишка, которая, надеюсь, получится. Некоторые сцены будут сыграны не так, как видит режиссер, а наполнены видением самих актеров», — рассказал перед премьерой К. Семенов.

С его слов, такой театральный микс, который наполнен не только хореографией, — это вызов!

Настоящая драма не обходится без линии любви. По легенде, Каламкас была самой красивой девушкой в округе. Руки и благосклонности ее добивались многие джигиты. Но сердце красавицы было отдано лишь одному из них — Каражану. Однако джигит, как и главная героиня, тоже погибает.

В беседе с театроведом из Ирландии Е. Росато режиссер-постановщик «Каламкас» сказал, что классический танец — это уже сложившаяся эстетическая система, которую мы или принимаем, или отвергаем. А современный — дает свободу, возможность синтеза различных систем. Мы можем, посмотрев на скульптуру, оценить ее красоту. А можем и в обгоревшей коряге в лесу увидеть очарование. Все основано на эмоциональном восприятии.

В работе над «Каламкас» для К. Семенова было важно, чтобы зритель получил не только эмоции, но и ушел, может быть, даже не с ответами, а с вопросами в голове.

В одном из своих интервью режиссер-постановщик спектакля «Каламкас» сказал, что искусство только тогда трогает людей, когда они чувствуют в нем жизнь. Был ли спектакль «Каламкас» наполнен жизнью, может сказать только зритель.

А зритель в очередной раз был удивлен и очарован работой интернациональной команды в Туркестане.

Попросил коллегу пресс-секретаря акима Туркестана после спектакля поделиться своими впечатлениями.

В «Каламкас», кроме пластики, использован классический язык драмы.

«Поразило, что было минимум декораций. По бокам поставлены LED-экраны, которые расширили сцену. А основную атмосферу передавала анимация. В народных казахских сказаниях есть священные животные. В их числе лебеди и сайгаки. Сказания говорят о том, что в них нельзя стрелять. Через танец в спектакле было показано, как жестоки бывают люди к дикой природе. Слова, которые постоянно произносила главная героиня, что она боится духов сайгаков, но вынуждена выходить на охоту, заставили смотреть премьеру на эмоциях — жалость и понимание.

Такие эмоции у меня были только на спектакле «Борте», — поделилась своими впечатлениями Г. Нурмаханкызы.

Кстати, художественный руководитель театра Ш. Омарова, рассказывая о главной героине Каламкас Есельбайкызы, девушке-батыре, жившей в XVIII веке, отметила, что в спектакле отражена тема охоты на сайгаков, которая сейчас много обсуждается.

«В «Легенде о Коркыте» — сплошная пластика, и не всем была понятна суть. Особенно для тех, кто не является знатоком. Постановка «Каламкас» меня поразила. В ней гармонично переплелись драма, поэтика, музыка, анимация, пластика, современная техника. Актеры играют с каждым разом все лучше и лучше. А как умело балерины передали настроение сайгаков! И, конечно же, финал. После трагической гибели дух героини встречается с духом сайгаков. Вместе они защищают этих священных животных», — на эмоциях рассказала коллега.

В Туркестанском музыкаль-но-драматическом театре очень молодая труппа. Ребята здесь не только из Туркестана, но и из других городов и районов страны. Уже не первый год они выходят на поклон под громкие аплодисменты и овации. А кое-кто в процессе совместной работы успел создать семью и родить деток… И вновь выйти на сцену в спектакле «Каламкас», и вместе с коллегами вновь искупаться в буре благодарных эмоций зрителя.

 

 

Владимир Привалов

фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *