Театральное искусство такое же живое, как сама жизнь. Оно развивается, меняется. Сначала кино, затем интернет заставили театральных режиссеров для общения со зрителем использовать в спектаклях другие виды искусства.
У Шымкентского русского театра драмы хорошо пошел интерактив, где зритель действенно вовлечен в постановку. А вот Туркестанский музыкально-драматический преуспел на ниве пластического театрального жанра. В пластических спектаклях переплетаются драма и хореография. Помимо танца, режиссеры используют пантомиму, театр теней, акробатические и цирковые номера — все, что связано с движением.
Последняя премьера пластического спектакля по гоголевской «Шинели» была поставлена молодым талантливым и уже известным туркестанцам режиссером Ф. Молдагали. Этого театрального деятеля знают не только в Казахстане. Кроме того, что Фархад — режиссер-постановщик спектакля «Фариза», премьера которого с аншлагом состоялась в московском «Современнике», он еще и обладатель Гран-при VIII международного конкурса самостоятельных студенческих режиссерских работ. Несколько его спектаклей были удостоены престижных премий: «Карагоз» по М. Ауэзову получила премию на международном фестивале стран Центральной Азии, а «Ричард III» по Шекспиру стал лауреатом премии фестиваля «Сценический конфликт», организованного ГИТИСом. С постановкой «86», посвященной декабрьским событиям, основанная Фархадом театральная лаборатория StarTDrama побывала в Бухаресте, где европейские критики высоко оценили его режиссуру.
Повесть «Шинель» объемом не больше двадцати страниц в пластике получила дополнительную громадную смысловую нагрузку. Можете представить себе манифест социального равенства и неотъемлемых прав личности в танце? У туркестанской труппы это получилось довольно успешно.
Прежде чем начать репетировать, актеры занимаются психофизическими тренингами, выполняют растяжки, упражнения, связанные с нервно-мышечным балансом. Причем несколько подходов с небольшими перерывами. И только затем начинают работать над сюжетными сценами.
Не в первый раз Туркестанский музыкально-драматический театр демонстрирует уместное сочетание сценографии, музыкального оформления, света, костюмов и пластики. Два дня подряд артисты через танец, вкладывая в движение свою энергетику, показывали борьбу «маленького человека» за существование. Исполнители главных ролей А. Боранбаев, К. Тореханов, А. Дарибаева, А. Ануарбек, М. Галымжанулы в буквальном смысле «доставали» из себя все эмоции, которые не передать словами, и показывали их жестами.
Огромную работу проделали режиссер по пластике Ш. Мустафина, педагог-консультант Е. Карибаев. Музыка для спектакля была написана композитором Е. Нариманулы. Шикарные декорации, передающие дух времени и подчеркивающие сюжетную линию, были созданы художником Н. Тулешовым. Автором идеи традиционно выступила художественный руководитель театра А. Копбасарова.
«Все мы вышли из гоголевской «Шинели» — эта общеизвестная фраза означает, что расцвет русской классической литературы XIX века во многом произошел благодаря творчеству Николая Васильевича. Поднятая им тема «маленького человека» на многие десятилетия стала ведущей в русской литературе. Актуальна она и сегодня. А благодаря премьере на сцене Туркестанского музыкально-драматического театра становится еще и обсуждаемой.
Современные виды театрального искусства — дело вкуса. Однако надо признать, что пластический театр прижился в Туркестане, наработал своего зрителя, а значит, имеет право на жизнь.
Историческая справка
Первые черты пластического театра стали появляться в постановках начала XX века в Российской империи. Первопроходцами этого жанра считаются А. Таиров, В. Мейерхольд,К. Станиславский, А. Дункан.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!