21 августа на сайте газеты «Южный Казахстан» был опубликован материал «И приснился ему сон…». Речь шла о самовольном строительстве объектов на Казыгуртском кряже.
Четыре бетонные пирамиды высотой под три метра возвышаются над Казыгуртом.
Редакция заинтересовалась этим строительством и решила выяснить, что за проект осуществляется на территории национального парка.
Акимат Казыгуртского района оперативно отреагировал на публикацию. В сообщении, присланном в «ЮК», в частности, сказано: «На территории сельского округа Жанабазар у подножия горы Казыгурт (не в районе села Рабат) Казыгуртского района выявлено четыре объекта (в виде пирамиды), построенных, как выяснилось позже, жителем Шымкента Б. Артыкалиевым без какого-либо разрешения на строительство. Земли, на которых проводилось строительство, сельскохозяйственного назначения и находятся в специальном фонде района.
В тот же день (18.07.2020 года) данному гражданину было вручено предупредительное уведомление о запрете на самовольное строительство, а также он был предупрежден о том, что нарушение права государственной собственности на землю влечет административное правонарушение в виде наложения штрафа физическим лицам в размере 75 МРП.
Для привлечения к ответственности виновного лица акимат района направил письма в уполномоченные органы (земельную инспекцию, ГАСК).
В настоящее время управлением государственного архитектурно-строительного контроля материалы по данному инциденту направлены в Казыгуртский районный суд для рассмотрения административного дела в отношении физического лица Б. Артыкалиева на основании ст. 808 Кодекса об административных правонарушениях».
С корреспондентом «ЮК» созвонился природоохранный прокурор Туркестанской области С. Абдиев. Серик Умбетович попросил для оперативного реагирования на подобное строительство держать связь непосредственно с ним. Думаю, совместная работа редакции «ЮК» и областной специализированной природоохранной прокуратуры в будущем продолжится не только в отношении незаконного строительства на охраняемых природных территориях. Проблем и нарушений, касающихся природных парков, природных ресурсов, водоемов, да и природы в целом, в Туркестанской области предостаточно.
Редакция «ЮК», как и обещала, взяла интервью у директора института археологии им. А. Маргулана академика Б. Байтанаева.
— Бауыржан Абишевич, что же такое гора Казыгурт?
— Казыгурт — сакральная гора. Расположена в 40 км южнее Шымкента. Внешне горный массив Казыгурт представляет собой две возвышенности, замкнутые между собой седловиной.
— А в чем ее сакральность?
— Описанная в дореволюционное время В. Масальским, гора получила название Туркестанского Арарата. Несмотря на незначительную высоту в сравнении с другими горами, Казыгурт имеет громкую легенду, записанную и опубликованную А. Диваевым в конце XIX века. Согласно ей, по своему статусу гора Казыгурт стояла выше всех гор Вселенной. Во время Всемирного потопа, когда мир скрылся под водой, а вершина горы осталась незатопленной, к ней причалил ковчег Ноя. На горе в это время обитал Казыкурт ата. С того времени гора получила название Казыкурт.
— Получается, что этимология топонима идет от имени человека?
— Несомненно, народная этимология связывает происхождение топонима Казыкурт с антропонимом Казыкурт ата. Однако происхождение слова «Казыкурт» уходит в глубокую древность, доисламскую эпоху. Первое упоминание топонима встречается в произведении, составленном в середине IХ века ибн Хордадбехом, использовавшим в своем труде более ранний материал, относящийся к VIII веку. Его сочинение «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран») повествует о караванном маршруте между Шашем (Ташкентом) и Испиджабом (Сайрамом), где читаем: «[От аш-Шаша] до железных ворот две мили; [от аш-Шаша] до Кубала два фарсаха, затем до Гаркарда шесть фарсаха, далее по пустыне до Исбиджаба четыре фарсаха. Из аш-Шаша до [Исбиджаба] всего 13 фарсаха».
С. Волин, переводивший это сочинение, пишет: «В рукописях, по-видимому, следует читать Газгерд; он, вероятно, тождествен с упомянутым Абдулла-наме… Казгердом – местностью около Сайрама».
— А что это за местность близ Сайрама? Речь идет о горе или чем-то другом?
— Очевидно, слово состоит из двух частей: «гар» и «гурд» (гирд, кард, герд). При этом элемент «гар» необходимо понимать как субстрат, то есть многозначный термин, который участвует в различных словообразовательных процессах и имеет большую территорию распространения в Евразии в названиях, дающих понятие «гора». Сравним: древнее иранское «gаri» – гора, авестийское «garау» – гора, индоевропейские параллели: араб «гора» – изолированный холм с твердыми склонами, останец, грузинская «gora» – горка, холм; тибетское «гархи» – крепость.
Вторая часть топонима «курт» также широко распространена на Евразийском континенте. Г. Корнилов, изучавший евразийские лексические параллели, заметил наличие заимствования в тюркских, славянских и протославянских языках. Например, в тюркских: «курд» – буквально «главная ставка», «волчья стая», «волк», в коми – «дом», в удмуртском – «дерево», «селение», «село»; в хантыйском «корт» (курт) – жилище или поселение. В славянских параллелях, например, в украинском «гурт» – группа, компания, толпа, гурьба, стадо. По словам Г. Корнилова, протославянское «гордъ» отражено в литовском «гордос» – ограда, готском – дом, албанском — «гортх» – забор.
Любопытно, что топоформант «гурт» (гурд) встречается и в иранских (западно-иранских) языках в значениях «селение», «стан». А. Хромов, изучавший иранскую топонимию Мавераннахра IХ-ХIII веков, объясняет появление топоформанта kird/gird на территории Согда распространением здесь христианства несторианского толка в VI–VII веках нашей эры (центром которого был Мерв), так как все названия этого периода упоминаются как названия селения христиан. А. Хромов этот топоформант связывает этимологически со среднеперсидским «kart» и древнеиранским «krta», указывая, что названия с топоформантом «gird» широко распространены в Закавказье и Иране.
— Одним из наиболее известных объектов на Казыгурте является крест. Связано ли это как-то с несторианством?
— Заманчиво развивать несторианскую линию происхождения топонима Казыкурт, при этом уместно вспомнить библейскую легенду о потопе и Ноевом ковчеге, опубликованную А. Диваевым. В то же время мы не исключаем, что легенда могла возникнуть и в более древнее время, в дохристианскую эпоху. Во всяком случае, Джеймс Джордж Фрэзер убедительно показал в своей работе географию распространения и время этой великой катастрофы человечества.
— Но все же мы больше знаем об Арарате, нежели о Казыгурте.
— Гора Казыкурт, связанная с легендой о Всемирном потопе, у всех религиозных концессий всегда несла глобальный сакральный смысл бытия человечества от создания до Апокалипсиса. А те сакральные обряды (или ритуальные посещения святых мест горы), которые, вероятно, существовали до несториан, были ими канонизированы, а позже канонизированы и мусульманами. Это предположение доказывает сообщение Зайнуддина Васифи, где говорится, что в 1536 году Хазрат Убайдаллах хан, двигаясь с армией, специально остановился под Казыкуртом и устроил беседу со Всевышним с покаянием и просьбами о помощи в походе.
— Получается, что многие традиции, связанные с Казыгуртом, пришли к нам из глубины веков?
— Традиции, обычаи и ритуал поклонения сакральным зонам Казыкурта, возникшие в глубокой древности, соблюдаются и по сей день. Как у подножия, так и на самой горе имеется несколько священных мест: Ак-бура, Тамшы бастау, Кеме калган, Казыгурт-ата, Шилтир-ата, Ангир-ата, Оспан-ата и другие. Все объекты поклонения высоко почитаемы, их посещают паломники и туристы.
— И все же, что Вы скажете о пирамидах, которые якобы были на Казыгурте… даже затрудняюсь сказать, когда, а потом вдруг исчезли?
— Да не было там никаких пирамид и не будет. Это неистовая фантазия людей. У казахов есть такое понятие «ночью было видение». А ночью может присниться все что угодно.
— Бауыржан Абишевич, спасибо за беседу. Уверен, мы еще не раз встретимся с Вами на страницах нашего издания. В том числе по вопросам сохранения культурного наследия.
А что говорят легенды?
С академиком Б. Байтанаевым мы поговорили в научном ключе. Но людям нравятся легенды.
В 1990 году в Чимкенте вышел сборник «Легенды Южного Казахстана». Составителем сборника была Н. Петрова. Иллюстрировал брошюру Б. Оспан. В этой маленькой книжице есть не менее красивая легенда о происхождении названия горы Казыгурт.
В далекие времена в этой местности были прекрасные сочные пастбища, жили здесь скотоводы. Несметные стада овец бая Омырзака пасли бедняки-пастухи. Одну из многочисленных отар пас Керим, у которого все его богатство – красавица дочь, которую он воспитывал один: жена покинула этот мир, когда девочка была маленькой. Ни на один день не расставался Карим с дочерью. Она помогала отцу пасти овец, целыми днями в любую погоду они охраняли чужое богатство.
Вдали от людских глаз расцвела красавица Айгуль, подобно горному цветку. Вскоре слухи о красоте девушки облетели весь степной край и достигли ушей бая.
Сватались к Айгуль бедные молодые джигиты. Но девушка всем отказывала, так как любила своего единственного отца и оставить его не могла.
Понравилась она и старому самодовольному баю Омырзаку. Решил он сделать ее своей женой. Снарядил свиту и поехал на луговые пастбища, где увидел девушку, красота которой поразила его.
Потерял бай покой и решил силой увезти ее. Узнав намерения злого бая, девушка ночью собрала весь скот и ушла в горы.
Обнаружив пропажу, бай послал за ней погоню. Айгуль, увидев, что ее вот-вот настигнут, обратилась с молитвой к Аллаху. Раздался гром, белое облако подняло тело девушки, пронесло над землей и сбросило вниз. Узнав о трагедии, народ несколько дней и ночей оплакивал смерть прекрасной Айгуль.
С тех пор ранней весной гора алеет тюльпанами. А в ее честь гора получила название Казыгурт: «кыз» — девушка, «гурт» — отара, то есть «девушка-пастух».
Если вы будете ехать по ташкентской трассе в Шымкент, перед перевалом посмотрите направо. Вы увидите очертания горы, напоминающие лежащую девушку с раскинувшимися волосами. Маленькие ручейки, как слезы красавицы, по сей день текут с вершины.
Есть и другие легенды. Одна из них гласит, что девушка, очень любившая свой народ, решила помочь ему уберечь посевы от выветривания. Она поднялась на гору, защитила посевы телом и спасла всех от голода. В благодарность люди с тех пор называют гору Казыгурт.
Воспел священную гору в стихотворении «Казгурт – гора» Л. Фоменко:
Как женщина, ты спишь, Казгурт-гора,
Над степью грудь свою взметая,
Тебе давно проснуться бы пора
От пенья птиц, что так щебечут, не смолкая…
P.S. В день написания материала позвонил известный архитектор Б. Аширбаев, который, узнав о пирамидах, был в шоке: «Володя, знаешь, что я подумал? А почему бы не оставить эти пирамиды как памятник безумству? Думаю, туда с удовольствием бы ездили туристы. А люди придумали бы красивую легенду. И кто его знает, быть может, кто-то, поверив в это, получил бы исцеление или еще какую благодать. Если их еще не снесли, пусть они останутся, если можно».
Вот такая история, парадоксальная, противоречивая, но интересная. Смотрите сны, дорогие туркестанцы и шымкентцы. И кто знает, может, есть истина в мыслях Бахытжана Кудайбергеновича. И наш регион получит еще один, а то и несколько парадоксальных, но привлекательных своей загадкой памятников.
Иллюстрации к сборнику «Легенды Южного Казахстана», автор Б. Оспан.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!
Здравствуйте. Был задан вопрос про крест. Непонятно из ответа, является ли данный артефакт историческим. Впрочем уже нет разницы, так как объект по состоянию на май 2023 год, практически уничтожен. Хотя в 2022 году он ещё был хорошем состоянии. Камни вывезены, остался только едва различимый след.
У Вас есть фото?
Да есть фотоснимки.
Пирамиды больше не возвышаются. Они разрушены. Превращены в кучи камней