Казыгурт — сакральная гора

4 Сен 2020 12:22
Количество просмотров: 1750

21 августа на сайте газеты «Южный Казахстан» был опубликован материал «И приснился ему сон…». Речь шла о самовольном строительстве объектов на Казыгуртском кряже.

Четыре бетонные пирамиды высотой под три метра возвышаются над Казыгуртом.

Редакция заинтересовалась этим строительством и решила выяснить, что за проект осуществляется на территории национального парка.

Акимат Казыгуртского района оперативно отреагировал на публикацию. В сообщении, присланном в «ЮК», в частности, сказано: «На территории сельского округа Жанабазар у подножия горы Казыгурт (не в районе села Рабат) Казыгуртского района выявлено четыре объекта (в виде пирамиды), построенных, как выяснилось позже, жителем Шымкента Б. Артыкалиевым без какого-либо разрешения на строительство. Земли, на которых проводилось строительство, сельскохозяйственного назначения и находятся в специальном фонде района.

В тот же день (18.07.2020 года) данному гражданину было вручено предупредительное уведомление о запрете на самовольное строительство, а также он был предупрежден о том, что нарушение права государственной собственности на землю влечет административное правонарушение в виде наложения штрафа физическим лицам в размере 75 МРП.

Для привлечения к ответственности виновного лица акимат района направил письма в уполномоченные органы (земельную инспекцию, ГАСК).

В настоящее время управлением государственного архитектурно-строительного контроля материалы по данному инциденту направлены в Казыгуртский районный суд для рассмотрения административного дела в отношении физического лица Б. Артыкалиева на основании ст. 808 Кодекса об административных правонарушениях».

С корреспондентом «ЮК» созвонился природоохранный прокурор Туркестанской области С. Абдиев. Серик Умбетович попросил для оперативного реагирования на подобное строительство держать связь непосредственно с ним. Думаю, совместная работа редакции «ЮК» и областной специализированной природоохранной прокуратуры в будущем продолжится не только в отношении незаконного строительства на охраняемых природных территориях. Проблем и нарушений, касающихся природных парков, природных ресурсов, водоемов, да и природы в целом, в Туркестанской области предостаточно.

Редакция «ЮК», как и обещала, взяла интервью у директора института археологии им. А. Маргулана академика Б. Байтанаева.

— Бауыржан Абишевич, что же такое гора Казыгурт?

— Казыгурт — сакральная гора. Расположена в 40 км южнее Шымкента. Внешне горный массив Казыгурт представляет собой две возвышенности, замкнутые между собой седловиной.

— А в чем ее сакральность?

— Описанная в дореволюционное время В. Масальским, гора получила название Туркестанского Арарата. Несмотря на незначительную высоту в сравнении с другими горами, Казыгурт имеет громкую легенду, записанную и опубликованную А. Диваевым в конце XIX века. Согласно ей, по своему статусу гора Казыгурт стояла выше всех гор Вселенной. Во время Всемирного потопа, когда мир скрылся под водой, а вершина горы осталась незатопленной, к ней причалил ковчег Ноя. На горе в это время обитал Казыкурт ата. С того времени гора получила название Казыкурт.

— Получается, что этимология топонима идет от имени человека?

— Несомненно, народная этимология связывает происхождение топонима Казыкурт с антропонимом Казыкурт ата. Однако происхождение слова «Казыкурт» уходит в глубокую древность, доисламскую эпоху. Первое упоминание топонима встречается в произведении, составленном в середине IХ века ибн Хордадбехом, использовавшим в своем труде более ранний материал, относящийся к VIII веку. Его сочинение «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран») повествует о караванном маршруте между Шашем (Ташкентом) и Испиджабом (Сайрамом), где читаем: «[От аш-Шаша] до железных ворот две мили; [от аш-Шаша] до Кубала два фарсаха, затем до Гаркарда шесть фарсаха, далее по пустыне до Исбиджаба четыре фарсаха. Из аш-Шаша до [Исбиджаба] всего 13 фарсаха».

С. Волин, переводивший это сочинение, пишет: «В рукописях, по-видимому, следует читать Газгерд; он, вероятно, тождествен с упомянутым Абдулла-наме… Казгердом – местностью около Сайрама».

— А что это за местность близ Сайрама? Речь идет о горе или чем-то другом?

— Очевидно, слово состоит из двух частей: «гар» и «гурд» (гирд, кард, герд). При этом элемент «гар» необходимо понимать как субстрат, то есть многозначный термин, который участвует в различных словообразовательных процессах и имеет большую территорию распространения в Евразии в названиях, дающих понятие «гора». Сравним: древнее иранское «gаri» – гора, авестийское «garау» – гора, индоевропейские параллели: араб «гора» – изолированный холм с твердыми склонами, останец, грузинская «gora» – горка, холм; тибетское «гархи» – крепость.

Вторая часть топонима «курт» также широко распространена на Евразийском континенте. Г. Корнилов, изучавший евразийские лексические параллели, заметил наличие заимствования в тюркских, славянских и протославянских языках. Например, в тюркских: «курд» – буквально «главная ставка», «волчья стая», «волк», в коми – «дом», в удмуртском – «дерево», «селение», «село»; в хантыйском «корт» (курт) – жилище или поселение. В славянских параллелях, например, в украинском «гурт» – группа, компания, толпа, гурьба, стадо. По словам Г. Корнилова, протославянское «гордъ» отражено в литовском «гордос» – ограда, готском – дом, албанском — «гортх» – забор.

Любопытно, что топоформант «гурт» (гурд) встречается и в иранских (западно-иранских) языках в значениях «селение», «стан». А. Хромов, изучавший иранскую топонимию Мавераннахра IХ-ХIII веков, объясняет появление топоформанта kird/gird на территории Согда распространением здесь христианства несторианского толка в VI–VII веках нашей эры (центром которого был Мерв), так как все названия этого периода упоминаются как названия селения христиан. А. Хромов этот топоформант связывает этимологически со среднеперсидским «kart» и древнеиранским «krta», указывая, что названия с топоформантом «gird» широко распространены в Закавказье и Иране.

— Одним из наиболее известных объектов на Казыгурте является крест. Связано ли это как-то с несторианством?

— Заманчиво развивать несторианскую линию происхождения топонима Казыкурт, при этом уместно вспомнить библейскую легенду о потопе и Ноевом ковчеге, опубликованную А. Диваевым. В то же время мы не исключаем, что легенда могла возникнуть и в более древнее время, в дохристианскую эпоху. Во всяком случае, Джеймс Джордж Фрэзер убедительно показал в своей работе географию распространения и время этой великой катастрофы человечества.

— Но все же мы больше знаем об Арарате, нежели о Казыгурте.

— Гора Казыкурт, связанная с легендой о Всемирном потопе, у всех религиозных концессий всегда несла глобальный сакральный смысл бытия человечества от создания до Апокалипсиса. А те сакральные обряды (или ритуальные посещения святых мест горы), которые, вероятно, существовали до несториан, были ими канонизированы, а позже канонизированы и мусульманами. Это предположение доказывает сообщение Зайнуддина Васифи, где говорится, что в 1536 году Хазрат Убайдаллах хан, двигаясь с армией, специально остановился под Казыкуртом и устроил беседу со Всевышним с покаянием и просьбами о помощи в походе.

— Получается, что многие традиции, связанные с Казыгуртом, пришли к нам из глубины веков?

— Традиции, обычаи и ритуал поклонения сакральным зонам Казыкурта, возникшие в глубокой древности, соблюдаются и по сей день. Как у подножия, так и на самой горе имеется несколько священных мест: Ак-бура, Тамшы бастау, Кеме калган, Казыгурт-ата, Шилтир-ата, Ангир-ата, Оспан-ата и другие. Все объекты поклонения высоко почитаемы, их посещают паломники и туристы.

— И все же, что Вы скажете о пирамидах, которые якобы были на Казыгурте… даже затрудняюсь сказать, когда, а потом вдруг исчезли?

— Да не было там никаких пирамид и не будет. Это неистовая фантазия людей. У казахов есть такое понятие «ночью было видение». А ночью может присниться все что угодно.

— Бауыржан Абишевич, спасибо за беседу. Уверен, мы еще не раз встретимся с Вами на страницах нашего издания. В том числе по вопросам сохранения культурного наследия.

А что говорят легенды?

С академиком Б. Байтанаевым мы поговорили в научном ключе. Но людям нравятся легенды.

В 1990 году в Чимкенте вышел сборник «Легенды Южного Казахстана». Составителем сборника была Н. Петрова. Иллюстрировал брошюру Б. Оспан. В этой маленькой книжице есть не менее красивая легенда о происхождении названия горы Казыгурт.

В далекие времена в этой местности были прекрасные сочные пастбища, жили здесь скотоводы. Несметные стада овец бая Омырзака пасли бедняки-пастухи. Одну из многочисленных отар пас Керим, у которого все его богатство – красавица дочь, которую он воспитывал один: жена покинула этот мир, когда девочка была маленькой. Ни на один день не расставался Карим с дочерью. Она помогала отцу пасти овец, целыми днями в любую погоду они охраняли чужое богатство.

Вдали от людских глаз расцвела красавица Айгуль, подобно горному цветку. Вскоре слухи о красоте девушки облетели весь степной край и достигли ушей бая.

Сватались к Айгуль бедные молодые джигиты. Но девушка всем отказывала, так как любила своего единственного отца и оставить его не могла.

Понравилась она и старому самодовольному баю Омырзаку. Решил он сделать ее своей женой. Снарядил свиту и поехал на луговые пастбища, где увидел девушку, красота которой поразила его.

Потерял бай покой и решил силой увезти ее. Узнав намерения злого бая, девушка ночью собрала весь скот и ушла в горы.

Обнаружив пропажу, бай послал за ней погоню. Айгуль, увидев, что ее вот-вот настигнут, обратилась с молитвой к Аллаху. Раздался гром, белое облако подняло тело девушки, пронесло над землей и сбросило вниз. Узнав о трагедии, народ несколько дней и ночей оплакивал смерть прекрасной Айгуль.

С тех пор ранней весной гора алеет тюльпанами. А в ее честь гора получила название Казыгурт: «кыз» — девушка, «гурт» — отара, то есть «девушка-пастух».

Если вы будете ехать по ташкентской трассе в Шымкент, перед перевалом посмотрите направо. Вы увидите очертания горы, напоминающие лежащую девушку с раскинувшимися волосами. Маленькие ручейки, как слезы красавицы, по сей день текут с вершины.

Есть и другие легенды. Одна из них гласит, что девушка, очень любившая свой народ, решила помочь ему уберечь посевы от выветривания. Она поднялась на гору, защитила посевы телом и спасла всех от голода. В благодарность люди с тех пор называют гору Казыгурт.

Воспел священную гору в стихотворении «Казгурт – гора» Л. Фоменко:

Как женщина, ты спишь, Казгурт-гора,

Над степью грудь свою взметая,

Тебе давно проснуться бы пора

От пенья птиц, что так щебечут, не смолкая…

P.S. В день написания материала позвонил известный архитектор Б. Аширбаев, который, узнав о пирамидах, был в шоке: «Володя, знаешь, что я подумал? А почему бы не оставить эти пирамиды как памятник безумству? Думаю, туда с удовольствием бы ездили туристы. А люди придумали бы красивую легенду. И кто его знает, быть может, кто-то, поверив в это, получил бы исцеление или еще какую благодать. Если их еще не снесли, пусть они останутся, если можно».

Вот такая история, парадоксальная, противоречивая, но интересная. Смотрите сны, дорогие туркестанцы и шымкентцы. И кто знает, может, есть истина в мыслях Бахытжана Кудайбергеновича. И наш регион получит еще один, а то и несколько парадоксальных, но привлекательных своей загадкой памятников.

Иллюстрации к сборнику «Легенды Южного Казахстана», автор Б. Оспан.

 

Владимир Привалов

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *