Ключевые задачи на 2023 год определены

14 Дек 2022 08:23
Количество просмотров: 1525

Под председательством Президента РК К. Токаева состоялось расширенное заседание Правительства

В заседании приняли участие Премьер-министр А. Смаилов, руководитель Администрации Президента М. Нуртлеу, члены Правительства, председатель Национального банка, акимы областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента, руководители центральных государственных органов и национальных компаний.

√ В своем выступлении Глава государства подвел итоги социально-экономического развития страны за этот год и наметил ключевые задачи на предстоящий период. 

«Накопилось немало актуальных вопросов. За 11 месяцев текущего года рост экономики замедлился с 4,6% до 2,7%. Инфляция достигла исторических максимумов за последние 14 лет, составив 19,6%. Конечно, подобная ситуация самым негативным образом влияет на уровень жизни и доходов населения. Прошедшие президентские выборы продемонстрировали поддержку гражданами проводимого государством курса. Народ ждет реальных перемен, причем не в далеком будущем, а здесь и сейчас. Мы должны оправдать доверие народа».

√ К. Токаев обратил внимание на то, что по его поручению была сформирована единая система инвестиционных проектов, при этом в текущем году из 284 запланированных инвестиционных проектов были реализованы только 43.

«За данными сухими цифрами стоят десятки тысяч несозданных рабочих мест, миллиарды тенге, которые не начали работать на экономику. Следует отметить, что Министерство иностранных дел проводит достаточно эффективную работу по привлечению интереса иностранных инвесторов. Послы встречаются за рубежом, как говорится, «под ручку» привозят инвесторов к нам. Проблемы начинаются на стадии реализации, на местах. Одним словом, мы просто на месте теряем инвесторов. Поэтому еще раз подчеркну – сопровождение реализации инвестиционных проектов, то есть земля, разрешительная документация, инфраструктура, – это зона ответственности акимов».

√ В качестве одного из приоритетных направлений Президент обозначил решение вопросов ЖКХ. Бытовые вопросы, которые должны решаться на уровне сел и городов, вышли на уровень Правительства, так как различные ЧП в этой сфере стали обыденным явлением. Череда аварий в Петропавловске, Темиртау, Степногорске, Балхаше, Караганде, Актобе и Риддере не привела к должной реакции со стороны акимов, министров и, самое главное, собственников.

«Недавний коллапс в Экибастузе окончательно показал, насколько запущена ситуация в этой отрасли. Из-за безответственности чиновников, несостоятельности действующей системы надзора тысячи людей остались без тепла. Должностные лица рапортовали, что зиму мы пройдем в плановом режиме. При этом уполномоченный госорган в лице Министерства энергетики никак себя не показал в такой ситуации и пытался самоустраниться от проблемы. Также недостаточно слаженно и оперативно сработала служба по ЧС.

Предложение продать государству за 1 тенге Экибастузскую ТЭЦ, износ которой превышает 90%, требует экспертизы. Следует провести независимый аудит объекта. Предстоит внимательно изучить и понять, насколько государство способно эффективно управлять аварийным объектом. Государству целесообразно вернуть 50% предприятия, а собственнику поручить провести капитальный ремонт ТЭЦ.

Затраты на компенсацию ущерба экибастузцам должны быть распределены между собственником и республиканским бюджетом. В целом Правительству предстоит комплексно рассмотреть и принять решение по каждому объекту критической инфраструктуры, где собственниками ничего не сделано за последние годы».

√ К. Токаев указал на ряд серьезных проблем в сфере недропользования.

«Генеральной прокуратурой совместно с Антикоррупционной службой выявлены нарушения на всех этапах недропользования. К примеру, Программа управления государственным фондом недр содержит искаженные и неактуальные данные. Неправомерно выданы 143 лицензии и контракта на проведение разведки на уже готовых к добыче месторождениях с утвержденными запасами. Незаконно предоставлено 87 месторождений ценных полезных ископаемых социально-предпринимательским корпорациям, которые в обход конкурсов передавали их за бесценок частным компаниям. Поручаю Правительству совместно с Генеральной прокуратурой принять меры по возврату в госсобственность переданных с нарушениями месторождений».

√ Как сообщил Президент, вопрос ценообразования также является очень актуальной проблемой. Он заметил, что работа по недопущению роста цены на продукты питания должна проводиться по основным направлениям.

«Рост цен на продукты питания во многом зависит от сезонности. Цены на почти бесплатные осенью товары весной взлетают до небес. Решение заключается в создании инфраструктуры хранения. Однако работа по снижению дефицита овощехранилищ идет медленно. В прошлом году введено мощностей на 64 тысячи тонн при плане 83 тысячи тонн, или 77%. В этом году ситуация получше – при плане 98 тысяч тонн введено мощностей на 87 тысяч тонн. Но нужно наверстывать. Очень важно понимать, что в текущих условиях продовольственная безопасность – это базовое условие прогресса страны в целом».

√ Президент остановился на вопросе бюджетной политики.

«Правительству нужно достичь стабильности бюджета и избавиться от хронической зависимости от трансфертов из Национального фонда. Через год начнется начисление половины инвестиционного дохода Национального фонда детям. Это означает, что все граждане будут пристально следить за состоянием дел в Нацфонде. Сопричастность каждого к национальным богатствам – это не пустые слова. Это начало подлинно народного, общественного контроля».

 

√ Глава государства остановился на еще одном приоритетном направлении – улучшении социального самочувствия граждан.

«Основным фактором роста инфляции остается удорожание продуктов питания по всем ключевым группам. Продовольственная инфляция превысила 24%. Реальные денежные доходы населения демонстрируют самые низкие темпы роста за последние 5 лет. Почти 900 тысяч человек в стране числятся формально трудоустроенными, временно незанятыми, непродуктивно самозанятыми и безработными. Основной документ в этой сфере – Программа повышения доходов населения. Ее следует привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня».

√ В качестве важной задачи, требующей решения, Президент назвал производственный травматизм, который становится крайне актуальной и серьезной проблемой.

«За 11 месяцев на производстве пострадали 1 124 работника, из них 157 погибли. На отдельных предприятиях аварии с человеческими жертвами приобрели системный характер. Согласно отчетам государственных органов и общественных организаций, компания нарушает трудовое, экологическое и налоговое законодательство, не исполняет инвестиционные обязательства. Общество ждет справедливых и безотлагательных мер. Контроль непосредственно за Премьер-министром».

√ По мнению К. Токаева, важным направлением является проведение справедливой и эффективной экономической политики. Только добросовестная конкуренция, честность в ведении бизнеса могут стать основой для построения справедливой рыночной экономики.

«Создана межведомственная Комиссия по демонополизации экономики, которая проводит нужную и достаточно эффективную работу. Однако основной упор сегодня делается на возврате необоснованно приватизированных активов. Важно снижать административные барьеры и ценовое давление на рынки. Наглядным примером монополизации рынков является производство и снабжение электроэнергией, где вертикальные монопольные группы ограничивают доступ на рынки независимым поставщикам. Мы приступили к внедрению института Единого закупщика электроэнергии. Тем самым мы исключим непродуктивное посредничество и отвлечение средств от самих производителей. В итоге страна должна получить сбалансированные цены для всех регионов и организаций».

√ Глава государства сообщил, что в следующем году будут проведены масштабные кадровые изменения в центре и на местах. По его словам, начальникам придется попрощаться со «своими людьми». Их заменят новые кадры. Казахстану нужны эффективные технократы.

«Министрам и акимам необходимо прекратить практику назначений по принципу личной преданности. В некоторых министерствах имеются факты, когда ради «нужных» назначений сознательно игнорируются либо корректируются требования законодательства. Проблемы имеются повсеместно. Земельные инспекции, правоохранительные органы, ревизионные комиссии и другие контрольные органы не должны быть аффилированы с местной властью. Отсутствие здоровой конкуренции снижает привлекательность государственной службы для профессиональных кадров. Талантливая молодежь не заинтересована в работе на государство. Пора менять стереотип о том, что в регионах должны работать только уроженцы этих областей. Эффективность кандидата никак не связана с местом рождения, его будут оценивать по конкретным результатам. Быть эффективным менеджером в корпоративном управлении не означает делать все что захочется. Назначения кандидатов должны быть максимально открытыми и справедливыми, так как эти институты принадлежат народу. Администрация Президента должна постоянно контролировать назначения в государственном и квазигосударственном секторах. Любые действия, направленные против интересов отдельных лиц, должны пресекаться. Агентству по делам государственной службы следует создавать благоприятные условия для привлечения на государственную службу квалифицированных специалистов из частного сектора. Если мы хотим развивать нашу страну, мы все должны объединить наши усилия».

 

По материалам kazpravda.kz

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *