Комплаенс-служба ищет коррупционные риски

23 Дек 2022 10:30
Количество просмотров: 2086

Все чаще сегодня у нас на слуху новые термины: «комплаенс-служба», «комплаенс-офицеры». И многим не понятно, что это такое?

Комплаенс в переводе с английского — это соблюдение, соответствие. Какова роль и значимость комплаенс-службы в казахстанском обществе?

«ЮК» направил официальный запрос руководству департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Туркестанской области с просьбой рассказать об институте комплаенса и комплаенс-офицерах. Одним словом, просветить наших читателей.

Нам ответил первый заместитель руководителя департамента Н. Арынбаев.

Комиссары Антикора на местах

— В условиях рыночной экономики развитие корпоративного сектора является важнейшим условием повышения благосостояния граждан. Государство оказывает ему всестороннюю поддержку. Либерализируется законодательство, проводится работа по дерегулированию бизнеса и активному использованию антикоррупционной политики в корпоративном секторе.

Антикоррупционная трансформация и добропорядочность при ведении дел должны стать незыблемым стандартом. Об этом говорит ряд рекомендаций международных организаций.

Одной из них являются комплаенс-службы, практика применения которых широко развита в корпоративном секторе международного уровня.

С учетом лучших международных практик в октябре 2020 года в Закон «О противодействии коррупции» были внесены поправки в части регламентации института комплаенса.

Так, согласно внесенным поправкам, в субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб.

Создание данных структур для субъектов квазигоссектора является обязательством, а для частных компаний — правом.

Антикоррупционные комплаенс-службы представляют собой независимые подразделения, имеющие официальный статус, право на получение всей необходимой информации, проведение внутренних расследований по потенциальным нарушениям с привлечением экспертов в сфере комплаенс-контроля.

Более того, сотрудники антикоррупционной комплаенс-службы имеют прямой доступ к коллегиальному органу по выражению своего мнения и передаче сведений в отношении нарушений, полученных в процессе контроля коррупционных рисков.

Антикоррупционные комплаенс-офицеры – это комиссары агентства на местах. Они взаимодействуют со всеми категориями регулирующих и надзорных органов, обеспечивая успешную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции.

Основная миссия антикоррупционной комплаенс-службы — обеспечение соблюдения организацией и ее работниками законодательства о противодействии коррупции.

Для методологической помощи, а также эффективного внедрения данного института агентство разработало методические рекомендации, способствующие формированию единого подхода в реализации антикоррупционной политики.

В методических рекомендациях определен ряд функций, обязательных для выполнения антикоррупционной комплаенс-службой. Это:

— разработка документов по противодействию коррупции;

— проведение антикоррупционного мониторинга и выявление коррупционных рисков в деятельности организаций;

— проведение антикоррупционных разъяснительных встреч с коллективом;

— выявление и урегулирование конфликта интересов;

— развитие корпоративных этических ценностей и др.

Создание комплаенс-службы в субъектах квазигоссектора обязательно. В соответствии со ст. 3 Бюджетного кодекса субъекты квазигоссектора — государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, аффилированные с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Что касается частных компаний, то внедрение и развитие института комплаенса служит индикатором оценки соответствия отечественного бизнеса общепринятым международным ценностям.

В этой связи создание комплаенс-службы в казахстанских компаниях обеспечивает эффективное международное сотрудничество, успешный выход на мировой рынок, развитие франчайзинговой сети, а также привлечение иностранного капитала.

О коммерческом подкупе

В соответствии с рекомендациями в сферу деятельности комплаенс-офицеров включено исследование таких рисков, как коррупция, незаконное вознаграждение, коммерческий подкуп.

Уточню, что такое коммерческий подкуп согласно ст. 253 УК РК, которая предусматривает уголовную ответственность за два преступления:

а) незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 1-3 ст. 253 УК РК);

б) незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. 4-6 ст. 253 УК РК).

Рассматриваемая статья имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Разница состоит в том, что при взяточничестве вознаграждение существенного характера получает должностное лицо (п. 26 ст. 3 УК РК).

Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом обоих участников преступной сделки. Цель лица, осуществляющего подкуп, связана с получением определенной выгоды или преимущества в сфере деятельности организации, в которой работает лицо, принимающее предмет подкупа. Ответственность не устраняется и в случаях, когда соответствующий предмет передается и принимается как «благодарность» за уже оказанную услугу, даже без предварительной договоренности.

Но, конечно, коммерческий подкуп надо отличать от вручения сувенира, небольшого подарка. Лицо, принимающее предмет подкупа, руководствуется корыстными мотивами. Законодателем введен весьма обширный перечень квалифицирующих признаков в ч. 2-6 ст. 253 УК РК:

— совершение деяния неоднократно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере;

— совершение преступной группой или в особо крупном размере;

— сопряженность с вымогательством.

Какой подарок считается взяткой

Для снижения уровня коррупции и формирования имиджа государственных органов госслужащие и сотрудники правоохранительных органов, бюджетных организаций должны полностью отказаться от подарков.

Госслужащим запрещается получать подарки в связи с соблюдением антикоррупционных ограничений и этических норм, в том числе при исполнении должностных обязанностей.

В соответствии со ст. 50 Закона «О госслужбе РК» в связи с выполнением государственных функций: от указанных категорий служащих и иных лиц (подчиненных, работников подотчетных организаций), физических лиц (субъектов контроля, обратившихся с заявлением), за общую опеку (назначение необоснованно на должность, предоставление поощрительных выплат, награждение, направление в трудовой отпуск), за проступок по службе (согласие на непринятие мер ответственности в случае выявления нарушений и т. д.) не допускается прием подарков.

Следовательно, госслужащим, независимо от причин дарения (праздничные дни, день рождения, повышение по службе, трудоустройство и т. д.), при исполнении своих государственных или приравненных к ним функций запрещены презенты от госслужащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

Кроме того, госслужащим запрещается дарить подарки и оказывать неслужебные услуги официальным лицам для получения имущественной выгоды, благ и привилегий. А если цена подарка выше двух месячных расчетных показателей (1 МРП в 2022 году составляет 3 063 тенге), то это уже считается взяткой. За это Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Подарки, поступившие без ведома госслужащего и выданные во время публичных или официальных мероприятий, должны быть добровольно переданы в специальный фонд в течение семи календарных дней со дня их получения.

Основанием для привлечения к уголовной либо административной ответственности могут быть нарушение семидневного срока, а также принятие подарков, связанных с выполнением госфункций.

Подарок должен быть передан территориальному подразделению Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК или местным исполнительным органам.

Туркестанские комплаенс-офицеры

Работа комплаенс-службы является конкретным шагом, направленным на предупреждение коррупционных рисков.

В Туркестанской области в квазигосударственных секторах утверждены 473 комплаенс-офицера. В том числе в 40 квазигосударственных секторах, подведомственных областным управлениям, за исключением квазигосударственных подразделений управлений образования и здравоохранения.

В области реализуется проект «Типовое базовое направление № 4». Утверждены разработанные планы мероприятий:

— по противодействию коррупции,

— антикоррупционная политика,

— инструкция по противодействию коррупции,

— политика урегулирования, выявления конфликта интересов.

Руководители учреждений приняли антикоррупционные ограничения.

Восемь комплаенс-офицеров прошли обучение на основе стандарта ISO 37001 (Системы менеджемента противодействия коррупции. Требования и руководство по их применению)

В 40 квазигосударственных секторах проведен внутренний анализ коррупционных рисков. Выявлен71 риск. На сегодня исполнены все рекомендации по их устранению.

Будьте в курсе

√ Госслужащим, независимо от причин дарения (праздничные дни, день рождения, повышение по службе, трудоустройство и т. д.), при исполнении своих государственных или приравненных к ним функций ЗАПРЕЩЕНЫ презенты от госслужащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

√ Если цена подарка выше двух месячных расчетных показателей (1 МРП в 2022 году составляет 3 063 тенге), презент считается взяткой. За это Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

√ Подарки, поступившие без ведома госслужащего и выданные во время публичных или официальных мероприятий, должны быть добровольно переданы в специальный фонд в течение семи календарных дней со дня их получения.

√ Основанием для привлечения к уголовной либо административной ответственности могут быть нарушение семидневного срока, а также принятие подарков, связанных с выполнением госфункций.

√ Подарок должен быть передан территориальному подразделению Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК или местным исполнительным органам.


Представление от Антикора

Наказать руководителя оскандалившегося чиновника

В работе департамента по противодействию коррупции Туркестанской области появился активный механизм: внесение представлений на чиновника, замеченного в уголовном правонарушении, и обязательно — на его руководителя. Эти представления озвучиваются публично в присутствии всего коллектива, в котором случилось ЧП.

Основная цель таких мероприятий — обсуждение и рассмотрение предложений по устранению обстоятельств, провоцирующих уголовные и другие правонарушения, на основании статьи 200 Уголовно-процессуального кодекса РК.

В декабре такое совещание прошло в Толебийском районном акимате, в котором участвовал следователь Агентства по противодействию коррупции РК Туркестанской области К. Карынбек.

В своем выступлении он рассказал о завершении досудебного расследования, зарегистрированного по ст. 189, ч. 3, п. 1, 2, 3 УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в крупном размере лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, неоднократно» в отношении главного специалиста-бухгалтера отдела административного и документационного обеспечения аппарата акима Толебийского района. Сообщил, что нарушитель, в совершенстве зная информационную программу «1С:бухгалтерия» и имея свободный доступ к электронной цифровой подписи руководителя, неоднократно присваивал государственные средства при проведении госзакупок. В общей сложности причинил ущерб государству на сумму более 13 млн. тенге.

Антикоровец подчеркнул: в рамках уголовного дела выявлено, что руководством аппарата акима Толебийского района ненадлежащим образом организована работа по противодействию коррупции и ее профилактике. Бездействовал ведомственный контроль.

Было внесено представление: рекомендовать уволить главного специалиста-бухгалтера отдела административного и документационного обеспечения аппарата акима Толебийского района, совершившего коррупционное уголовное правонарушение, а также привлечь руководителя аппарата акима района к дисциплинарной ответственности за то, что его подчиненный совершил коррупционное уголовное правонарушение.

За себя и своего подчиненного

На прошлой неделе на совещании по устранению обстоятельств, способствовавших совершению коррупционных уголовных правонарушений по статье 200 УПК РК, с участием руководства управления физической культуры и спорта Туркестанской области, областной специализированной детско-юношеской спортивной школы (СДЮСШ) по национальным видам спорта было рассмотрено представление Антикора по зарегистрированному уголовному делу в отношении главного бухгалтера этой школы.

Следователь по особо важным делам следственного управления департамента по противодействию коррупции Туркестанской области М. Утегенов сообщил, что в отношении главного бухгалтера СДЮСШ по национальным видам спорта проведено досудебное расследование по уголовному делу, зарегистрированному по ст. 189, ч. 1, п. 3 УК РК «Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества лицом с использованием служебного положения».

В 2020 году из средств, выделенных для спортивной школы, было сэкономлено 3 млн. тенге. Главный бухгалтер подготовила поддельные документы. По ним перечислила эти деньги на расчетный счет тренеров. Сама сняла их и присвоила.

Антикор в представлении в управление физической культуры и спорта Туркестанской области рекомендовал рассмотреть дисциплинарную ответственность директора областной СДЮСШ по национальным видам спорта и его заместителя, а также освободить от занимаемой должности главного бухгалтера СДЮСШ.

Безупречная репутация превыше всего

Антикоррупционное совещание прошло в департаменте санитарно-эпидемиологического контроля Туркестанской области. В нем принял участие руководитель управления превенции областного Антикора Е. Жунисов.

В своем выступлении он говорил о формировании культуры нетерпимости к коррупции. Рассказал о выявленных коррупционных преступлениях в области в этом году. И заострил внимание на том, что за коррупционные правонарушения подчиненных законом предусмотрена личная ответственность первых руководителей. Разъяснил антикоррупционные нововведения и изменения, внесенные в законодательство.

В завершение совещания санэпидемиологам показали специальный видеоролик о коррупционных правонарушениях в госучреждениях нашей области.

Е. Жунисов принял также участие в семинаре-совещании, организованном Туркестанским производственным филиалом АО «КазТрансГаз Аймак». На нем обсуждались злободневные вопросы: вовлечение всего общества в противодействие коррупции, сотрудничество с общественными институтами и повышение антикоррупционной культуры в обществе.

Руководитель управления превенции подчеркнул: «Качественная реализация антикоррупционной стратегии — одно из приоритетных направлений в политике государства». Подробно разъяснил методику качественного проведения работы по внутреннему анализу коррупционных рисков и их предупреждению в следующем году.

Противодействие коррупции в пределах своей компетенции, подчеркнул он, обязаны оказывать все госорганы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица.

Призвал газовиков к совместной работе по профилактике коррупционных рисков.

И объявил, что о фактах коррупции необходимо сообщать по телефону доверия 1424.

 

Татьяна Корецкая

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *