Мастер — золотые руки!

19 мая 2021 11:22
Количество просмотров: 2002

Недавно на территории городища Шымкент (цитадель) появился этноаул — юрточный городок, который не пустует ни днем, ни ночью.

Открывшийся объект, несомненно, станет центром притяжения для туристов. От желающих покататься на алтыбакане, запечатлеть себя в красивых фотозонах, узнать побольше об истории, традициях и обычаях казахского народа, нет отбоя.

В огромных белых юртах «поселились» мастера прикладного искусства, которые с удовольствием показывают посетителям, как делают сувениры, создают различные композиции, предлагают свою продукцию. Поток гостей и жителей Шымкента не прекращается в новой «мастерской» известного ремесленника А. Желдибаева. Три составляющие творчества — дерево, кожа и металл. Его работы всегда привлекают внимание на выставках своей эксклюзивностью. К слову, представлены они в фонде музея Первого Президента РК, в лучших частных коллекциях, в том числе зарубежных. И даже есть у… «Pink Floyd». Да-да, мало кто знает, что в конце восьмидесятых в Казахстан приезжала эта знаменитая британская группа, дававшая концерт в Байконуре. Как оказалось, ее продюсер приобрел один из кинжалов, изготовленных шымкентским мастером и выставленных на продажу в магазине сувениров.

Аширбек ага родился и вырос в отделении Сарыарык совхоза «Караспан» Ордабасинского района. В детстве часто разрисовывал стены в доме, за что доставалось от мамы. После окончания девятого класса поступил в художественное училище им. А. Кастеева. Молодым специалистом вернулся в родной аул. Год проработал художником-оформителем в совхозном клубе. Это время Аширбек ага вспоминает с особой теплотой. Ездил вместе с артистами, рисовал афиши концертов, организуемых для чабанов, писал лозунги и плакаты.

— Думаю, что тяга к творчеству передалась мне от отца Досбергена, — говорит А. Желдибаев. — Воспитанник детского дома в Арыси, фронтовик, он до начала войны на велосипеде вместе с несколькими учителями доехал до самой Москвы. Папа любил работать с деревом. Вырезал прялки, различные фигурки, рукоятки для молотков и топоров. А мама всю жизнь проработала портнихой.

Отслужив в армии, поступил в Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт, где обучался технике обработки металла. Затем стал преподавателем художественного училища. Среди его первых учеников – Б. Дауренбеков, известный режиссер, аниматор, сценарист, который сейчас вместе с кинокомпанией «САҚ» снимает исторический фильма «Домалак ана».

В 1989 году Аширбеку ага предложили открыть в училище новое отделение. Начинать пришлось с нуля. Аширбек ездил в Алма-Ату, обходил ювелирные фабрики, сувенирные лавки, скупая необходимые для обработки металла инструменты, материалы. Причем вкладывать приходилось и собственные средства, накопленные от продажи изделий. Например, 100 кг мельхиора, проволоку различной толщины он приобрел на свои деньги. Это сегодня мастерская художественного колледжа оснащена всем необходимым, а тогда приходилось обращаться к токарям, чтобы выточить ту или иную деталь. Не было и 3D-моделирования, которое так облегчает работу сегодня.

Аширбек ага — любитель антиквариата. В его огромной коллекции чего только нет: и медные монеты, датируемые X веком, и древние серебряные украшения, и мельхиоровая посуда, и сувениры, и карманные часы. Даже в фундамент своего дома он залил чугунный самовар и прочие предметы старины.

Работы Аширбека Досбергеновича стоят недешево, поскольку это штучный, эксклюзивный товар. Его изделия отличаются многофункциональностью. Взять, например, светильник из черепа коровы — шырағдан. Он не только освещает комнату, но и заменяет подставку, поднос, рога откручиваются — их можно использовать в качестве бокалов. А еще шырағдан — это мощный оберег. Посох, украшенный полудрагоценными камнями, на изготовление которого ушло полтора года, и вовсе таит в себе множество секретов. В нем скрыты трость, кинжал, четки и копье.

Серебряные украшения, изготовленные Желдибаевым и его учениками, среди которых и 22-летний сын Аян, мечта каждой женщины. Массивные алқа, кольца и серьги украсят любой наряд. Такой комплект вполне может стать семейной реликвией и передаваться по наследству. Впрочем, как и набор для священной воды из реки Зам-Зам в Мекке, и серебряный пояс, усыпанный сердоликом.

Внимание посетителей притягивает ер-тұрман — сбруя для верховой езды из кожи. Над ней мастер тоже долго работал, поэтому она ему очень дорога. Большой популярностью пользуются плетки-камчи, кинжалы и ножи, сувенирные изделия.

Первой покупательницей в мастерской этноаула стала председатель Совета деловых женщин Шымкента А. Архабаева. Она заказала брелки для ключей с изображением туфельки. С ее легкой руки стали поступать заказы и от других посетителей.

Аширбек ага отмечает, что в последние годы интерес к национальным ремеслам резко возрос. Хорошим тоном теперь считается подарок ручной работы. Заказы поступают даже из-за рубежа. И это радует, штучные работы всегда должны быть в цене.

В каждое изделие мастера вкладывают душу, чтобы оно радовало хозяина, приносило ему удачу.

— Казахская поговорка гласит: жігіт адамға жетпіс өнер де аз (джигиту и семидесяти ремесел мало). Нужно постоянно чему-то учиться. Работа у нас сложная, требует творческого подхода, а главное — ювелирной точности и терпения, — рассказывает А. Желдибаев. — Иначе нельзя, торопливые люди не приживутся в нашей профессии. О таком этноауле мы давно мечтали. Юрты предоставили бесплатно. По соседству расположилась семья Бейсбековых, работающая с войлоком, дальше — мастер, создающий музыкальные инструменты. До обеда я преподаю в художественном колледже, а затем мчусь сюда. Домашние уже привыкли, даже ужин приносят. На территории этноаула планируем проводить ярмарки декоративно-прикладного искусства, праздничные мероприятия, мастер-классы. Здесь смогут останавливаться заграничные и отечест­венные путешественники. Воспитанники наших мастерских будут изготавливать тут седла, кольца, браслеты. Гости смогут не только наблюдать за этим процессом, но и поучаствовать в нем. Тем самым произойдет полное погружение туристов в быт местных жителей, знакомство с нацио­нальным колоритом и богатым культурным наследием народа. Это один из видов этнотуризма, который весьма популярен во многих странах и который нужно активно развивать у нас.

 

 

Салтанат Абдижаппарова
Фото автора и из архива А. Желдибаева

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *