Модернизация налоговой политики в контексте модернизации государства

9 Авг 2017 13:18
Количество просмотров: 845

 Послание Президента Казахстана Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», определившее путь развития нашей независимой страны и поставившее целью вхождение в 30 развитых стран мира, требует грамотной налоговой политики. Масштабность задач расширяет приоритеты целей: теперь это не только взимание налогов и таможенных платежей, но и формирование благоприятного бизнес-климата, обеспечение легкости и удобства уплаты налогов, а также создание условий для взаимодоверия и полной защиты бизнес-представителей, которые стремятся работать открыто и честно.

«Новая экономическая политика, изложенная в ежегодном Послании Президента Казахстана «Нұрлы жол — Путь в будущее», направлена на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, где его роль определена как главная сила экономического роста.

Президент Н. Назарбаев подчеркнул необходимость создания благоприятных условий для ведения бизнеса и стимулирования внешнеторгового оборота, создав для этого единую высокоэффективную систему органов государственных доходов, регулирующую взаимодействие государственного аппарата и бизнеса, обеспечивающую баланс между обязанностью  сбора налогов и платежей.

С обретением независимости в государстве  возникла необходимость не только в реформе системы госуправления, но и в модернизации налоговой и таможенной деятельности.

Реформирование работы этих служб завершилось три года назад формированием Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, образованного Указом Президента Н. Назарбаева от 6.08.2014 года «О реформе системы государственного управления РК», объединившим налоговый и таможенный комитеты, а также передавшим новому ведомству функции по расследованию финансовых и экономических преступлений расформированного Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)».

«Формированию новой структуры, учитывая ее значимость для государства, предшествовала сложная работа. Был изучен международный опыт эффективного администрирования госдоходов стран, занимающих высокие позиции в рейтинге Doing Business, таких как Дания, Великобритания, Нидерланды, Германия, Австрия, Финляндия, Испания, Венгрия, Эстония, Латвия, Грузия.

С привлечением известных международных консалтинговых компаний и специалистов Международного банка проведены экспертные мониторинги и сделаны аналитические прогнозы.  При выполнении работ по сбору налогов и платежей в двух больших отраслях возникли определенные трудности в проведении аудита налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности, а также в противодействии теневой экономике, такие как дублирующие друг друга работы по администрированию.

Кроме того, имевшие место различные позиции в понимании налоговой и таможенной политики, информационных систем отрицательно повлияли на совместные действия. Отсутствовало также взаимопонимание в действиях по борьбе против теневой экономики, повлекшее снижение эффективности совместной работы.

Вследствие ослабления роста экономики, снижения цен транспортерами энергии на мировом рынке возникла также необходимость в реформе системы госуправления, его модернизации и повышении эффективности, оптимизации государственного аппарата.

Вновь созданный Комитет является единственным предоставителем государственных услуг отечественным предпринимателям и иностранным инвесторам, ответственным за создание им равноправных конкурентных условий по разумному  сбору налогов и платежей администрирования.

На сегодня Комитетом определена Модель перспективного развития органов государственных доходов Казахстана на 2015-2017 годы, включающая:

1) стимулирование торговли путем сокращения барьеров, улучшение внешнеторгового администрирования и обеспечение безопасности таможенной границы;

2) обеспечение полноты поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей;

3) принятие эффективных мер по минимизации теневой экономики;

4) повышение удовлетворенности общества деятельностью органов госдоходов».

«Три года со времени образования Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, избрав основным направлением в работе данные перспективные обязательства, наш департамент в полном объеме исполняет  прогнозные показатели государственного бюджета.

По итогам первого полугодия текущего года прогнозный план государственного бюджета исполнен на 107,8%, то есть при утвержденном прогнозе в 136,3 млрд. тенге в бюджет  фактически поступило 147 млрд. тенге и обеспечено дополнительных поступлений на 10,7 млрд. тенге. В том числе  при плане 83,5 млрд. тенге  в республиканский бюджет фактически поступило 89,5 млрд. тенге, то есть  план исполнен на 107%,  перевыполнен на 6 млрд. тенге.

В местный бюджет при плане 52,8 млрд. тенге фактически поступило 57,5 млрд. тенге. План исполнен на 109%, перевыполнен на 4,7 млрд. тенге. Темп роста местного бюджета составил 104%. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года поступления увеличились на 2 млрд. тенге.

В результате камерального контроля, администрирования непроизводственных платежей и совместной работы с уполномоченными органами за счет выявления дополнительного резерва за первое полугодие текущего года в государственный бюджет поступило 16 млрд. 386 млн. тенге (за 6 месяцев 2016 года – 10,3 млрд. тенге). В том числе в местный бюджет — 4 млрд. 747 млн. тенге (за 6 месяцев 2016 года — 5,4 млрд. тенге), или 8,2% от общего поступления. Дополнительный резерв обеспечен за счет налоговых проверок – 5,7 млрд. тенге,  результатов камерального контроля – 1,7 млрд. тенге, поправки таможенной стоимости – 3 млрд. 325 млн. тенге, принудительного взыскания – 2 млрд. тенге, инвентаризации недвижимого имущества, земельных участков, автотранспорта и т. д. – 3,6 млрд. тенге.

Внешнеторговый оборот Южно-Казахстанской области за 6 месяцев текущего года составил 927 млн. 647 тыс.  долларов США (в 2016 году за тот же период — 759 млн. 206 тыс. долларов), увеличившись на 168 млн. 441 тыс. тенге, или на 22%.

Экспорт товаров оценивается в 37,5 млн. долларов США, увеличившись на 10,2%. Львиная доля экспорта области — 70,6% — приходится на основных партнеров — Нидерланды (38,8%) и Узбекистан (31,8%).

Импорт товаров, оцениваемых в  140,3 млн. долларов США, увеличен на 34%. Главные импортеры области — 69% — Китай и Узбекистан (30,5% и 38,5% соответственно)».

«В стратегическом плане Министерства финансов, утвержденном Постановлением Правительства  Казахстана, для органов государственных доходов приоритетами являются очистка товаров и сокращение времени прохождения границы.При нормативе времени на таможенную очистку товаров в 4 часа 50 минут на оформление более 13 тысяч таможенных деклараций в среднем тратится:

— при импорте — 3 часа 49 минут (2016 год — 3 часа 57 минут);

— при экспорте — 25 минут (2016 год — 36 минут).

А индикатор времени прохождения границы за 61 минуту в среднем снижен до 39 минут.

В целях обеспечения экономической безопасности области служба экономических расследований департамента, защищая в первую очередь конституционные права и свободу граждан, провела серьезную работу.

За  первое полугодие текущего года в производстве находилось 431 уголовное дело. Из них окончено производством 297 (69%), из которых 245 (82,4%) направлено в суд.

Сумма  ущерба по оконченным уголовным делам составила 11,7 млрд. тенге, из которых возмещено 649,4 млн. тенге, наложен арест на имущество подозреваемых стоимостью 3,7 млрд. тенге. Кроме того, результатом  досудебных расследований по фактам экономической контрабанды стала конфискация товаров на  31,4 млн. тенге.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий  с участием служебно-розыскных собак выявлено 29 фактов контрабанды наркотических средств (статья 286 УК РК), по  которым 28 дел  направлены в суд и одно находится в производстве. В результате изъято 519,7704 г наркотических средств: 385,6654 г марихуаны, 101,9914 г гашиша и 32,1136 г смолы канабиса.

14 августа исполняется три года  со дня образования  органов  госдоходов,  и, как показало время,  новая структура  работает  высокоэффективно, устойчиво и стабильно. Поэтому, поздравляя  коллег с профессиональным праздником, желаю всем гордости за результаты  вашего труда в деле укрепления экономики и единства нашего государства.

А представителей бизнес-сообщества страны, поддерживая имидж Казахстана как государства высокой культуры, призываю внести свой достойный  вклад в ее экономику, оборону, улучшение жизни и социальных условий, обеспечивая полноту и своевременность поступлений налоговых платежей в государственную казну».

А. Умбиталиев, 

руководитель департамента 

государственных доходов 

по Южно-Казахстанской области 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *