Мой дом — моя крепость

25 Июл 2018 14:09
Количество просмотров: 2748

Смысл этого выражения понятен каждому: мой дом — это то место на земле, где я могу чувствовать себя в полной безопасности. Чтобы дом стал крепостью как в прямом, так и в переносном смысле, необходимы не только соответствующие государственные законы, но и собственные физические и финансовые вложения. Как владелица частного дома, знаю это не понаслышке: то прорвет, то крыша протечет, то забор покосится, то котел не греет и т. д. В общем, работы много, затрат не меньше. Но если в частном доме я являюсь единственным собственником, а значит, сама за все отвечаю, то в многоэтажках несколько другой расклад: дом один — собственников много.

Казалось бы, многоквартирному дому проще решить все проблемы. Собрались и сообща привели дом и прилегающую территорию в порядок. Но, как показывает практика, с самим собой договориться проще.

В Шымкенте на сегодня зарегистрированных кондоминиумов — раз-два и обчелся. Поэтому проблема управления такими домами, не перешедшими в общую собственность нескольких домовладельцев, и правового урегулирования отношений между собственниками общего имущества является на сегодня актуальной.

Попытки объединения владельцев квартир регулярно предпринимались, но пока без особого успеха.

На днях в Шымкенте прошел пятидневный семинар, организованный Казахстанским центром модернизации и развития ЖКХ. Его специалисты, опираясь на опыт зарубежных стран, разработали систему управления, адаптированную к нашим условиям.

«Мы предлагаем внедрить управление по принципу «Один дом — одно объединение». Это позволит представлять и защищать интересы владельцев жилья, — рассказал А. Балбаев, представитель Казахстанского центра модернизации и развития ЖКХ, директор ТОО «Шымкент тұрғын үй қызмет».

Проект реализуется в рамках программы «Развитие городов-2020» и призван оперативно решать проблемы многоэтажных домов в Шымкенте.

«Не секрет, что зачастую взаимодействие жильцов и обслуживающих организаций, по опыту других городов, напоминает зону боевых действий. В чем причина взаимного недопонимания? В отсутствии четких механизмов регулирования, — пояснил А. Балбаев. — Одной из главных проблем, по данным Казахстанского центра модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства, является непрозрачность деятельности органов управления. То есть люди не доверяют КСК и домкомам, полагая, что деньги используются не по назначению».

В Казахстане существуют различные формы управления домами:

— непосредственное совместное управление всеми собственниками, если их количество не превышает двадцати;

— кооператив собственников квартир (КСК);

— управление объектом кондоминиума выборными либо наемными физическими или юридическими лицами;

— иные формы, которые не противоречат законодательству.

Но проблемы у всех одни: отсутствие прозрачности деятельности КСК и управляющих компаний, выбор или увольнение руководителя органа управления, отсутствие необходимой квалификации руководителей органов управления, отсутствие доверия собственников помещений (квартир) к органу управления, ограниченный объем полномочий органов жилищной инспекции.

АО «Казцентр ЖКХ» предлагает новую систему в сфере ЖКХ.

«В каждом многоквартирном доме образуется объединение собственников квартир (ОСК). При покупке жилья собственник автоматически становится членом ОСК. Объединение выполняет не только контрольно-надзорные функции, но и представляет интересы собственников квартир, основные вопросы решаются на собраниях. Каждое объединение открывает счет на текущее содержание, на будущий капитальный ремонт, заключает договоры с управляющей организацией», — добавил А. Балбаев.

Для прозрачности работы органов управления «Казцентр ЖКХ» разрабатывает единую информационную систему. Собственники квартир смогут голосовать о принятии каких-либо решений, получать сведения о поступлениях и расходах денежных средств, знакомиться с отчетами органов управления и ставить оценки. А органы управления смогут реагировать на жалобы, вопросы, проводить голосования, размещать данные о средствах, отчетах и информировать жильцов о собраниях. Госорганы смогут проверять деятельность управляющих компаний, мониторить движение средств.

«По СНиПам раз в пять лет дом должен пройти текущий ремонт. Каждые 20-25 лет — капитальный. Вопрос: где брать деньги? — продолжает А. Балбаев. — Каждый дом создает объединение собственников, избирает совет, председателя совета. Далее необходимо пройти регистрацию в юстиции. Для этого тоже нужны деньги. «Казцентр ЖКХ» предлагает уже на этом этапе передать дом управляющей компании.

В Шымкенте — четыре района. В каждом районе можно создать такие управляющие компании. Это как раньше в каждом районе были домоуправения. В этом случае и регистрацию, открытие счетов возьмет на себя управляющая компания, она же проведет и осмотр технического состояния дома. А управлять денежными средствами будут совместно: собственники и компания. Такая система позволит использовать инвестиции, так как есть гарантия возвратных средств.

Например, в том же «Даму» взять определенную сумму на нужды дома».

Специалисты считают, что новая система управления позволит исключить такие проблемные моменты, как претензии и судебные разбирательства между объединением собственников квартир и управляющей организацией по задолженностям.

Уже в ближайшее время в пилотном режиме программу «Один дом — одно объединение» внедрят в 21-ом многоэтажном доме.

Как проявит себя новая программа, покажет время. Пока же специалисты ведут разъяснительную работу с населением.

А как у них?

А за границей…

без системы ЖКХ сегодня нет практически ни одного государства. Во всех странах стараются создать максимально комфортные условия проживания для своих граждан, обеспечивая подачу воды, отопления, электричества, вывоз мусора и т. п. Некоторые страны решили освободить своих граждан от оплаты услуг ЖКХ: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Ливия. Данные страны обладают необходимыми запасами природных ископаемых для обеспечения собственного населения привычными благами.

В Соединенных Штатах Америки власти предпочли отказаться от руководства системами ЖКХ. Всем заведуют частные компании, которые несут ответственность перед своими клиентам за неисполнение договорных обязательств. Если жителей дома не устраивает качество подаваемой воды или отопления, а также стоимость предлагаемых услуг, то они могут довольно быстро сменить компанию, отвечающую за определенные коммунальные услуги.

В ряде европейских стран применяется совместная схема, которая объединяет бизнес и государство. Чаще всего власти выступают в качестве регулятора тарифов на предоставляемые услуги ЖКХ, как это работает в Великобритании. При этом обслуживают население частные компании.

Во Франции и Бельгии тарифы устанавливают на основе конкурса. Обслуживание ведется силами частных компаний. Интересно, что в Бельгии применили практику использования мини-бойлерных для отопления многоквартирных домов, собственники решают, когда начинать отопительный сезон и какую температуру поддерживать.

Что касается оплаты за услуги ЖКХ, то, например, в Германии платят порядка 13–15% от общего семейного бюджета. Немцы живут в панельных домах и получают место на общей парковке. Во Франции примерно аналогичный уровень затрат, но в качестве бонуса добавляются охрана, собственный сад, консьерж и все та же парковка.

В США тратят порядка 12–13%. Большинство живут в домах, имеющих паркинг, фитнес-зал, кафе и т. п.

Куда звонить, если…
Если у вас произошла авария на водопроводе, нет воды или какие-то проблемы с канализацией, обращайтесь в центральную диспетчерскую службу по тел.: 32-12-74, 32-35-74 либо на горячую линию — 32-12-75.

Если есть вопросы, связанные с оплатой услуг ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», обращайтесь в инспекцию водных балансов населения — 32-11-80.

Если отсутствует газ, звоните по номеру 104.

Кроме того, в акимате Шымкента работают круглосуточный контакт-центр — 54-55-45 и круглосуточная диспетчерская служба — 53-00-15.

Диспетчеры ответят, почему в вашем доме нет света, газа и воды, подскажут номера телефонов коммунальных служб города.

По всем вопросам вы также можете обращаться на WhatsApp акимата Шымкента 8-777-885-85-13.

Внимание: конкурс!

 Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» проводит два конкурса по профессиональному управлению жильем.

Конкурсы на темы: «Лучшая практика управления многоквартирными жилыми домами в Республике Казахстан» (во всех регионах) и «Комплекс лучших энергосберегающих мероприятий в многоквартирном жилом доме в Астане» проводятся в рамках совместного казахстанско-узбекистанско-немецкого проекта «PRO HOUSE — Профессиональное управление жильем в Казахстане и Узбекистане», который финансируется Европейским союзом. Победители пройдут двухнедельное повышение квалификации по управлению жильем в Германии.

Прием заявок на участие — до 31 июля 2018 года.

Телефон для справок 8 (7172) 919-361.

Татьяна Бурдель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *