На бумаге — молодцы, а по факту… вода где?

2 Июн 2023 12:14
Количество просмотров: 801

Одной из важнейших проблем Туркестанской области по-прежнему остается обеспечение питьевой водой. И в первую очередь — сельского населения.

Есть поселки, где старые источники воды по каким-либо причинам уже не работают, нужно строить новые.

Отчеты районных акиматов говорят о том, что из 841 населенного пункта области 717 обеспечены питьевой водой, остальные 144 будут поэтапно обеспечены на 100% к 2025 году.

2025 год — это все же в далекой перспективе. А вода нужна здесь и сейчас.

Причем проблема с питьевой водой в регионе возникает ежегодно.

Как говорится, где тонко, там и рвется.

Решили вопрос с водообеспечением Шардары — возникла проблема у жителей села Манкент Сайрамского района.

Закрыли вопрос с манкентцами, пробурив подземную скважину, — на отсутствие питьевой воды начали жаловаться жители села Карнак. Как выяснилось, в этом поселке, где проживают более 10 тыс. человек, к 200 домам вообще не проложен водопровод. И это учитывая, что Карнак был внесен в проект по комплексному обеспечению качественной питьевой водой вместе с Кентау и Туркестаном. Да и сама работа водопровода, который все-таки был проведен, остается под вопросом. Как рассказали местные жители, водопроводные трубы либо в аварийном состоянии, либо украдены. А колодцы превратились в мусорные ямы.

О качестве, перебоях или отсутствии питьевой воды люди говорят на встречах с акимом Туркестанской области Д. Сатыбалды и в Арыси, и в Тюлькубасском районе, и в Сузакском, и в Шардаринском. То есть в той или иной степени проблема присутствует везде.

Приведенные примеры не единичные случаи. К сожалению, это уже стало системной проблемой, которую власти решают за счет бюджета. И это при том, что за последние 30 лет несколько раз разрабатывались программы обеспечения населения питьевой водой.

Первая программа «Питьевая вода» появилась в 1998 году. Она была рассчитана на 2002-2010 годы. Было потрачено два миллиарда долларов США. Согласно программе, качественной питьевой водой должны были обеспечить не менее 80% сел и малых городов страны.

Далее была принята программа «Ак булак» на 2011-2020 годы: I этап — 2011-2015 годы, II этап — 2016-2020 годы. Из бюджета было выделено 951 490,3 млн. тенге (около 2 млрд. долларов США). Цель программы — обеспечить доступ к централизованному водоснабжению в сельской местности на 80%, в малых городах — на 100%.

Затем последовала программа «Нурлы жер», рассчитанная на 2020-2025 годы. Было выделено 111,5 млрд. тенге (232 млн. долларов США). Цель программы — к 2025 году обеспечить стопроцентный доступ населения к услугам водоснабжения в городах и селах. В ней же было заложено сокращение изношенных водопроводов до 47%. Кстати, программа «Нурлы жер» изначально была рассчитана на 2015-2021 годы.

Программу по обеспечению сел питьевой водой пришлось растянуть по той причине, что Министерство финансов РК превысило лимиты финансирования, и начало реализации отдельных проектов пришлось перенести на 2024-2025 годы.

Из-за несвоевременного выделения средств работы начинаются только осенью, поэтому подрядчики, естественно, не успевают выполнить все работы до наступления холодов.
Для стопроцентного обеспечения питьевой водой и горожан, и сельчан дополнительно будет выделено еще 280 млрд. тенге.

Наш земляк, долгое время возглавлявший маслихат Туркестанской области, ныне депутат Мажилиса Парламента К. Балабиев в своем депутатском запросе на имя заместителя Премьер-министра РК Р. Скляра попросил взять вопрос с обеспечением сельского населения питьевой водой на контроль. По словам мажилисмена, в 124 сельских населенных пунктах Туркестанской области нет водопровода, 109,7 тыс. человек нуждаются в качественной питьевой воде.

Назвал депутат и основные причины: износ водопроводных систем, неэффективная работа очистных сооружений, отсутствие специализированных организаций и недостаточная оснащенность материально-технической базы действующих коммунальных предприятий по обслуживанию и содержанию водопроводных сетей и сооружений.

В своем депутатском запросе К. Балабиев просит уточнить: сколько из 280 млрд. тенге выделено Туркестанской области? Проводилось ли в 2022 году исследование проб водопроводной воды в сельских населенных пунктах региона на санитарные показатели? Сколько из них не соответствовало нормативным требованиям? Какие меры принимаются для решения этих проблем?

Отрадно, что депутат, знающий реальную ситуацию не по отчетам, а по факту, задал не только вопросы, но и внес предложения по исправлению ситуации.

Так, К. Балабиев (читайте фракция «Аmanat») предлагает принять отдельную региональную программу по оперативной прокладке водопроводов в 124 населенных пунктах Туркестанской области. По мнению депутата, необходим надзор за своевременной заменой технологического оборудования, распределительных сетей, фильтров и иного оборудования. Обязательно проведение дезинфекции распределительных сетей, влияющих на качество и безопасность питьевой воды.

В начале года свою обеспокоенность высказал сенатор Е. Айткенов: в казахстанских селах через несколько лет может возникнуть дефицит очищенной питьевой воды из-за отсутствия квалифицированных работников и специальной техники на местах.

По его словам, во многих в казахстанских селах сети водоснабжения находятся на балансе акиматов либо обслуживаются непрофильными предприятиями. Из-за некачественного обслуживания происходят сбои в работе оборудования по очистке воды. Это приводит к полной потере системы очистки.

«При таком обслуживании уже через несколько лет эти водопроводы выйдут из строя, вследствие чего население вместо очищенной вновь будет пить неочищенную воду. То есть программа по обеспечению населения чистой питьевой водой потеряет свой смысл, выделенные бюджетные средства будут попросту потеряны», — сказал Е. Айткенов.
Еще одна проблема заключается в том, что за вопросы питьевого водоснабжения в стране отвечают два разных министерства: Министерство индустрии — внутри населенных пунктов, Министерство экологии — за их пределами. Депутат предложил консолидировать эти функции в одном госоргане.

«А также необходимо рассмотреть возможность создания единого оператора на республиканском уровне по обслуживанию сетей и локальных водопроводов с финансированием из республиканского бюджета, так как чистая вода — это, прежде всего, здоровье населения», – добавил Е. Айткенов.

А что же в Правительстве? А в Правительстве очередной переполох. Премьер-министр А. Смаилов провел заседание координационного штаба, где были рассмотрены меры по обеспечению населенных пунктов водоснабжением.

Как сообщили министры, сегодня доступ к услугам водоснабжения в городах достигает 98,4%, в селах — 94,5%.

Премьер-министр напомнил, что в начале мая на заседании Правительства отмечалось затягивание процесса завершения «долгостроев» по проектам питьевой воды. Пока сроки завершения строящихся объектов затягиваются, существующая инфраструктура приходит в негодность.

Напомнил он и о том, что по поручению Главы государства до конца 2025 года планируется обеспечить 100% доступ населения к чистой питьевой воде.

А еще А. Смаилов указал подчиненным, что в Канцелярию Правительства с начала 2023 года от казахстанцев официально подано девять тысяч жалоб на проблемы с питьевой водой. Хотелось бы знать, сколько из них из Туркестанской области?

«Принимая во внимание высокую социальную значимость вопросов водообеспечения, каждому региону следует усилить темпы работы. Министерству индустрии надо обеспечить более жесткий контроль», — сказал А. Смаилов.

Правда, все это больше напоминает не реальные шаги решения проблемы, а известный сюжет популярного фильма «День сурка». Дело в том, что два года назад первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития К. Ускенбаев в ходе круглого стола в Мажилисе Парламента РК сказал, что значительная роль в водообеспечении страны принадлежит подземным водам.

«Пресные подземные воды имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с поверхностными: они, как правило, выше по качеству, лучше защищены от загрязнения и заражения. Подземные воды имеются практически во всех горных районах страны», — подчеркнул он. Причем, как заметил первый вице-министр, большая часть подземных вод сосредоточена именно на юге страны.

Назвал чиновник и одну из причин дефицита — небрежное отношение к воде. Это, в свою очередь, по мнению К. Ускенбаева, привело к высокому потреблению при низкой отпускной цене. По его мнению, социальный подход в формировании тарифов привел к недостатку финансирования водоканалов и, соответственно, к ускоренному износу систем, что, в свою очередь, привело к увеличению числа аварий, потере воды и ухудшению ее качества. Первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития сообщил также, что в целях экономии водных ресурсов необходимо произвести автоматизацию производственных процессов систем водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений, пересмотреть нормы потребления питьевой воды абонентов, не имеющих приборов учета, а также провести мероприятия по установке приборов учета.

В качестве примера он привел шымкентское ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», где за счет полной автоматизации водоканала, установки приборов учета от источника до потребителя за 23 года объем потребляемой воды на одного человека в Шымкенте уменьшился с 456 литров до 121 литра в сутки. Это позволило сэкономить порядка 40 млрд. тенге.
Не хочется подливать масла в огонь, но, скорее всего, выполнить обещанное Правительством до 2025 года не представляется возможным.

Свои сомнения высказала коллега К. Балабиева депутат Мажилиса Парламента Е. Смышляева. По ее мнению, маловероятно, что к 2025 году в Казахстане смогут на 100% обеспечить доступ населения к чистой питьевой воде. К тому же успех выполнения любой задачи зависит от профессионализма тех, кому поручено достижение цели. Если в 1990-ые годы в отрасли трудились 38 тыс. специалистов, то сегодня их количество уменьшилось в семь раз. А из 11,5 тыс. специалистов, подготовленных в рамках программы «Болашак», лишь 25 относятся к водной отрасли, и только девять из них работают в данной сфере.

Ну а пока депутаты задают правильные вопросы Правительству, а Правительство дает ценные указания акиматам, время идет, а пить чистую воду хочется здесь и сейчас.
На одном из недавних совещаний под председательством акима области Д. Сатыбалды было принято решение разработать региональный инфраструктурный паспорт населенных пунктов, который покажет степень и качество обеспеченности сел водой, газом и электричеством.

Для составления этого паспорта проводится мониторинг инфраструктурных объектов: водопровода и канализации, газопровода и электросетей. Детальная экспертиза должна выявить их рабочее или нерабочее состояние, а устранение слабых мест будет возложено на ответственных за это лиц.

«В сфере питьевого водоснабжения проведена большая работа. В этом году ведется строительство 66 объектов общей стоимостью 51,5 миллиарда тенге. До конца года планируется завершить строительство и сдать в эксплуатацию 46 объектов. Строительство остальных перейдет на 2024 год.

В результате питьевой водой будут обеспечены 18 населенных пунктов (в районе Байдибек — один, Сарыагашском — семь, Келесском — четыре, Казыгуртском — один, Ордабасинском — четыре, Отрарском — один), в 12 населенных пунктах (Жетысайском районе — один, Байдибеке — два, Казыгуртском — один, Толебийском — четыре, Мактааральском — один, Ордабасинском — один, Тюлькубасском — два) реконструкцию пройдут ветхие водные системы. По итогам 2023 года 738 из 833 населенных пунктов будут обеспечены питьевой водой», — подвел итоги совещания глава региона.

Нам лишь остается гадать, выполнят ли министры и акимы свои обещания или все снова останется на бумаге. И кто будет виноват в случае фиаско. Потому что, как заметили некоторые коллеги, детально занимающиеся вопросами обеспечения сел качественной питьевой водой в республике, «нужно понимать, что слова о том, что «это слишком сложно, и вообще во всем виновато наше общее безответственное прошлое», уже выглядят заезженными и поднадоедают».

Ну а сельчанам, которым по-прежнему в лучшем случае приходится испытывать перебои с подачей питьевой воды или брать ее из колодцев, а в худшем пить то, что есть, несмотря на риск для здоровья, остается запастись терпением.

До 2025 года осталось совсем ничего. Всего каких-то полтора года.

Владимир Привалов

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *