Не буди лихо

31 Янв 2022 17:50
Количество просмотров: 2032

Если зайти в гугл с вопросом про лихо, то он выдаст в том числе и вот какую информацию:

пиво «Лихо одноглазое», двойной светлый эль, произведено тем-то и там-то, а с этикетки прямиком на вас выходит из лесу старуха об одном оке.

В связи с чем интересно: будет ли двоиться в глазах у принявшего это зелье на грудь?

Еще гугл сообщает о компьютерной игре аж шести уровней с тем же названием.

Одним словом, производители разных мастей активно пользуются сказочным персонажем, делая на нем свой бренд. И потому особенно интересно познакомиться поближе с тем, кто в сказках народов мира является одноглазым чудищем.

Начнем с русских, где оно, чудище, живет с паспортом:

Лихо Одноглазое, род не определен, место обитания — изба в глухом лесу близ гнилого болота.

Гендерная привязка, и правда, непонятная. В одних сказках Лихо в облике мужчины-великана, в других — старухи, но тоже ростом выше среднего. И тот, и другая обладают нечеловеческой силой, запросто могут подвинуть гору или там выдернуть с корнем тайгу. Характер мстительный, отличается особой свирепостью. Очень развито обоняние, в связи с чем от Лиха не спрятаться, не скрыться — учует носом. Цвет кожи грязно-зеленый. Живым от Лиха вряд ли уйдешь, о чем говорят груды костей, на которых оно почивает. Впрочем, разберемся, так ли оно страшно, как его малюют.

И прежде всего: что за имечко такое странное? Что стоит за ним? В русском языке оно со значением «беда», «зло». Но это теперь. А раньше означало «лишний».

Ненужный то есть. Избыточный, типа: «Лихо ты, давай отсюда!». И правда, кому нужна беда под боком. Так что иди лесом.

И вся родственная семейка у слова «лихо» дурная, с какой стороны ни зайди. Лихоимство, лишения, лихва. Кстати, последнюю надо прокомментировать, чтобы было понятней. «Лихва» безнадежно устарела, а когда-то была в активном употреблении и значила корыстную прибыль. Если кто-то на чем-то незаслуженно нажился, то это как раз тот самый случай. Слово ушло, а явление осталось. Но выражение «с лихвой» еще живо — с избытком, то есть больше, чем нужно. Ну и наречие «слишком» тоже в активе. Только кто знает, что в нем окопалось и дремлет Лихо. Как и в прилагательном «лихой». В девяностые мы очень осязаемо познали смысл этого слова. Годы безбашенного разгула Лиха.

Исстари люди, расставаясь надолго или идя на какое-то опасное дело, просили: «Не поминай лихом». То есть не думай плохо обо мне, не вспоминай зла. С чего вдруг такой наказ? А потому, что фраза, по сути, оберег, или мантра, как хотите. Это защита от той напасти, которую может учинить Лихо Одноглазое. Про него лучше молчать или исключительно шёпотом. Дабы не очнулось, услышав свое имя, и не принялось вредить. Так что благослови идущего, пожелай успеха и поверь, что все будет благополучно. Все обойдется, все сложится, всего достигнется. Советуют же кругом: думайте о хорошем, моделируйте его — мысль материальна.

В общем, Лихо жило в народном сознании задолго до сказок. Оно было воплощением беды, несчастной доли, безутешного горя. С ним больше, чем с другой нежитью, связывалось совокупных человеческих неурядиц. Даже самая распространенная хворь лихорадка — тоже его порождение. Это слово древнерусского происхождения со значением «желать зла». Оно образовалось из двух: «лиха» и глагола «радеть» — желать. Подумать только! И лихоманок этих было целых двенадцать: трясуница, огнея, озноба, гнетуха, грудица, глухея, костоломка, пухлея, желтуха, корчея и прочие. Уже по названию видно, какая за что отвечала. Страшное дело. А все оно — Лихо.

Это в быту. А что же в сказках? В них наш персонаж действует одинаково — вредит. Но по-разному. Однако есть особенность: Лихо на рожон не лезет, само к человеку не пристает. Как в сказке с кузнецом. Там Лихо как раз в образе старухи. Вот отрывок:

«Жил один кузнец. Все у него ладилось. И тут он задумался:

— Что это я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть, пойду поищу себе.

И пошел искать лихо. Навстречу ему портной:

— Куда идешь?

— Иду лихо искать.

— Пошли вместе».

Дальше сказка рассказывает, как добрались они по дремучему лесу до избы, как их встретила хозяйка, что с ними дальше было. Товарищем кузнеца Лихо Одноглазое закусило, а сам он едва ноги унес под проклятие: «Ты от меня еще натерпишься!»

В общем, тут мораль в точности с пословицей: «не буди лихо, пока оно тихо». Живет себе в лесу, тебя не трогает. С тобой тоже все благополучно. Вот и радуйся тому, что имеешь. Куй свое железо по призванию. Не озадачивайся лишним.

Собственно, в этой пословице, как и в самом образе, содержится сакральная сущность. Лихо, как дух зла, активизируется только тогда, когда сам человек поступает неправильно. Иначе сказать, провоцирует его своими действиями, словами, поступками.

В этом смысле Лихо Одноглазое можно воспринимать как метафору высшей справедливости, ведь в сказках и мифах оно никогда не нападает, а лишь отвечает на стороннее воздействие. Так что в итоге человек получает по заслугам. Он должен отвечать за свои поступки. Расплата в лице Лиха неизбывно настигнет. Мы всегда сами виноваты в его появлении. Будим.

Образ Лиха, в принципе, однозначен: это олицетворение зла, к которому нельзя стремиться. Но есть еще один нюанс, связанный с его сутью.

Некоторые трактуют его так: Лихо, как череда несчастий, способно преследовать самого добродетельного человека, если тот склонен к отрицательным эмоциям, если он видит мир в темных красках, если он настроен на негатив, если он не умеет радоваться. У поэта Фёдора Сологуба на этот счет есть характерное стихотворение «Лихо». В нем автор сетует, что одноглазое привязалось в нему с колыбели, и вопрошает: почему? За что? Лихо ему отвечает:

«В чьем бы дому для себя уголок ни нашло я,

Всяк меня гонит, не зная минуты покоя.

Только тебе побороться со мной недосужно:

Странно мечтая, стремишься ты к мукам,

Вот почему я с твоею душою так дружно,

Как отголосок со звуком».

Так то! Меняйте негатив на позитив. Не «стремитесь к мукам». Поверьте японцам, которые говорят, что «оса жалит плачущее лицо». Так что мрак мыслей и помыслов — тоже происки Лиха Одноглазого.

Лихо Одноглазое имеет своих клонов в сказках и мифах других народов. Прежде всего на ум приходит древнегреческий циклоп Полифем, которого перехитрил Одиссей, выколов ему единственный глаз раскаленным колом. Но там совсем другая история, на которую похож тюркский миф об одноглазом людоеде Тепегёзе из героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». Похожие легенды встречаются у азербайджанцев, якутов. У восточных славян есть сказки об одноглазом существе Верлиоке, тоже злом и коварном.

А вот Геродот описывал однооких как реально существующий этнос — аримаспы, что по-скифски означает «одноглазые». Другие античные авторы тоже упоминают о наличии этого древнего народа. Но они, видимо, поверили Геродоту, которого Цицерон назвал «отцом истории». Не исключено, что именно эта легенда отразилась в сказках северных народностей, с которыми столкнулся фольклорист Афанасьев: в них встречается персонаж Лико одноглазое. Это ли Лико стало впоследствии Лихом, неведомо.

И, кстати, есть любопытная версия о том, что когда-то давным-давно Лихо Одноглазое не имело эстетического изъяна: было о двух органах зрения. Один глаз считался подарком Белобога, другой — Чернобога. Но когда чудище приступило к службе, выяснилось, что для одних его действия — беда, а для других — благо. Чтобы устранить эту двойственность, великан попросил Белобога вынуть «неправильный» глаз. С тех пор Лихо работает исключительно на черную силу.

Так или иначе, а герой наш, Лихо Одноглазое, нам не товарищ. Потому и будить его нельзя, и поминать всуе не надо. И поговорку «лиха беда — начало» стоит трактовать иначе: «лихо — беды начало». Это будет правильнее.

 

 

Зинаида Савина

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *