Не жените водяного на сирене

6 Окт 2021 15:22
Количество просмотров: 691

То он выглядит, как с работ супрематистов: в красной рубахе, с окладистой бородой и зелеными усами. То представлен в стиле Иеронима Босха: обрюзглым пучеглазым стариком с рыбьим или коровьим хвостом, с гусиными лапами или копытами.

То он заухает, то захлопает по воде ладонями,то разразится леденящим душу смехом. То вынырнет из глубин, оседлает корягу и поплывет проказить. А это он умеет не хуже другой нечисти.

Одна из его невинных забав — переманить к себе рыбу из чужих озер и рек. Но это мелочь. Есть в списке проделок и уголовно наказуемая — утащить на дно незадачливого ныряльщика, самоуверенного пловца, рыбака, опрометчиво посягнувшего на его владения, и прочих дерзких на воде.

В супругах у него девушки-утопленницы, в прислуге — рыбы, а свита сплошь состоит из тех, кого по разным случаям поглотила пучина.

Это неполная характеристика одного из самых популярных мифических героев — Водяного. С ним связаны десятки поверий, против него созданы сотни заговоров и оберегов, он стал героем многочисленных сказок народов мира. Почитаем их.

Начнем с этой. «Дело было зимой. Пошла как-то девица одна к проруби водицы набрать. Только ведро опустила, как вдруг видит: высунулась из-подо льда страшная рыбья рожа и смотрит на нее. Девица от страха ведро упустила, вскрикнула и хотела бежать, но тут услышала голосок, жалобный, тоненький:

— Постой! Не бойся меня! Помоги мне, а я тебе тайну открою.

Девице и страшно, и интересно.

— А что надо делать? — спрашивает.

— Поди домой да прикати мне сани, — отвечает рыбина.

Повесила она ведра на коромысло и домой скорехонько побежала. Схватила сани и обратно к реке.

Прибегает и видит: сидит у проруби уже не рыбина, а парень молодой. С лица хорош: волосы русые по плечам разбросаны, кожа ясная, почти прозрачная и глаза бездонные, точно яхонты». В общем, всего не перескажешь, поэтому — финал: обманул ее Водяной, обернувшись добрым молодцем, утащил к себе, и «стала она Водяницей жить да мельников с рыбаками пугать».

В этой сказке, что в зеркале, отразились все народные страшилки и поверья, связанные с Водяным. Взять про санки — чего они ему понадобились? Тут дело в том, что накануне Крещения Водяной якобы способен прийти к крестьянам и попросить у них сани, чтобы вывезти свою челядь из воды перед ее освящением. Процедура водосвятия для них сродни египетской казни. Славяне долго в это верили. Спросите на этот счет у белорусов. Они местами по сей день стараются детские саночки перевернуть вверх полозьями — кому охота быть пособником нечисти.

Или упоминание про мельников. Их в старину нешуточно опасались якобы за связь с Водяным, что-де они ему продали душу. В народе полагали: постройка мельницы всегда связана с кровавой жертвой Водяному, и с этой целью мельники вполне могли заманить одинокого путника и кинуть его под мельничное колесо. Это, конечно, навет чистой воды, ибо мельники сами шугались стать жертвой мокрого разбойника, живущего в их омуте. А потому задабривали его подношениями, кидая всякую снедь.

Некоторые даже не жалели водки.

В общем, мутная история с этими мельницами. И то: стояли на отшибе, уединенно, на омутах. Как глянешь на картину Шишкина «Мельница в лесу», так сразу и утвердишься в мысли: да, это ПМЖ Водяного. Вот и сказка «Дана и князь» тоже льет воду на эту тему, ведь она повествует, что «в один день злая мачеха позвала падчерицу купаться близ водяной мельницы да и утопила». Ясное дело, кто ей в этом помог.

Кстати, подношения Водяному были не только от мельников, но и от всех, кто по разным надобностям оказывался в его сырых владениях. Особенно старались угодить ему рыболовы. Те за три дня до народного праздника Никиты Водопола покупали в складчину у цыган захудалую лошаденку, откармливали ее, обмазывали медом, вплетали в гриву ленты и топили в реке. Считалось плохим знаком, если несчастная всплывала: значит, Водяной отторгнул презент и хороших уловов не жди. Правда, этот грубый обычай существовал локально, где-то у поморских аборигенов. Другие довольствовались тем, что в качестве подношения отпускали в воду часть первого весеннего улова.

Что еще из характерных черт Водяного отразила эта сказка? Способность перевоплощаться. Водяной здесь предстал сначала рыбиной, потом парнем. А вообще он может прикинуться кем угодно. Вот как живописует об этой особенности норвежская сказка: «Коварен Водяной, все норовит человека под воду утащить. Потому после захода солнца будь настороже. Иной раз прячется он в нежной белой кувшинке. Рука так и тянется сорвать прекрасный цветок. Но стоит лишь его коснуться — вмиг провалишься в глубокий омут, и Водяной схватит тебя мокрыми, скользкими лапами.

Вот лежит он на берегу, обернувшись драгоценной сверкающей брошью; дотронешься — и ты в его власти. Ох уж хитер, даже забытой в траве удочкой с леской и крючками прикинуться ему ничего не стоит.

Есть у Водяного еще одна уловка: обратиться в старую, наполовину вытянутую на берег лодку. Идет мимо какой-нибудь простак, видит лодку и думает: «Что еще за ветхое корыто! А воды-то в нем сколько. Ой, да тут и старое ведро осталось!» И давай вычерпывать. Ну а после садится в лодку — и вперед!

Поначалу все идет хорошо. Глядь — на середине озера старая лодка дает течь. А потом и вовсе трескается пополам и тонет. Тогда Водяной обвивается вокруг своей жертвы и тянет ее на дно.

Бывает и так: Водяной обращается в серую лошадь, ходит, пощипывая травку, по берегу и ждет, чтобы кто-нибудь взобрался на него верхом, — тут он и прыгнет в воду вместе с седоком».

Тут норвежцы, конечно, в своем амплуа: кувшинки, удочки, лодки — страна озер и фьордов. В маловодных регионах этим набором не притворишься, потому Водяной чаще в человеческом или животном обличье. Например, в сказке Алексея Толстого он предстал в базарный день простым мужиком, и только опытный глаз мог заметить, а чего это у него в жаркий день полы кафтана мокрешеньки? Так и различал народ — по мокрому месту, где сидел, да по струям с волос. Все другое точь-в-точь человечье.

Вернемся к Никите Водополу. По старому календарю он приходился на 16 апреля — время, когда на реках начинаются ледоходы. Считалось, что вместе с ними пробуждаются и Водяные, до того мирно почивавшие в кустах ракиты. Это они начинают волноваться, крушить лед, топить берега. Зимой эта команда не чудила, их активность наступала ближе к лету. Загнанные водосвятием в ракитник на несколько месяцев, они наверстывали упущенное. И, кстати, не исключено, что запрет купаться после 2 августа первоначально был связан вовсе не с днем Ильи Пророка или оленем, макнувшим в воду копытце. Во всяком случае, южнорусские поверья твердят: купальщика утащит Водяной.

Естественно, что христианство внесло коррективы в образ Водяного. В язычестве он был хозяином рек и озер (восточные славяне звали его Озерником), к которому относились с почтением. А после из Водяного сделали страшилище, с такой характеристикой он и живет.

Та же участь постигла и его фавориток — водяниц, или русалок по-другому. Когда-то они были в статусе равны наядам — добрым духам ручьев, речушек, заводей, колодцев. Христианское мифотворчество в русалки записало самоубивиц, кинувшихся в воду, к тому же некрещеных или с родительским проклятием.

Вода их всех преображала, превращала в длиннокосых красавиц, как с картин Маковского, Крамского, десятков других живописцев. Кстати, с ними вышел казус. При жизни Пушкина, да и весь XIX век, его стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» художники иллюстрировали русалкой на ветвях со стройными ножками. А в прошлом веке пушкинскую героиню стали изображать с хвостом, который теперь намертво приклеился к русалке. Конечно, немалую роль в этом сыграла и андерсеновская «Русалочка». Тем временем, хвостатыми спокон веков были морские девы — сирены. В общем, все смешалось в головах живописцев. Достоверно одно: жены водяных выходили на берег на своих двоих. Так что русалки — это вам не сирены, которые хвостом вертят. И у этих полурыб свой хозяин — Нептун. У нашего же Водяного жена с правильным опорно-двигательным аппаратом.

 

Зинаида Савина

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *