Неповторимый мир номадов

22 Ноя 2023 11:29
Количество просмотров: 833

Работы этого художника выставлялись во многих столицах: в Алматы, Бишкеке, Ташкенте, Стамбуле, Берлине. В 2019 году в Республике Кипр проходила персональная выставка мастера, а потом все картины были переданы музею современного искусства тюркских народов.

В 2018 году персональная выставка состоялась и в Шымкенте. Несмотря на это, в своем родном городе художник остается неизвестным для большинства любителей прекрасного.

Знакомьтесь — Батухан Баймен. Его очередная персональная выставка «Номады. Черное и белое» открылась в выставочном зале Шымкентской городской универсальной библиотеки им. А. Пушкина.

Одновременно в музее изобразительных искусств третьего мегаполиса страны любителям графики и линогравюры предлагается посмотреть широкие полотна художника.

Художник Б. Баймен.

Б. Баймен — яркий представитель казахстанской школы станковой графики. Он родился в 1955 году в Тюлькубасском районе в многодетной семье учителя географии. Учился на художественно-графическом факультете Шымкентского педагогического института, который окончил в 1977 году.

«Мой учитель и наставник в институте, наш преподаватель по рисунку Темирхан Ордабеков, всегда отмечал мои зарисовки, наброски. Хотя мне больше нравилась скульптура, для дипломной работы я выбрал графику. Как руководитель, он обучил меня всем тонкостям техники линогравюры. При этом педагог был очень строг», — вспоминает Б. Баймен.

Мастер делает свои гравюры монументально.

Мастер рассказал: чтобы стать графиком, ему приходилось добровольно отказываться от каникул. Сидел и работал. А порой его наставник закрывал снаружи дверь мастерской на ключ и уходил. Но все это стоило того. На защите диплома серию графики Б. Баймена высоко оценили, отобрали работы для участия в молодежной республиканской выставке.

Отслужив в армии, Батухан вернулся к линогравюре.

«Линогравюра — мой мир, хобби на всю жизнь, работаю для себя, на творчестве никогда не наживался. Для меня делиться внутренним миром — потребность души. Иногда кажется, что я без графики взорвусь, энергии порой так много, что трудно остановиться», — говорит Батухан Абдыкеримулы.

В 80-е годы художник активно выставлялся в Казахстане и за рубежом, но надо было обеспечивать семью. Чтобы заработать деньги, в 1992-м ушел в бизнес. Перерыв в творчестве длился 15 лет.

У любой цивилизации есть взлеты и падения.

«Когда вновь приступил к творчеству в 2007-м, руки не слушались. Постепенно, копируя старые работы, вошел в колею. С 2011 года одна за другой прошли крупные персональные выставки в Шымкенте, Алматы, Бишкеке, Ташкенте. На Кипре меня ждал особенно большой успех. На открытии выставки в музее Кастеева обычно немногословный Тимур ага произнес самую длинную речь, выступил, как настоящий оратор, — так учитель был рад и горд за меня», — вспоминает художник.

На сегодня за плечами деятеля культуры Республики Казахстан, члена Союза художников Казахстана Б. Баймена более 30 республиканских и международных выставок, в том числе в Турции, Ливане, Германии, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и т.д.

В работах мастера показана исходящая из души боль.

Значительное место в творчестве Батухана Абдыкеримулы занимают произведения, посвященные жизни кочевников. Многие работы основаны на поэзии Абая. Не раз художник обращался к прозе Ч. Айтматова. Как говорит Б. Баймен, поэтика и метафоричность литературных образов классиков очень близки ему, отображают его гражданскую позицию.

Художник работает в технике цветной крупномасштабной линогравюры. Свои работы он называет монументальными. Как отмечают искусствоведы, мир еще не видел столь глубоко национальной, энергетически насыщенной печатной графики в цвете. Оценив ее уникальность, зарубежные искусствоведы занесли имя мастера в Книгу рекордов Гиннесса.

В экспозиции в центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана в Ташкенте художник представил серию черно-белых линогравюр «Великая степь», написанных в 2016 году. В нее вошли девять серий крупноформатных линогравюр на шелковой ткани: «Великая степь», «Рутина», «В пути», «Последняя игра», «Птицы перелетные», «Стена Искандера», «Прощай, Гульсары!», «Сон Аблай хана», «Тупик». Все они объединены глубокой философской мыслью о необходимости хранить от забвения историю родного края и память об истоках духовности и культуры казахского народа.

«Хотя в нас мало что осталось от предков, в душе мы все те же кочевники, номады. Проживая в городских квартирах, мы многое потеряли в языке, обычаях. Оседлый образ жизни заставляет нас, современных казахов, забыть, кто мы. Откуда и куда идем. Это большая беда», — говорит Б. Баймен.

В Ташкенте в 2018 году шымкентскому художнику предоставили самый большой — 1,5 тыс. кв. метров — центральный выставочный зал.

Справка «ЮК» Линогравюра (от слова «линолеум» + «гравюра») — гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале. Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей.

«Я тогда испугался, но согласился, выставил 150 работ по 2х1,5 метра. Больше не позволял размер линолеума. Профессиональные художники своим глазам не поверили: быть такого не может! Это принтер, не графика!» — смеясь вспоминает Б. Батухан.

Чтобы развеять сомнения, в Алматы для наглядности художник привез линолеум большого размера, чтобы продемонстрировать, что это графика. При классическом способе изготовления линогравюр на мягкую изнанку линолеума резаками наносят рисунок, затем поверхность покрывают краской, чтобы отпечатать задуманное на бумаге. Но обыч­но листы линогравюр небольшие. А Б. Батухан умудряется делать огромные полотна — до шести метров в длину!

«Гравюра — это очень жанровый вид искусства, Батухан Баймен делает ее монументально. У него огромные форматы, глубокое содержание, потрясающие сюжеты. Больше всего мне импонируют острая социальность каждой работы и призыв задуматься о том, кем мы являемся сегодня, кем были вчера и куда придем завтра», — сказала на открытии алматинской выставки организатор и куратор Л. Махат.

По словам художника, изначально выставка называлась просто «Номад». Но Л. Махат предложила назвать проект Nomad. Black&White, потому что номадическое состояние души казахского народа с нами тысячелетия, оно всегда будет с нами. Black&White — это два инструмента, которые находит художник, чтобы воплотить свои задумки в жизнь.

«Сегодня техника линогравюры почти забыта, если кто и делает, то камерные работы. Моя цель — пробудить интерес к линогравюре, поднять ее на мировой уровень. О расширении возможностей линогравюры я задумался в 2014 году перед своей первой выставкой в музее Кастеева. Чтобы маленькая графика не терялась в большом зале, часть работ сделал крупнее. Графические полотна размером до 5х1,5 метра позволяют эмоционально включить человека в мир персонажей картин, подтолкнуть к поиску ответа на свои вопросы», — рассказал Б. Баймен.

У мастера есть несколько секретов, большую часть из них он не раскрывает. Но главный не спрячешь: оттиск сделан не на бумаге, а на шелке. Материал особенно хорош и благороден в печати золотистых тонов.

«Замысел моих графических произведений не лежит на поверхности. Смотрящий сам решает, что хочет сказать художник. Кто-то вообще ничего не может понять, а иной зритель глубже меня проникает в тему», — говорит Батухан Абдыкеримулы.

Действительно, готового решения нет, все зависит от вашей фантазии и умения мыслить. Например, в работе «Последний номад» символ свободного полета — крылья падающей в пропасть крылатой лошади — можно трактовать по-разному. Почему крылатая лошадь гибнет, а бескрылые продолжают жить? В картине «Агония» через аллегорию кокпара показаны пережитые народные страдания.

Есть ли у мастера ученики? На этот вопрос художник дал ответ в одном из своих интервью: «Я никогда не работал в вузе, как Тимур ага, и подходящего ученика еще не нашел. Научить рисовать можно любого, однако способность к творческому мышлению должна быть в крови. Хорошо, если из 30 студентов в группе найдется хотя бы один с творческими задатками. Моя мать Канымкуль была народной мастерицей: текеметы, килемы, сырмаки, шитье. Из 11 детей в семье лишь я один находился рядом и всегда знал, что буду художником. Отец был категорически против. В восьмом классе не пустил меня в Алматинское художественное училище, а после десятого класса — в Ташкентский художественный институт. К счастью, в Чимкентском педагогическом институте открылся художественно-графический факультет, и он махнул рукой: сам поступай! Спасибо, мамин брат вмешался, помог, иначе не поступил бы на худграф: проходного балла на вступительных экзаменах мне не хватило», — вспоминает Б. Батухан.

При том, что за рубежом мастера боготворят и оказывают максимальную поддержку, у него есть ощущение, что искусство в Казахстане не нужно. Художник сам по себе работает, для себя же выставляется.

«Все расходы по организации выставки, начиная с аренды зала, рекламы и кончая обратной междугородней транспортировкой работ, — на художнике. Я иду на это не для того, чтобы понравиться, медаль получить, погони за славой нет. Просто, когда внутри все кипит, разве можно не рисовать и не показывать свои произведения? Хочется поделиться. А зачем, для кого? Может, себя обманываю? Мол, смотрите, какой я! Это больно: на открытии выставки в Алматы — лишь горстка друзей и знакомых. Не было ни СМИ, ни представителей Министерства культуры или акимата, кто мог бы поинтересоваться: «Какие у вас проблемы?» В Узбекистане и то лучше было по части освещения в интернете, не говоря уже о громкой пиар-кампании на Кипре вокруг моей выставки в газетах, радио, телевидении», — посетовал художник.

Экспозиция, которую создал Б. Батухан в выставочном зале Пушкинки, подчеркивает преемственность поколений и древность казахской культуры. Все это отражено в произведениях мастера.

Линографическая техника в последнее время не пользуется популярностью в искусстве, поэтому Б. Баймен поставил задачу возродить ее в Казахстане, подняв до мирового уровня. Батухан Абдыкеримулы хочет заинтересовать молодых людей этой техникой.

Мастер использует различные инструменты: камень и иглу, карандаш и бумагу, линолеум и резец, создавая полотна-саги о мире, битвах, древних сказаниях, героях и любви. Самым сложным в этом процессе он называет поиск идеи. В качестве примера Б. Баймен привел свое произведение, в котором показал преображение казахов с течением времени — от древности до современности. Как отмечают посетители выставки, прежде всего бросаются в глаза видение и индивидуальный творческий почерк художника.

Не пожалейте времени, приходите на выставку, которая будет проходить еще пару недель. Неспешно всмотритесь в каждую картину. И, быть может, благодаря творчеству Б. Баймена вы найдете ответы на многие вопросы, которые одолевают не только ум, но и душу.

 

 

Владимир Привалов

фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *