О Национальном контактном центре Казахстана по вопросам ответственного ведения бизнеса

18 Окт 2018

 В июне 2017 года Казахстан стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и 48-ой страной, присоединившейся к Декларации о многонациональных предприятиях ОЭСР.

В рамках вступления в Комитет по инвестициям ОЭСР Правительство Казахстана взяло на себя ряд обязательств, в том числе распространение принципов ответственного ведения бизнеса в соответствии с руководящими принципами ОЭСР для многонациональных предприятий (далее – руководящие принципы) посредством учреждения Национального контактного центра (далее – НКЦ).

Благодаря инвестициям компании/инвесторы (далее – предприятия) приносят значительную выгоду для экономики страны, принимающей инвестиции, в виде производственного капитала, управленческих и технологических ноу-хау, создания рабочих мест и налоговых поступлений.

В то же время существуют общественные проблемы, вытекающие из деятельности таких компаний/инвесторов, которые имеют некоторые отрицательные последствия для населения и общества в социальной, экономической и экологической сферах.

Руководящие принципы способствуют решению этих проблем, предоставляя рекомендации по добровольным принципам и стандартам ответственного ведения бизнеса в соответствии с внутренним и международным законодательствами.

Руководящие принципы представляют собой единственный всеобъемлющий кодекс поведения, одобренный на многосторонней основе. В частности, затрагиваются общественные проблемы, связанные с социальными, экономическими и экологическими последствиями деятельности предприятия для обществ, в которых они работают (в том числе и за пределами ОЭСР) и обеспечивают важные рамки для бизнеса в продвижении ответственного ведения бизнеса.

Несмотря на то, что они поддерживаются правительствами, руководящие принципы являются добровольными и не предназначены для преобладания над национальными законодательствами. Руководящие принципы не предназначены для введения различий в обращении между многонациональными предприятиями и отечественными предприятиями – они отражают передовую практику для всех предприятий любого размера, где бы они ни действовали.

Руководящие принципы являются неотъемлемой частью Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. В рамках распространения руководящих принципов учреждается НКЦ.

Национальный контактный центр – это добровольный, внесудебный механизм рассмотрения жалоб населения/общества на действия или бездействие предприятий, нарушающих принципы ответственного ведения бизнеса в соответствии с руководящими принципами. НКЦ организовывает площадку для конструктивного диалога между сторонами для обсуждения проблем, выработки предложений и путей достижения взаимного соглашения.

Любое лицо, организация или сообщество (заинтересованные стороны), которые полагают, что действия или деятельность предприятия не соответствуют руководящим принципам, могут подать официальную просьбу о пересмотре конкретного случая в НКЦ соответствующей страны.

В рамках выполнения обязательств перед ОЭСР Министерство по инвестициям и развитию РК определено НКЦ Казахстана (Постановление Правительства РК от 31 мая 2018 года № 306). Ранее данную функцию осуществлял Комитет по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК.

Кроме того, создана рабочая группа по обеспечению деятельности НКЦ (Приказ МИР РК от 12 октября 2017 года № 696) в качестве коллегиального вспомогательного органа НКЦ по рассмотрению жалоб и обращений.

В состав настоящей рабочей группы входят представители министерств по инвестициям и развитию, национальной экономики, труда и социальной защиты населения, энергетики, образования и науки, внутренних дел, Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, Национального центра по правам человека, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», неправительственных организаций и профсоюзов.

Заседания рабочей группы проходят по мере необходимости.

 Сфера деятельности НКЦ

 Ввиду того, что работа НКЦ направлена на повышение эффективности руководящих принципов, сферой деятельности НКЦ являются все области, затронутые в указанном документе. Основными вопросами, обозначенными в руководящих принципах, являются:

 раскрытие информации;

 права человека;

 трудовые и производственные отношения;

 борьба со взяточничеством, подкупом и вымогательством;

 охрана окружающей среды;

 интересы потребителей;

 наука и технологии;

 конкуренция;

 налогообложение.

 Основные задачи НКЦ

 1. НКЦ должен  повышать информированность о руководящих принципах и процедурах по их применению путем сотрудничества с заинтересованными сторонами. НКЦ должны обеспечить доступность руководства для всех заинтересованных сторон и предоставлять в случае необходимости разъяснения.

2. НЦК участвуют в решении вопросов, возникающих в связи с применением руководящих принципов, предлагая площадку для дискуссий и содействуя заинтересованным сторонам (госорганам, деловым сообществам, профсоюзам, НПО и др.). При рассмотрении вопросов НКЦ действует в соответствии с основными критериями видимости, доступности, прозрачности и подотчетности, как это рекомендовано в руководящих принципах. Необходимо отметить, что функция НКЦ не тождественна функциям судебных органов: он выступает посредником между компанией, нарушившей руководящие принципы, и пострадавшей стороной.

3. НКЦ ежегодно предоставляет отчет, содержащий информацию о характере и результатах деятельности НКЦ, включая деятельность по применению руководящих принципов при конкретных обстоятельствах.

Рассмотрение НКЦ жалоб о нарушении Руководящих принципов

При возникновении вопросов в связи с применением руководящих принципов НКЦ следует следующему ориентировочному алгоритму действий:

1. Сторона, подающая жалобу, направляет в НКЦ жалобу с приложением всех релевантных подтверждающих документов;

2. НКЦ принимает поступившую жалобу и проверяет, соответствует ли жалоба компетенции НКЦ. В случае, если поступивший вопрос относится к компетенции НКЦ, начинается работа по тщательному рассмотрению жалобы. При необходимости НКЦ запрашивает дополнительные сведения и/или документы у стороны, подавшей жалобу;

3. НКЦ направляет жалобу отвечающей стороне;

4. НКЦ оказывает консультационную поддержку каждой из сторон;

5. НКЦ выступает посредником при организованных встречах, предлагает площадку;

6. По завершении процедур и консультирования сторон НКЦ размещает в открытом доступе результаты, учитывая необходимость защиты засекреченной коммерческой и иной информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *