О «Поющем Иссык-Куле» и «Южном ветре»

18 Авг 2023 18:54
Количество просмотров: 1890

На берегу знаменитого горного озера Иссык-Куль в соседнем Кыргызстане впервые прошел фестиваль авторской песни «Поющий Иссык-Куль», который был организован ОО «Экологическое движение «Алейне Плюс» и литературно-музыкальным клубом «Белая птица».

В течение трех дней гости фестиваля наслаждались теплым пляжем, прозрачной водой горного озера, катанием на теплоходе и, конечно же, песнями под гитару у костра в исполнении лучших авторов бардовских песен. В песенном конкурсе приняли участие и наши земляки М. Рысимбетов, А. Виниченко, С. Патрашков и М. Садыков.

Своими впечатлениями о фестивале и самом конкурсе исполнителей с читателями «ЮК» поделился автор и исполнитель песен, руководитель любимой шымкентской группы «Фонограф» М. Рысимбетов.

А. Виниченко, М. Рысимбетов, М. Садыков и С. Патрашков на фестивале «Поющий Иссык-Куль».

— На Иссык-Куле подобный фестиваль авторской песни был организован впервые. Можно сказать, что первый блин не комом? Какое послевкусие осталось от пребывания на берегу озера?

— Да, у организаторов это был первый опыт проведения подобного рода международного фестиваля авторской песни. Конечно, они очень волновались. Были небольшие проблемы с организацией, но это из-за неопытности. Но в целом отмечу, что атмосфера фестиваля была классная и дружеская! Приехали барды из России, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Нашу страну представляли несколько городов. Участников в конкурсе было много.

Дело в том, что в нашем регионе уже давно не проводятся такие масштабные фестивали, поэтому все участники с большим удовольствием приехали.

— А где жили участники в течение фестиваля?

— Их разместили в коттеджах. Оплата невысокая. Еще была предоставлена площадка для тех, кто хотел поставить палатки. Проблем с выбором проживания не было.

— Кто стал почетным гостем фестиваля?

— Известный московский бард, поэт, композитор, режиссер-педагог, член Союза писателей и Литфонда России Юрий Лорес. Он был и членом жюри фестиваля, и мастер-классы проводил, и исполнял свои песни.

— Исполнителей было много, а кто Вам больше всего запомнился?

— Наши друзья — клуб авторской песни «Тоника» из Алматы. Мы с ними всегда пересекаемся на разных фестивалях. Были очень интересные ребята из Кыргызстана. Из России Олег Пронин. Мы тесно пообщались с ним, показали друг другу свое творчество.

— Вы, Марс Садыков и Андрей Виниченко представляли Шымкент. А Степан Патрашков представлял Алматы?

Фестиваль «Южный ветер» открывает новые таланты.

— Нет. Что интересно, Степан на фестивале тоже представлял Шымкент. Это было его решение, потому что Шымкент — его родной город. Он принимал участие в номинации «Исполнитель», где исполняются не свои песни, а оценивается как подача, так и исполнение. Он представил песню «Колыбельная» на стихи Александра Багметова, музыку написал я. И с этой песней он стал дипломантом конкурса.

— А Вы что исполняли?

— Так интересно получилось… В первый день фестиваля каждый город представлял свою визитную карточку. Мы, четыре человека от Шымкента, вышли на «визитку» и исполнили песню Дмитрия Обухова «Двадцать минут». Шикарная песня, она была написана про фестиваль «Южный ветер», который проводился в нашей области. Дело в том, что Дмитрий Обухов очень полюбил наш фестиваль, проникся и написал песню. Она на «Поющем Иссык-Куле», как говорится, залетела на «ура». Но почему-то, когда мы все вышли на сцену, нас представили как группу «Фонограф». Мы очень удивились, конечно. Но, видимо, потому что основной костяк группы участвовал в фестивале. Но и это еще не все. После конкурсной программы состоялось награждение, и председатель жюри спросил: «А почему группа «Фонограф» не приняла участие в номинации «Дуэты и ансамбли»?» Пришлось объяснять, что мы приехали не как группа. Нас было всего два человека.

— Вы в каких номинациях приняли участие?

— В номинации «Автор музыки», где я исполнил песню «День рождения» на стихи Александра Кушнера, и в номинации «Полный автор» спел песню «Я иду и кайфую». Кстати, с ней я стал лауреатом в номинации «Песня о родном крае». Хотя на участие в этой номинации я заявку не подавал. Жюри само так решило. И группе «Фонограф» все-таки вручили диплом «За поддержку фестиваля «Поющий Иссык-Куль». Это, конечно, приятно.

Дружеская атмосфера, улыбки и песни.

— Как Вы считаете, авторская песня живет? Есть продолжатели?

— Если говорить о Казахстане, то могу отметить Алматы, Шымкент, Павлодар, Жезказган, Актобе, недавно фестиваль авторской песни прошел в Астане. Авторская песня существует, она есть, но, знаете, в последнее время она завуалировалась что ли. Дело в том, что сейчас уже просто про горы, цветы, бабочек петь неактуально. Происходят серьезные политические события, чтобы ответить на эти вызовы, надо время для формирования нового взгляда.

— Как началось возрождение авторской песни?

— Все началось с Грушинского фестиваля. В этом году проходил уже юбилейный 50-й! Этот фестиваль собирает от 100 до 150 тысяч человек из разных стран, в том числе европейских. Там одних только сцен 30!

Справка «ЮК»

Грушинский фестиваль возник в память о простом советском парне Валерии Грушине, который погиб во время туристского похода, спасая утопающих. Произошло это в конце лета 1967 года на Саянской реке Уде.

Валера тогда был студентом и в своей среде выдающимся человеком: любитель походов и самодеятельной песни, душа компании и верный товарищ. Он учился, чтобы создавать электронику для управления самолетами, мечтал о песенном туристском фестивале под открытым небом.

Его героическая гибель потрясла и всколыхнула не только друзей, но и тех, кто его просто знал по учебе, походам и художественной самодеятельности. Через год после трагедии, осенью 1968 года, они впервые провели слет, который сегодня известен сотням тысяч людей по всему миру как фестиваль имени Валерия Грушина.

— Чем до сих пор так привлекает авторская песня?

— На фестивалях собирается очень много талантливых людей, которым есть что сказать этому миру. Но даже корифеи авторской песни сегодня отмечают, что классика жанра немного потерялась.
Если раньше пели «Милая моя, солнышко лесное…», то сегодня это и блюз может быть, и рок-н-ролл. Но факт в том, что это тоже авторская песня под гитару. На мой взгляд, это неплохо. Авторской песне уже тесно в изначально обозначенных рамках «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…». Сегодня авторская песня преобразуется в новый формат.

Однако корифеи считают, что первоначальная идея Грушинского фестиваля уходит. Идеологическая составляющая авторской песни никем не оговорена. Это неписаные правила, законы. А значит, казалось бы, и рамок нет. В последнее время на многих фестивалях «пострадали» ребята, выступавшие, так сказать, в «неформате». То есть песня хорошая, исполнение замечательное, но не в том формате. Конечно, постепенно это все равно пробивается, жюри деваться некуда, потому что человек сам сочинил песню, сам написал музыку. Значит, это авторская песня.

Жюри предстоит сделать сложный выбор.

— Что дает авторам и исполнителям участие в подобных фестивалях?

— Много чего. Прежде всего новые знакомства с людьми, которые о тебе никогда не знали, не слушали тебя как автора и исполнителя. Мне интересно узнать их мнение. А для себя я открываю новых авторов, которые интересны мне. Я умышленно поехал на этот конкурс. Честно говоря, долго решал, принимать мне участие или нет. Думал, что просто послушаю, прочувствую атмосферу… Но все-таки конкурс это конкурс. В нем своя энергетика. Испытываешь особое волнение, потому что тебя слушают, оценивают. И мне захотелось вновь это ощутить.

— В нашем городе есть площадки, где авторы могут представить свое творчество?

— В этом году мы организовали конкурс авторской песни в библиотеке имени Пушкина. Я специально пригласил людей, которые сочиняют песни, считаю, что конкурс прошел довольно-таки неплохо. Были хорошие исполнители. Конечно, молодежь мыслит сегодня немного иначе, но ей есть что сказать. Самое главное — ребята это делают дерзко и уверенно. Это замечательно! Они готовы бросить вызов закостеневшим формам.

Этот конкурс проводился с прицелом на наш фестиваль «Южный ветер», который предполагалось провести весной этого года. Я должен был знать заранее, кто у нас в городе есть, каких авторов можно пригласить, чтобы они на нем представляли Шымкент.

— Что случилось с «Южным ветром»? Почему его не проводят?

— Мы провели семь фестивалей «Южный ветер», которые прошли на ура. К нам приезжали авторы и исполнители не только из разных уголков Казахстана, но и из других стран. Но, как ни крути, все упирается в деньги, а их, к сожалению, в последнее время акимат не выделяет. Это главная причина.

В последний год мы решили найти друзей-бизнесменов, которым тема авторской песни близка и интересна. Но без участия акимата в любом случае не обойтись.

Нужны финансовая поддержка и соответствующие службы, которые будут сопровождать фестиваль: скорая помощь, ЧС, пожарные и так далее. Мы очень надеемся, что наш «Южный ветер» реанимируют.

Потому что многие авторы из Кыргызстана, России, Узбекистана и регионов Казахстана его очень ждут. «Южный ветер» полюбили, он стал брендом нашего региона. Люди стремятся к нам. Но пока, к сожалению, приезжать им некуда. Мы подсчитали, что ребята написали уже пять песен, посвященных нашему фестивалю. Это же о чем-то говорит!

«Южный ветер» собирал авторов и исполнителей из разных городов и стран.

Справка «ЮК»

Вот как о фестивале «Южный ветер» писал «Московский комсомолец»: «Южный ветер» в списке казахстанских фестивалей и слетов занимает особое место. И тому есть причина. Шымкент очень дорожит своей самобытностью и традициями. Одно из знаковых явлений — музей Владимира Семеновича Высоцкого, созданный и поддерживаемый энтузиастами, хранящими память о выступлениях великого артиста, поэта и барда в этом городе. Те, кто хорошо знает теперь уже бывшую столицу Южного Казахстана, безусловно, согласится, что шымкентцы являются патриотами своего города и края в самом лучшем смысле этого слова. И это независимо от этнической или религиозной принадлежности. Почти серьезно можно говорить о такой национальности, как шымкентец».

Фестиваль родился не на пустом месте. В начале 2000-х годов замечательный человек, поэт, журналист и писатель Кенес Исмаилов с группой друзей-туристов организовал фестиваль «Наши горы». Это были восхождения на окрестные вершины с обязательным вечерним концертом туристской песни. Затем в Шымкенте появился и, как оказалось, остался всерьез и надолго Николай Зверев, российский инженер, работавший на одном из предприятий. Ко всему прочему прекрасный организатор и автор-исполнитель. Так началась история «Южного ветра», который стал центром притяжения любителей и адептов жанра как в самом городе, так и из других дальних и ближних мест.

Люди к нам приезжали с удовольствием, показывали свое творчество, обменивались опытом, отдыхали и наслаждались природой нашего края. Им также нравился формат проведения фестиваля, условия, которые создавались. Но, к большому сожалению, обрадовать наших друзей нам пока нечем. Фестиваль не проводится уже три года. Нам немного не повезло. Перед пандемией выделили деньги на проведение фестиваля. Мы все так обрадовались, начали составлять смету, но из-за ковида ввели ограничения. Провести «Южный ветер» в таких условиях не получилось. С того момента фестиваль больше не проводился.

Добавлю, что для продвижения фестиваля, помимо средств, должен быть человек, который будет его продвигать. Таким человеком у нас был Кенес Исмаилов.

Сам автор, поэт, всей душой любящий родной край, он очень много сделал для «Южного ветра». Говорят, незаменимых людей нет, но кто заменит Кенеса Исмаилова, Алексея Гончарова, Бахыта Аширбаева, Бориса Ли? Эти люди внесли огромный вклад в развитие культуры нашего города. Благодаря им наш фестиваль продвигался.

Будем надеяться, что наш южный фестиваль все-таки в ближайшее время возродится, и мы еще услышим новых авторов и новые песни.

 

 

Татьяна Бурдель

Фото из архива

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *