Обещанного… ждут

9 Дек 2022 14:36
Количество просмотров: 479

Работники частных детских садов нашей области оказались в незавидном положении: многие еще не получили заработную плату за ноябрь.

Проблема нехватки финансирования детских садов в рамках государственного заказа, как выясняется, не новая. По словам директора филиала Казахстанской ассоциации непрерывного образования по Туркестанской области Д. Хабибовой, недополучение возникло еще три года назад, когда в дошкольных учреждениях страны было введено подушевое финансирование.

Как рассказала Дильдар Эргешовна, ассоциация работает с конца 2019 года, и с того времени постоянно поднимает вопрос финансирования частных детских садов.

«У нас уже третий год, с тех пор, как перешли от местных акиматов в прямое подчинение областному управлению развития человеческого потенциала, в конце года постоянно не хватает финансирования, — говорит Д. Хабибова. — Денег, которые нам выделяют, хватает только на девять или десять месяцев, а например, в Сарыагашском и Мактааральском районах, Арыси и Жетысае частные детские сады до сих пор даже за сентябрь не полностью получили финансирование. В других районах получили частично за октябрь. А за ноябрь вообще ничего нет. Хочу отметить, что по приказу министра образования от 2018 года № 599 местные областные исполнительные органы должны в начале года утвердить государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение и размер родительской оплаты согласно нормативу. Это сказано в пункте втором шестой статьи. Но у нас с 2018 года, когда был введено подушевое финансирование, этот норматив не оплачивался. Например, в 2020 году, когда по нормативу на каждого ребенка было 38 тысяч тенге, у нас в разных районах было по-разному: от 17 тысяч до 25 тысяч тенге. А в 2021 году по области должно было по нормативу оплачиваться по 41 тысяче тенге, а нам платили по 25 тысяч тенге. В прошлом году мы из-за этого даже вынуждены были выйти на митинг. А финансирование мы в течение трех лет недополучали, я считаю, по вине экономического отдела областного управления развития человеческого потенциала, который, как выяснилось, предоставил недостоверный учет контингента детей, подлежащих финансированию в рамках дошкольного государственного образования. То есть они неправильно составили и представили в министерство бюджетную заявку. А поскольку республиканский бюджет утверждается на три года, то мы из республиканского бюджета и недополучали финансирование. Чтобы не быть голословной, полностью привожу справку, составленную после проверки государственного аудита:

«Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет), рассмотрев Ваше обращение от 27 января 2022 года №ЖТ-М-63, сообщает следующее.

Комитетом во исполнение поручения первого заместителя Премьер-министра Республики Казахстан А. Смаилова от 21 октября 2021 года № 20-15/6451 проведены аудиторские мероприятия по вопросу обоснованности планирования выделенных трансфертов Туркестанской области из республиканского бюджета на дошкольное воспитание и среднее образование (ГУ «Управление развития человеческого потенциала Туркестанской области»).

По результатам аудита установлено следующее:

1) не соблюдаются требования нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок составления бюджетных заявок, а также допущено неверное применение Методики подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, также высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 27 ноября 2017 года № 597;

2) отсутствует достоверный учет контингента детей, подлежащих финанированию в рамках дошкольного государственного образовательного заказа, в нарушение Правил составления и представления бюджетной заявки, утвержденных приказом Министра финансов РК от 24 ноября 2014 года № 511;

3) при приобретении информационных услуг (ИС «SmartNation/Sitcen») по учету контингента детей допущены факты неэффективного использования бюджетных средств, что является нарушением ст.4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года №95-IV;

4) акиматом Туркестанской области не утвержден государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание, также размер родительской платы, что является нарушением пп. 7.3, п. 2 ст. 6 Закона РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III;

5) при размещении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, договора с дошкольными организациями в нарушение ст. 62 Закона РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III заключены без указания количества воспитанников и средней стоимости расходов на одного воспитанника;

6) представителями районных отделов управления не проводится предусмотренный пп. 2 п. 20-2 «Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования, а также на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование и дополнительное образование детей», утвержденный приказом Министра образования и науки РК от 29 января 2016 года № 122 мониторинг исполнения обязательств по договорам государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание;

7) отсутствуют соответствующие документы от районных отделов образований, подтверждающие количество педагогов для расчета потребности годовой суммы финансирования на увеличение заработной платы и доплат педагогам организаций среднего образования, что является нарушением Постановления Правительства РК от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

По итогам аудита Комитетом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите ГУ «Управление развития человеческого потенциала Туркестанской области» было направлено аудиторское заключение и предписание на устранение нарушений и недостатков».

Вот такой документ. А на местном уровне нам не выделяли денег, ссылаясь на то, что у нас субсидированный регион, детей много, детских садов много и денег не хватает. Такой позиции я вообще не понимаю. Получается, что матери виноваты, что у нас много детей? Или учредители детских садов зря стараются всех малышей обеспечить дошкольным воспитанием и обучением, а более 40 тысяч жителей Туркестанской области они зря обеспечили работой?

Что же касается ситуации нынешнего года, то в этом году нам подушевое финансирование дали по нормативу, но в некоторых районах — в Сайрамском, Казыгуртском, Мактааральском — все-таки вновь дали меньше: по 33 500 вместо 45 тысяч. А еще с 2020 года не было решения акима об утверждении госзаказа, хотя в начале года это должно происходить. Только в конце сентября вышло решение акима области, но оно нас вообще ввело в ступор. Там было указано, что финансирование будет только для детей от трех до шести лет, при этом раньше финансировались дети от одного года до шести лет.

В результате дети от года до трех лет остались у нас без финансирования, и мы были вынуждены исключить этих детей из детского сада. Можете себе представить, в каком положении оказались их родители и сотрудники, которые работали в этих группах и остались без работы?! То есть и так была сложная ситуация, а после этого она усугубилась. Недавно я была на приеме у руководителя областного управления развития человеческого потенциала, он сказал, что до конца года закроют полностью все долги. 17 ноября будет уточнение бюджета, и они смогут рассчитаться полностью с детскими садами. Но 18 ноября это уточнение прошло, но деньги нам не выделили. К слову, для доведения фактического размера подушевого финансирования до размера, определенного Методикой подушевого нормативного финансирования, региону, по информации МИО, дополнительно требуется 6,5 миллиарда тенге. Хочу обратить внимание на то, что данная проблема может повлечь социальную напряженность среди населения, а нам совсем не хочется, чтобы это произошло».

Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент газеты «Южный Казахстан» обратился в управление развития человеческого потенциала Туркестанской области.

«На основании решений маслихата в 2019 году на финансирование дошкольного образования и воспитания в 2022 году направлено 63 927 343,0 тысяч тенге, — объясняет заместитель руководителя управления развития человеческого потенциала по Туркестанской области А. Садыкова. — Из них освоено 63 619 257,9 тысячи тенге. Исполнение бюджета производилось в пределах предусмотренных средств.

Действительно, в 2019, 2020 годах перед детскими дошкольными организациями в районных, городских отделах образования ежегодно на начало года, следующего за отчетным, образовывалась кредиторская задолженность, что обусловлено размещением государственного заказа сверх предусмотренных средств, так как в то время все дошкольные учреждения находились в подведомственности местных акимов.

С 2021 года все дошкольные организации перешли на баланс управления, нами проведен анализ посещаемости детьми дошкольных организаций области и до конца текущего года будут созданы мониторинговые группы для анализа, формирования и размещения государственного заказа в детские дошкольные организации. По итогам данной работы будут даны предложения по размещению государственного заказа в соответствии с требованиями приказа Министра просвещения Республики Казахстан от 27 августа 2022 года №381 «Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, дополнительное образование детей и на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием с учетом потребностей рынка труда».

Действительно, согласно постановлению акимата Туркестанской области от 29 сентября 2022 года «Об утверждении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера родительской платы» №185 государственный образовательный заказ размещается на дошкольное образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 6 лет.

По вопросу включения детей в возрасте двух лет в государственный образовательный заказ ведется соответствующая работа. В 2021 году управлением развития человеческого потенциала был проведен мониторинг по дошкольным организациям, получающим государственный образовательный заказ. По итогам список учреждений, допустивших ряд нарушений, был направлен в правоохранительные органы. В 2022 году запланировано проведение мониторинга дошкольных организаций, по результатам которого будет утвержден список дошкольных организаций, которым будет утвержден государственный заказ».

К сожалению, сообщить о том, будет ли решен вопрос с выплатой задолженности до конца года, Ардак Мадихановна не смогла. По ее словам, по этому вопросу представитель управления сейчас находится в столице, ответ будет известен после его возвращения. Между тем упростить получение дошкольными учреждениями положенных средств, по мнению А. Садыковой, сможет ваучерное финансирование: «Ваучерное финансирование — это персонифицированное финансирование получателей образовательных услуг в рамках размещения госзаказа в дошкольных организациях.

Главное отличие ваучерного финансирования — передача права выбора организаций образования и бюджетных средств на оплату их услуг непосредственно родителям. Преимуществами ваучера от действующей схемы финансирования станет самостоятельный выбор организаций образования родителем. То есть управление средствами полностью переходит родителю посредством открытия на его имя банковского счета, куда на ежемесячной основе будут начисляться бюджетные средства на оплату услуг дошкольной организации.

Не понадобятся договоры и акты между местными исполнительными органами и дошкольными организациями, а также комиссионный подход при отборе дошкольных организаций на получение ваучера. Таким образом, ваучерный механизм определяет главным услугополучателем родителя. Никаких конкурсов и комиссий. Родитель сам выбирает для ребенка дошкольную организацию, в том числе частную, а воспитание и обучение в ней будет оплачивать ваучером, который ему выделит государство. Государство же лишь определит перечень дошкольных организаций, которые соответствуют требованиям.

Ваучерный механизм финансирования детских садов в пилотном режиме был запущен в столице с начала 2022 года в 15 частных дошкольных организациях с участием 185 родителей.

Народный банк Казахстана совместно с управлением образования столицы разработал предложения по совершенствованию механизмов реализации пилотного проекта. Полномасштабное внедрение механизма будет рассмотрено после успешного завершения пилотного проекта».

А пока же ситуация печальная и тревожная: сотрудники частных детских садов — без зарплаты, родители — в ожидании возвращения финансирования детей от года до трех лет.

 

Ирина Притула

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *