Общественное собрание

17 Фев 2021 10:14
Количество просмотров: 673

Современная культурная жизнь, конечно же, отличается от той, какая была в ХIХ веке. Народ, только начавший приобщаться к образованию через школы и училища, искал свои духовные отдушины. Каждый — свои.

Общественное собрание в доме В. Вадьяева в Ташкенте.

Всякий мало-мальски уважающий себя городок имел Общественное собрание. Это не то, что вы думаете. Собрания в Российской империи исполняли роль своеобразного клуба, где можно было проводить различные мероприятия, устраивать музыкальные вечера, показывать спектакли и «смотреть фильму». Общественное собрание разрешалось посещать людям разных сословий и званий. Можно было купить годовой абонемент (есть взнос за посещение) или одноразовый билет.

Если в городе стояли военные части, то организовывали военное собрание. Это невозможно было не сделать в Ташкенте, центре Сыр-Дарьинской области, где находился Туркестанский военный округ, а в нем служили только генералов 34 человека(!).

А купцы создавали коммерческое собрание. Кстати, в областном центре купец Вадьяев подарил один из своих домов под Общественное собрание.

Жители Туркестана и Чимкента — городов Сыр-Дарьинской области — отнюдь не относили себя к тем, кто не должен был уважать свои города.

Библиотека тюркоязычных народов К. Ергобека в Туркестане.

Чимкент опередил Туркестан по части открытия Общественного собрания. Его открыли в 1898 году в собственном доме, построенном при содействии уездного начальника подполковника Николая Ермолаевича Благовидова. Он бросил клич пожертвовать средства на постройку здания. Особенно нажимал на туземных евреев, успешно ведущих свое дело. Историк А. Добросмыслов объяснил внимание уездного начальника к этим коммерсантам: «Львиная доля мануфактурной торговли и скупки хлопка, хлеба и сырья принадлежит евреям Якубу Абжирову и Боруху Гадову».

Но деньги собирали и по подписке от простых граждан.

Чимкентских членов Общественного собрания было количеством 40 человек, в котором значительную роль играли купцы. На Рождество и Новый год, Пасху ими устраивались благотворительные мероприятия для детей «несостоятельных граждан». Но, разумеется, в собрании обеспеченные дамы могли продемонстрировать свои наряды.

В Туркестане Общественное собрание открыли при Чимкентском уездном начальнике полковнике Михаиле Петровиче Синельникове в 1907 году. По описанию того же А. Добросмыслова, оно «не отличается от других общественных собраний в других уездных городах». Но меня поразил факт, что собрание в Туркестане содержалось не только за счет взносов, но и за счет карточной игры, что заставило обогатить свои нулевые познания в этой области. Карточные игры — это своеобразный отдых людей особой страсти. Или от скуки, когда ничем другим нельзя заняться.

Н. Каразин и статья об игральных картах в «Огоньке».

По правилам каждая новая игра требовала новых колод карт, которые привозились в город из центра Российской империи. Карты были преимущественно закуплены в Западной Европе. Картежников не особенно жаловали цари, их вообще предлагалось «бить батогами». Однако охота поиграть в карты да что-нибудь выиграть, даже фабрику, поместья, разгоралась все больше и больше. Карточный азарт требовал много и много колод карт. Особым шиком в карточной игре считались колоды, автором которых был уже вышедший в отставку капитан 4-ого Туркестанского линейного батальона Николай Каразин. Изучение его биографии приобщило к детским книжкам, иллюстрированным Николаем Николаевичем. Каразин не только военный, участник среднеазиатских походов, писатель, но и художник-баталист. Именно он стал автором первых русских национальных колод карт, которые продавались как «Высший сорт». Предполагаю, что их стали привозить в Туркестан из российских городов уже по железной дороге.

С ними познакомились читатели «Огонька», иллюстрированного обозрения общественной и политической жизни, науки и изящных искусств — приложения к «Биржевым ведомостям».

Мною слишком много места уделено картам. Что поделаешь, если Общественное собрание, где люди культурно отдыхали, поддерживалось карточными играми.

Были и другие пристрастия — библиотеки. В Чимкенте ее открыли 27 мая 1899 года, как раз к 100-летию Александра Сергеевича Пушкина, чье имя ей было присвоено. Книжный фонд формировался за казенный счет и с помощью пожертвований в виде книг со стороны граждан.

Для библиотеки нашли место в здании Общественного собрания. Газета «Русский Туркестан» писала, подчеркивая, что городские общественники «исходатайствовали разрешение из суммы города 300 рублей одновременно на устройство городской библиотеки и по сто рублей ежегодно на ее содержание».

Но вряд ли в Чимкенте, выскажу свое мнение, библиотека была бы открыта, если б генерал-губернатором Туркестанского края оставался Михаил Григорьевич Черняев, тот самый генерал, что штурмовал Чимкент. Не без участия его предшественника Константина Петровича фон Кауфмана в Ташкенте была открыта в 1870 году Публичная библиотека (сейчас — Национальная библиотека Узбекистана имени А. Навои, хранилище уникальных книг и документов), в которую в годы становления для поддержания фонда присылали книги, редкие издания из крупных библиотек Российской империи.

М. Черняев закрыл ее, как не посчитал нужным и существование сельскохозяйственного питомника и другого. Он был воякой, но отнюдь не мудрым правителем Туркестанского края.

На этом посту он пробыл неполных два года.

Заступивший на место генерал-губернатора Николай Оттович Розбах приложил силы, чтобы вернуть книги в библиотеку.

В Туркестане библиотека была открыта в 1908 году, содержалась она 300 рублями городской казны и деньгами подписчиков. Их было два десятка человек. Помещалась библиотека при городском хозяйственном управлении, состояние которого было «не совсем удовлетворительным».

В библиотеках была и периодическая печать. Кроме того, на газеты и журналы подписывались жители Туркестана и Чимкента, которые передавали некоторые экземпляры в читальные залы. Например, в 1910 году самыми распространенными газетами в уездном городе были «Биржевые ведомости». 26 экземпляров издания разносили почтальоны по адресам. «Русское слово» и «Туркестанский курьер» в общей сложности выписывали 12 человек.

Сейчас в мире идет цифровизация, однако к бумажным носителям, книгам, люди тянутся по-прежнему.

В центре Туркестана, а не на задворках, будет стоять трехэтажная библиотека, где собраны многие технологические методы работы с читателями, научными учреждениями мира.

Появилась в городе библиотека редких тюркоязычных народов благодаря ученому Кулбеку Ергобеку. Продолжается традиция формирования фонда библиотек не только с помощью государства, но и благодаря подвижничеству интеллигентов, как это было больше века назад.

Туркестан — город будущего, где карточная игра…

Уже не о том «времяпровождении» надо вести речь. Театры, музеи, духовные центры… Есть где себя занять и отдохнуть от всей души.

 

Людмила Ковалева

Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации Х. Кичкембаеву, сотрудницу областного государственного архива.

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *